Поиск по сайту

Повторительно-обобщающие уроки истории в системе дистанционного обучения: опыт учителей


Авторcтво: Баранова Елена Сергеевна, учитель истории ГБОУ школа № 110, Григорьева Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 517, Малаховская Анастасия Николаевна, учитель истории, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района


В 2020 г. весь мир столкнулся с пандемией COVID-19, которая затронула все сферы общественной жизни, включая и систему образования. В конце марта перед учителями России встал вопрос организации учебного процесса в условиях сложившейся ситуации.

Министерство просвещения Российской Федерации в марте 2020 г. разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения. Рекомендации были составлены в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г., а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23 августа 2017 г., в котором обозначены порядок организации и осуществления образовательной деятельности при помощи электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В методических рекомендациях в пункте 7 внимание педагогов, которые реализуют образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, было обращено на то, что необходимо «создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания» [3].

Стоит напомнить, что в отечественной дидактике уже с конца 1990-х гг. разрабатывался вопрос организации и реализации дистанционного обучения в школе. Это представлено в работах А.А. Андреева, Т.П. Зайченко, Д.А. Иванченко, Е.С. Полат, А.В. Хуторского и др [2].

В широком смысле, дистанционное обучение эти исследователи понимали как обучение, которое позволяет учащемуся получать учебные материалы, консультации преподавателей при помощи Интернета. Они подчеркивали, что взаимодействие учителя и учащихся происходит на расстоянии при помощи Интернет-технологий.

К видам дистанционного обучения относят чат-занятия, когда все участники образовательного процесса имеют доступ к чату, в котором происходит общение учителя и учащихся с целью освоения предметного материала. К таким вариантам, возможно, отнести создание групп «Вконтакте», googledoc и т.п. Другим видом дистанционного обучения являются веб-занятия, когда урок идет в он-лайн режиме при помощи Интернета. Самыми популярными стали платформы «Skype», «ZOOM», позволяющие организовывать видео-конференцию, видео-беседу с участием учителя и всего класса.

Перед учителем-предметником в апреле 2020 г. встал вопрос организации методически и содержательно полноценного урока в системе дистанционного обучения на практике «здесь и сейчас». Безусловно, урок в дистанционном формате должен был сохранить все образовательные компоненты: цель, содержание, методы, формы организации и средства обучения.

В статье представлен пример педагогических практик учителей истории Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга по организации повторительно-обобщающих уроков истории в формате дистанционного обучения.

Следует обратить внимание, что повторительно-обобщающий тип урока имеет свою специфику, которая напрямую связана с дидактической целью такого урока. Повторительно-обобщающий урок предполагает закрепление и систематизацию изученного ранее материала, при этом отличительным методическим условием повторительно-обобщающего урока является то, что урок должен содержать «материал теоретического обобщающего характера, способствующий установлению преемственных связей в историческом развитии» [2, с. 156-157].

При отборе материала для такого урока в системе ДО важное значение приобретает наглядность учебного материала. «Наглядный метод обучения истории предполагает способ освоения исторического содержания на основе зрительного восприятия учебного материала. Использование наглядного метода повышает точность восприятия исторической информации» [2,с. 139]. Эффективность этого метода повышается, если учащиеся выступают в роли создателей, «проектировщиков» визуального материала, о чем свидетельствует педагогический опыт, представленный в статье.


Опыт организации повторительно-обобщающего урока по истории в 6 классе с применением технологии - работа с «визуальными стендами».


Григорьева Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания, высшая категория

ГБОУ Школа № 517 г. Санкт-Петербурга


Тема урока: Урок повторения и обобщения

Класс: 6 «А».

Цели урока – систематизировать материал, изученный в курсах «Всеобщая история» и «История России» за 6 класс, синхронизировать изученные исторические события и факты.

Задачи урока:

• вспомнить периоды Всеобщей истории и Истории России, которые учащиеся изучали в этом учебном году;

• вспомнить важнейшие даты, события, имена в истории Средних веков и Истории России с древнейших времен и до начала XVI в.;

• выстроить имеющиеся у учащихся знания в виде логико-хронологического ряда и причинно-следственных связей, для лучшего понимания специфики и значения различных исторических периодов в общей канве истории.

Технология «визуальные стенды»:

• формируется небольшая исследовательская группа из учащихся;

• далее учащиеся определяют, «что же обязательно должно быть на стенде, а чем в конечном итоге придется пожертвовать». Здесь проявляется умение учащихся выделить и обозначить ключевые исторические факты и события изученного периода (например, «Все европейское средневековье на одном квадратном метре»: от падения Западной Римской империи до падения Византии);

• далее учащиеся приступают к поиску иллюстративного материала, подготовке подрисуночных подписей и текста, который будет на стенде;

• далее разрабатывают макет и приступают собственно к оформлению «визуального стенда».

В течение учебного года в работе по созданию и оформлению «визуального стенда» могут принимать участие все учащиеся класса, что способствует развитию исторического мышления школьников. Для «слабоуспевающих» это отличный вариант проявить себя творчески и еще раз выучить и закрепить самые важные исторические факты и события, учащиеся могут выступать и в роли экскурсовода друг для друга. Такие стенды можно использовать и для контрольного зачета.

В связи с этим, и в системе ДО для повторительно-обобщающего урока был выбран в качестве основного метод «визуального стенда», который является понятным и знакомым для учеников.

Ход урока:

Для синхронизации ключевых исторических событий «Всеобщей истории» и «Истории России» в 6 классе были использованы «визуальные стенды», которые учащиеся 6 «А» сами создавали в школе в течение учебного года.

Так, по Всеобщей истории мы использовали:

Во-первых, рисунок-схему по периодам (см. рис 1): вспомнили, какой период ВИ изучали в 5 классе и определились с тем, какой будем изучать в 7-м;


  Рисунок 1.

Во-вторых, фотографию нашего стенда, который мы делали вместе с учениками 6 «А» класса по итогам изучения Средних веков в декабре 2019 г. (см. рис. 2). Каждому учащемуся в рамках повторительного урока было предложено вспомнить основные даты и события, имена и понятия по истории Средневековья и наш стенд был им в помощь.


  Рисунок 2.

По истории России, на изучение которой по учебному плану приходится две трети учебного времени, учащимся было предложено вспомнить ключевые моменты отечественной истории от образования Киевской Руси в IX в. и до формирования единого централизованного государства во второй половине XV в. со столицей в Москве, провести исторические параллели между ключевыми событиями российской и всеобщей истории. К слову, и после возвращения на линейную модель преподавания истории самой насыщенной в плане объема изучаемого материала остается программа для 6-х классов.

В качестве иллюстративного материала урока опять-таки была использована фотография нашего стенда по князьям Киевской Руси, сделанного самими учащимися по итогам изучения начального периода российской истории (см. рис 3). Предполагалось подготовить подобные стенды и по следующим периодам, но эпидемия внесла свои коррективы.


Рисунок 3.

Кроме того информационная карта урока для учащихся (информационные карты всех уроков во время ДО помещались в специальное облачное хранилище на сайте школы) содержала: вопросы и задания по периоду политической раздробленности Руси (в частности, вопросы по карте «Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.»; задания по культуре Руси и т.д.); итоговую обобщающую таблицу по материалу, который учащимся пришлось изучать исключительно в рамках дистанционного обучения (см. табл.4).


Рождение Московской Руси


Таблица 4

Правление:

первых князей:

1276-1303 Даниил Александрович

1303-1325 Юрий Данилович

1325-1340 Иван I Данилович Калита

Дмитрий Иванович Донской

1359-1389

  • Василий I и Василий II Темный

1462-1505 Иван III

1505-1533 Василий III Иванович

Важнейшие даты и события

1276 – московское княжество стало самостоятельным

1380Куликовская битва

(Мамаево побоище)


1480 – Стояние на Угре (хан Ахмат): конец монгольского владычества

Главное содержание и итоги этапа

Борьба с тверскими князьями

↓↓↓

Возвышение Москвы

(см. причины)

Борьба с Ордой

↓↓↓

Москва – центр объединения Руси (фактически уже столица)

Собирание русских земель

↓↓↓

Создание единого централизованного гос-ва

Дополнительно

1327 – Иван Калита подавляет антиордынское восстание в Твери


С 1328 – Москва – религиозный центр Руси (в нее переезжает митрополит)

1378 – победа на реке Воже в Рязанской земле


1382 – набег хана Тохтамыша на Москву (снова пришлось платить дань)

2 четв. XV в. – Московская усобица**

1408 – набег хана Едигея на Москву

  • Присоединение:

1478 – Новгорода

1485 – Твери

Начало 16 в. – Пскова, Смоленска и Рязани (окончание собирания русских земель при Василии III)

*о правлении Василия III мы будем говорить с вами уже в след. учебном году: это наша первая новая тема!

** борьба Василия II Темного (за новый семейный принцип наследования власти, т.е. от отца к старшему сыну) с его дядей Юрием Дмитриевичем (за старый родовой принцип, т.е. к старшему в роду), а затем с детьми последнего Василием Косым, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным


Полагаем, что, несмотря на определенные сложности, с которыми все мы столкнулись, опыт дистанционного обучения, был весьма полезен и для учащихся, и для учителей и нуждается в определенном осмыслении. Что же касается технологии «визуализации», то она, на наш взгляд, неплохо работала и работает как и при классно-урочной системе, так и в системе ДО, особенно когда нужно осуществить повторение большого объема изученного материала.


Опыт организации повторительно-обобщающего урока по истории в 7 классе с применением технологии – создание «интеллект-карты».

Малаховская А.Н., учитель истории, категория

ГБОУ школа

Тема урока

Класс

Цель

Задачи

Технология – создание «интеллект-карт»

Ход урока




Опыт организации повторительно-обобщающего урока по истории в 9 классе с применением технологии - заполнение «чек-листа».


Баранова Е.С., учитель истории, первая квалификационная категория

ГБОУ школа № 110 г. Санкт-Петербурга


Тема урока «Повторение изученного материала. Внутренняя политика от Александра I до Николая II»

Класс 9 «В»

Цель – актуализировать изученный учебный материал для теоретического осмысления учащимися фактического материала

Задачи:

  • Вспомнить ключевые имена, даты, события истории России в XIX в;

  • Соотнести имена, даты, события, выстроить их в логический и смысловой ряд;

  • На основе анализа фактического материала сформулировать характеристику изученного периода.

Технология – заполнение «чек-листа»

В самом общем варианте, чек-лист – это детализированный список дел или вещей, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. В практике учителя чек-листы можно использовать для изучения нового материала, для систематизации изученного материала, для актуализации знаний. Это может быть готовый список самой важной информации, но гораздо более эффективно чек-лист работает, когда учащийся заполняет его сам. Смысл заключается в том, что часть информации в чек-листе уже представлена, а другую часть информации учащийся должен заполнить самостоятельно.

При заполнении схем и таблиц учащиеся демонстрируют навык аналитического мышления, учащиеся анализируют и группируют информацию согласно обозначенным пунктам. Здесь работает технология формирования умений познавательной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).

Ход урока

Для повторительно-обобщающего урока учащимся было предложено заполнить чек-лист, разработанный учителем. Стоит оговорить, что чек-лист был заранее отправлен учащимся, следовательно они могли с ним ознакомиться и в наилучшем варианте распечатать, либо подготовить разлиновку на листе формата А4 (см.Таблицу 5).

Пропуски в таблице, отмеченные знаком «……» – это активное поле для работы учащегося. Во время он-лайн урока по «Skype» учащиеся заполняют пропуски, в конце занятия у них получаются активные чек-листы с необходимой информацией. Термины и личности прописывает учитель, с одной стороны, чтобы у учащихся было правильное написание терминов и имен исторических деятелей, с другой стороны, более подробная информация уже содержится в тетрадях учеников. При этом учащимся предлагается проработать, вспомнить и вписать даты, соотнести даты-термины-имена в процессе обсуждения. Для повторительно-обобщающих уроков важно преобразовать накопленный фактический материал в теоретический, то есть активизировать познавательную деятельность учащегося, нацелить учащегося на формирование выводов. В таблице даны фрагменты выводов, а концовки учащемуся предлагается составить самостоятельно.

Таблица 5.

Правитель, годы правления

Ключевые события/ Внутренняя политика

Термины

Личности

Итоги внутренней политики

______________

______________


  • «….» г - Министерская реформа

  • «….» г. - реформа образования

  • 1804 г. – «…..» устав

  • «….» г. - Конституция Царству Польскому


Негласный комитет


Министерства



Военные поселения


Государственные крестьяне


Консерватизм





М.М. Сперанский


А.А. Аракчеев


Н.Н. Новосильцев




1.Реорганизация системы управления страной привела к «….»

2.Крестьянский вопрос «….»

3.Либеральное направление политики после 1812 г. повернуло в сторону «…..»

_______________

________________



  • 14 декабря 1825 г. – это «….»

  • 1826 г. создание «….»

  • ….г. – «чугунный» цензурный устав

  • 1832 г. – звания о почётных гражданах

  • 1832 г. –учреждение майората

  • 1842 г. – указ об …… крестьянах

  • 1839 - 1843 г. – это …..реформа …..

Декабристы

Северное и Южное общество


Теория официальной народности


Майорат


Обязанные крестьяне

Либерализм


Западники

Славянофилы


Социализм

Теория русского общинного социализма

Н.М. Муравьев


П.И. Пестель


С.П. Трубецкой


С.С. Уваров


А.Х. Бенкендорф


П.Д. Киселев


Е.Ф. Канкрин


П.Я. Чаадаев


А.И. Герцен


1 Попытка выстроить «патриархальное государство» …..

2. Крестьянский вопрос ….

3. Ни один вопрос ….

_______________

________________





  • 1861 г - это отмена «…..»


  • 1861 г. – «Земля и воля»


  • ……г. – судебная реформа


  • 1864 г – реформа

…..самоуправления


  • 1870 г. – реформа городского самоуправления


  • 1874 г. – военная реформа


  • 1874 г. - «Хождение в народ»

  • 1876 г. –новая «Земля и воля»

  • 1879 г. «Черный передел» и «Народная воля»


  • 1 марта 1881 г. - ……

Выкупные платежи


Временнообязан

ные крестьяне


Чересполосица


Мировые суды

Суд присяжных


Земства


Реальные гимназии


Всеобщая воинская повинность


«диктатор сердца»


Революционный лагерь


Народничество

(пропагандистское, бунтарское, заговорщическое)


Я.И. Ростовцев


Н.А. Милютин


Д.А. Милютин


А.В. Головин


М.Т. Лорис-Меликов


Н.Г. Чернышевский


П.Л. Лавров

М.А. Бакунин

П.Н. Ткачев


1. Результат реформ…..

2. Крестьянский вопрос…..

3. Половинчатый характер реформ привел к росту ….движения в результате ……




_______________

________________


  • 1885 г. – Морозовская стачка

  • 1886 гг. – законы, упорядочивающие отношения между предпринимателями и рабочими

  • 1889 г. – институт земских начальников


  • 1890 г – положение о земских учреждениях, ограничение принципа всесословности

  • 1892- финансовая реформа ….



Фабричная инспекция

«теория малых дел»


«политика твердой руки»


Марксизм


Издольщина

Изпольщина

Раскрестьянивание


Протекционизм

Индустриализация

«золотой червонец»

К.П. Победоносцев

Н.П. Игнатьев

Д.А. Толстой


М.Н. Катков


Г.В. Плеханов


С.Ю. Витте



1.Правление Александра III характеризуют как политику между консерваторами и либерадами

2. В период правления завершился …..переворот

3. Рабочий вопрос ….

_______________

________________



  • 1898 г. образование РСДРП

  • 1903 г. - раскол РСДРП на «…..»

  • 1905-1907 г. – «……»

  • 9 января 1905 г – «……»

  • 17 октября 1905 г. – манифест о создании «…..»

  • «……» г. – декабрьское вооруженное восстание

  • 9 ноября 1906 г. – указ о свободном выходе из общины с установлением частной собственности

  • «……».–I Государственная дума«кадетская»

  • 20 февраля– 3 июня 1907 г – «…….» «левая»

  • 3 июня 1907 г. – новый избирательный закон «…..»

  • «……» - III Дума

  • Апрель 1912 г. – Ленский расстрел рабочих

  • Осень 1912 г. –

созыв IV Думы

Эсеры

Большевики

Меньшевики

Октябристы

Кадеты

Черносотенцы

Социализация земли


Революция


Военно-полевые суды


Отруб


Хутор


Переселенческое движение



П.Б. Струве

П.Н. Милюков

В.И. Ленин

Л. Мартов

В.М. Чернов

А.И. Гучков

В.М. Пуришкевич

П.А. Столыпин

1. Эволюционное развитие страны ….

2. Решение аграрного, национального, рабочего вопросов….

3.Рост оппозиции…..


В качестве вывода, можно оговорить, что данные чек-листы являются базой и для подготовки к ЕГЭ по «истории» к заданию «историческое сочинение», где требуется привести два события, две личности и дать характеристику периода. Согласно психолого-возрастным особенностям учащихся, данные чек-листы уместно использовать в 9, 10 и 11 – х классах.


Таким образом, в рамках дистанционного обучения учителю стоит и даже необходимо использовать технологии, которые работали и на «обычных» уроках истории в классе. Это позволит сохранить принцип «natural learning manner». При этом, дистанционная форма обучения позволяет создать задания, которые позволят проявить и практические навыки учащихся. Особое внимание стоит уделить наглядности учебного материала, чему способствуют интернет-технологии.


Литература:

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997; Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с; Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения : монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с; Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006; Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.

  2. Методика обучения истории: учебник для студ.уч.высш.обр. / под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. – М.: Академия, 2014. – 453 с.

  3. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Министерство просвещения Российской Федерации / URL доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/ (дата обращения: 28.05.2020)


Поделиться: