Поиск по сайту

“Милостивые помилованы будут”. Осмысление слова “Милосердие” на примере произведений для детей писателей А.С.Шишкова и Б.Н.Сергуненкова. Мастер-класс


Авторcтво: Аладьина Елена Михайловна, воспитатель МБОУ «Колосок» пос. Борисоглебский


             Каждый ребенок раньше или позже сталкивается с проявлением жестокости сверстников, а иногда и сам бывает безжалостен. Как помочь ему понять, что с другим – человеком ли, четвероногим другом, птицей, муравьем следует поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступали? Ответ на вопрос как научить ребенка милосердию может дать художественное произведение, в котором главное - мгновенный, сердечный отклик на боль другого… Но прежде определим смысл слова: что это такое - милосердие? И каково происхождение этого слова?
             В первой части слова МИЛОСЕРДИЕ очевиден корень «мил». Во многих славянских языках слово «милый» означает «любимый». В литовском «mielas», в латышском «milla»-любовь. Исторически однокоренные с «мил» слова: «мир», «мягкий», «мука», «мять», «мякоть» (Словарь П.Я.Черных.) Второй корень «серд» - сердце. «Милосердие» - «сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость», - так разъясняет это слово В.И.Даль. Как зерно зрелого колоса, милость может принести добрые плоды в сердце помилованного, милуемого. Кто проявляет милосердие, несет свет радости.
Работа с текстом художественного произведения для дошкольников может быть ознакомительной, воспроизводящей и углублённой - по выявлению менее очевидного смысла. В этом нам поможет словарь. Ознакомительная - репродуктивная работа - необходима для выявления того, насколько дети поняли сюжет. При этом мы обычно обращаем внимание детей на особенность жанра текста. После прочтения выясняем, чем отличается рассказ от сказки, стихи от прозы. Выявляем особенности басни. Для того, чтобы перейти впоследствии к цели работы - постижению сути текста, нужно быть уверенным, что дети поняли ход событий, запомнили действующих в произведении героев и подумали бы над причинами их поступков. Приведу пример репродуктивной и углубленной работы с текстами двух произведений на тему милосердия и отзывчивости. Данная работа была проведена с воспитанниками разновозрастной группы нашего сада «Колосок» и, затем, - как мастер-класс с воспитателями, участниками научно-практического семинара образовательной площадки «Применение корнесловно-смыслового подхода в практике работы современного педагога», который состоялся 14 июня 2018 г. на базе МУ ДПО «ЦСУОП».

                                 Ход мастер-класса «Путешествие по произведению вслед за автором»

            Подготовительная работа. - Ведущий. Сегодня у нас будет счастливая возможность познакомиться с двумя текстами на схожую тему. Один текст писателя Александра Семёновича Шишкова «Награждённое сострадание» напечатан почти 200 лет тому назад, а другой написан недавно, лет 10 назад нашим современником Борисом Николаевичем Сергуненковым - «Чудесная корова». В этих текстах есть сходства и различия. Сейчас мы познакомимся с первым текстом - А.С.Шишкова, который вы имеете на рабочих столах. Ваша задача в ходе чтения подчеркнуть слова, в которых, с Вашей точки зрения, содержится главный смысл. Предлагаю вам по завершению нашей работы назвать их. На рабочих листах запишите имена авторов произведений и названия текстов.
            Поочередное чтение произведений, в ходе которого участники мастер-класса подчеркивают в текстах ключевые слова и делают необходимые пометки. В ходе первой, репродуктивной части работы с текстом, ведущий выразительно читает текст А.С.Шишкова и знакомит коллег с вопросами, которые были заданы детям при изучении произведения:
- Интересно ли вам было слушать тексты? Поясните. (…) - К какому жанру принадлежит этот текст? (Рассказ.)- Почему? (Так могло быть на самом деле.)- Назовите главных героев произведения. (Аннушка, собака.) - Что хотели сделать с собакой дети? (Утопить в реке.)-Какие чувства испытывала Аннушка по отношению к собаке? (Сочувствие, жалость, сострадание, ведь собака попала в беду.)- Какой была маленькая Аннушка? (Храброй, заботливой, доброй, жалостливой.) - Понравилась ли вам Аннушка? Почему? (Да, потому что она взяла собаку к себе и заботилась о ней, проявила милосердие) - Как бы вы поступили на месте Аннушки? (Тоже побежали бы спасать собачку.)- Почему Аннушка взяла собаку себе?(Собака была бедненькая, некрасивая: Аннушке стало жалко собаку)- А как вела себя собака, попав к Аннушке? (Всё время была с Аннушкой, не отходила от неё.)- Как отблагодарила собака Аннушку? (Спасла от вора, который хотел убить и обокрасть девочку: собака стала лаять.)- Что добро в этом произведении? (То, как поступила девочка: спасла собаку и потом заботилась о ней; и то, что собака спасла девочку от вора.)- Что не добро в этом произведении? (Ребята хотели утопить собачку. Вор забралс в дом и хотел убить Аннушку.)- Почему в рассказе побеждает добро?(Потому что девочка сочувствовала беде другого живого существа, сострадала. …Потому что девочка храбрая – не побоялась вступиться за беззащитное животное)- Чему учит этот рассказ? В чём смысл этого произведения?(Рассказ учит доброте; заботе; сочувствию; надо быть добрым; нужно совершать добрые поступки и добро к тебе вернётся; заботиться о людях и животных, которые попали в беду; не надо проходить мимо, если кто- то попал в беду; нельзя обижать беззащитных животных.) - Какие добрые слова вам понравились и запомнились? (Спасла, попечение, блажен.)- Какие слова главные в этом произведении? (Сострадание, блажен.)- А вы совершали когда-нибудь добрые поступки по отношению к животным? (Дети вспоминают: подобрали бездомную кошку, кормили птиц, спасли раненого воробья, успели спасти котёнка от колёс автомобиля, делали скворечники и кормушки для птичек, кормили бездомную собаку…) - Как вы понимаете название рассказа «Награждённое сострадание»? (Кто сострадает, тот трудится душой. Девочка проявила сострадание - труд души. Нужно усилие души, чтобы внутренним зрением увидеть чужую боль, почувствовать ее, как свою и помочь делом.)
Ведущий: Награждённое – от «награда»: когда человек что-то получает, становится богаче. В рассказе речь идет о нематериальной награде: девочка приобрела верного друга. - Были ли вы свидетелями, когда ребята издевались над животными, насекомыми? … - Почему они это делали? (Детей никто не предупредил, что это плохо.)- Какие главные слова в этом рассказе вы выделили, подчеркнули? (Сострадание…и другие варианты ответов.)- Какой вывод мы можем сделать из прочитанного? (Ответ в самом названии. Девочка пожалела собаку, проявила сострадание, и собака отблагодарила девочку, спасла ее жизнь.). - В чём вы видите смысл этого произведения? (Твори добро - и тебе добро вернётся). - А сейчас давайте попробуем углублённо осмыслить этот текст. Подумайте, о чем еще можно беседовать с детьми: попробуем найти не выявленные проблемы. … - Давайте с вами посчитаем, сколько добрых поступков совершила Аннушка на протяжении всего рассказа? (1 – Заступилась за собаку; 2 – пожертвовала деньги; 3- вымыла собаку и посадила с собой в коляску; 4 – взяла под своё попечение; 5 – проявила стойкость, не согласившись с нянюшками, советовавшими отказаться от собаки; 6 – каждый день её сама кормила.) … Это то, чему мы должны учить детей. - Какой сокровенный смысл этого текста? (Подсказка: в чём была опора для девочки, проявившей последовательную твёрдость)? (Девочка так убеждена в своей правоте, потому что для неё существенны слова: «Блажен, иже и скоты милует. Блажен – более, чем только сейчас счастлив, счастлив постоянно. Для неё являются опорой слова Священного Писания).
           Затем переходим к осмыслению сказки современного писателя Бориса Николаевича Сергуненкова «Чудесная корова». После определения жанра и репродуктивной части работы по осмыслению текста, также обращаемся к ключевым словам сказки.
           Знакомимся со словарной статьей слова БЛАЖЕН в словаре «Глаголъ» В.В.Семенцова, выписываем наиболее существенные положения словарной статьи, затем - словарной статьей СЧАСТЬЕ. Обращаем внимание на сходство и различие смысла слов БЛАГО и СЧАСТЬЕ. Слово СЧАСТЬЕ происходит от трех древних корней: приставочного с/со- «единение, сочетание», основного *(s)kej- «рвать на части, резать» и дополнительного (суффикса) -ьj- «совокупность однородных частей». Единое корнесловное представление: «сочетание разорванного на части». В русском языке существительное имя счастье устойчиво сочетается с прилагательным именем полное. В современном речевом обиходе стало общепринятым придавать слову счастье значение чего-то достижимого, желаемого и искомого в этой жизни. Суетясь и страдая от несчастий, внутренней разобщенности и внешних разделений, многие современные люди упорно продолжают внушать себе и другим иллюзию собственного счастья. Следствием этой иллюзии становится избегание настоящей жизни, уход от нее и из нее в алкоголизм, наркотический дурман и в виртуальные компьютерные миры. Между тем, Новый Завет, дарованный и утвержденный Словом Божиим Иисусом Христом, открыл каждому современному человеку путь к вполне достижимому и реальному блаженству. Христовы Заповеди блаженства не называются заповедями счастья даже в Синодальном переводе, который допускает замену слов благо и блаженный словами счастье и счастливый только в текстах Ветхого Завета. В Новом Завете слова счастье нет совсем ни в древнем тексте, и ни одном из современных переводов на языки мира. Зато есть однокоренное словосочетание благая часть: «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (От Луки, 10:41-42). Противоположным однокоренному со счастьем слову часть в русском языке является слово целое. Разделенное на части человечество не может стать счастливым, то есть самовольно собрать себя по частям в единое целое. Зато открыт иной путь к победе над разделением и смертью: исцеление благодатью Божией и, как следствие, вечное блаженство во Христе. Бог хочет спасти и исцелить человека, надо чтобы этого захотел и сам человек. (Словарь ГЛАГОЛЪ. В.В.Семенцов).

                         Пояснение для детей (В.В.Семенцов): Что такое счастье? - Захотел ребенок сложить порванную на части картинку.
                         Стал стараться, подбирать кусочки друг к другу, долго трудился. Наконец, получилось - целая картинка, Счастье!
                         Тут вдруг дунул ветерок, и разлетелась его картинка так, что и не собрать... Тут и счастью конец, а кто слушал - молодец.

        БЛАГО – происходит от того же корня, что и «белый»: bhelg- «гореть, сиять, блестеть». В древнерусском языке болого – «хорошо, добро».
Домашнее задание: рекомендуем обратиться полной словарной статье в словаре ГЛАГОЛЪ. В.В.Семенцова.

                   Список литературы:

1. Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова А.С. том 1: Собрание детских повестей. С.-П., 1834г.
2. П.Я.Черных Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х томах.М.Русский язык медиа.2007г.

                  Интернет – ресурсы:

1. Семенцов В.В. Интернет – словарь «ГЛАГОЛЪ»: WWW.PERVOBRAZ.RU
2. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Поделиться: