Авторcтво: Носкова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре, Калмыкова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 73 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга |
Проблема интеграции в отечественном дидактике начинает интенсивно разрабатываться со второй половины 80-х годов XX века. На сегодняшний момент сложилось четыре педагогические модели интеграции:
· содержательная, интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами, тематически близкими модулями;
· методологическая – изучение всех программ и образовательных модулей происходит в детском саду в рамках определенной научной парадигмы (например, в контексте развивающего, проблемного, продуктивного и пр. видов обучения);
· методическая – общие методы, которые используются всеми педагогами, работающими в образовательном учреждении, например, использование ИК-технологий;
· коммуникативная – когда педагоги детского сада договариваются об общих для всех способах коммуникативного общения с воспитанниками в процессе непрерывной образовательной деятельности.
Культурно-образовательные практики позволяют объединить все указанные выше четыре подхода. Это происходит в силу того, что в основе организации культурно-образовательных практик лежит научная теория «внеаудиторного образования» (Ванюшкина Л. М.), которая предполагает, что ребенок переоткрывает мир вокруг себя в процессе исследовательской и коммуникативной деятельности в рамках группового взаимодействия. При этом «объектом» исследования и обсуждения детей становится определенный феномен культуры (понятие, явление, предмет, вещь, событие), которое рассматривается с разных сторон (многогранно) не столько в логике науки, сколько в логике собственной жизни ребенка. Обеспечить комплексный взгляд ребенка на один и тот же феномен культуры могут порой несколько педагогов-специалистов, работающих в детском саду. Поэтому часто культурно-образовательные практики проводятся в форме бинарных «занятий», где участвуют два, а то и три воспитывающих взрослых. Педагогам, которые организуют практики, важно договориться о единых правилах коммуникации с детьми. Ведь в культурно-образовательной практике взрослый меняет свою роль. Он выступает не как «учитель», который должен рассказать, объяснить, растолковать, показать, а как организатор и координатор разнообразной деятельности детей. С помощью единой технологии, такой как фасилитированная дискуссия, он должен помочь группе ребят решить стоящие перед ними познавательные и коммуникативные проблемы. Новая роль педагога в культурно-образовательной практике заставляет всех воспитывающих взрослых придерживаться новых правил коммуникации: не высказывай своего мнения, слушай каждого ребенка, дай ребенку право делать ошибки и исправлять их, не критикуй и пр.
Культурно-образовательная практика – это возможность реализовать интегративный подход в дошкольном образовании. Она способствует формированию у детей всесторонней картины мира, целостного мировоззрения и общей культуры.
В нашем дошкольном образовательном учреждении интеграция осуществляется путем объединения усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможности учета ценностных ориентаций и мотивации воспитанников, что способствует формированию, развитию и воспитанию личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей.
В качестве примера приведем методическую разработку культурно-образовательной практики на тему «Путешествие по Санкт-Петербургу», в рамках которой была сделана попытка интегрировать физкультурно-оздоровительную и познавательную (краеведческую) деятельность детей.
Адресная группа: дети подготовительной группы компенсирующей направленности.
Место культурно-образовательной практики в образовательном процессе ДОУ: В образовательном процессе данная культурно-образовательная практика являлась итоговым занятием, обобщающем в себе ранее изученные темы по зрительно-пространственной ориентации, а также знакомые достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Ведущая идея: В ходе практики создавались условия для осознания детьми следующей личностно-значимой мировоззренческой идеи – «дружба и взаимопомощь – основа для успешного выполнения коллективного дела».
Цель: совершенствование умения дошкольников работать в коллективе – определять порядок выполнения совместных действий, договариваться друг с другом, решать возникающие конфликты.
Задачи:
· воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к культуре родного города;
· систематизировать знания об изученных достопримечательностях Санкт-Петербурга;
· обогатить опыт сотрудничества между детьми, дружеских взаимоотношений со сверстниками;
· закреплять и расширять пространственные представления;
· закреплять умение ориентироваться в пространстве (в данном случае – в спортивном зале) по схемам;
· продолжить развитие речи, образного и логического мышления, сообразительности;
· определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
· развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы в детской среде;
· формировать нравственные качества и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Особенности организации практики: интегрированное занятие с участием двух специалистов (педагог дополнительного образования и инструктор по физической культуре).
Необходимое оборудование: ноутбук с доступом в сеть «Интернет», проектор, экран, онлайн карты, дуги спортивные, мягкие спортивные модули, гимнастическая скамейка, шведская стенка, элементы флага Санкт-Петербурга, фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга, игра «Мемо. Санкт-Петербург», карта маршрута с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга, инвентарь спортивного зала, игрушки (заяц, лошадь, змея, лев, ангел), копия памятника Медный всадник в миниатюре.
Ход практики:
I. Вводная часть.
Приглашаем детей отправиться в путешествие по Санкт-Петербургу. Побуждаем детей поразмышлять, как им интереснее путешествовать – в одиночестве или в компании друзей. Уточняем, почему. Обобщаем ответы детей и помогаем им прийти к мнению, что путешествовать лучше командой. Предлагаем детям соединить руки с произнесением командной речёвки: «Один за всех, все за одного!».
Интересуемся, с помощью каких видов транспорта возможно путешествовать? Принимаем все ответы, если они доказаны. Ребятам предлагается построить из мягких модулей такое транспортное средство, которое может летать, плавать и ездить. После чего, построенному транспорту необходимо совместно придумать название. По завершению работы детей обсуждаем, что в созданном транспортом средстве должно помочь ему «летать», «плавать», «ездить»? Почему дети выбрали именно такое название своему транспортному средству?
Детям вручается карта маршрута, которая поможет во время путешествия. (Приложение №1). Педагоги призывают детей внимательно рассмотреть карту и определить, какие объекты на ней обозначены. Выясняется, что на ней изображены достопримечательности нашего города: Петропавловская крепость, Медный всадник, Дворцовая площадь, Ростральные колонны.
Поясняем детям, что во время путешествия около каждой достопримечательности после выполнения задания им будут вручены конверты; для чего они нужны, станет понятно в конце путешествия.
Комментарий для педагогов: в каждом конверте находится деталь флага Санкт-Петербурга – красный картон, скипетр, речной якорь, морской якорь. (Приложение №2).
II. Основная часть
На большой экран с помощью мультимедийной техники выводится фотоизображение Санкт-Петербурга, сделанное с высоты птичьего полёта. Видны все достопримечательности, обозначенные на карте.
Детям предлагается самостоятельно выстроить маршрут своего путешествия: совместно определить, куда (к какому объекту) они будут двигаться и каким образом – «поедут», «полетят» или «поплывут».
На экране с помощью онлайн-карт демонстрируется выбранный способ передвижения и место назначения. Дети находят в зале выбранную достопримечательность, ориентируясь по карте. (Приложение № 1).
Возможные пункты назначения (очередность выбирают дети):
Ростральные колонны.
Предлагаем детям рассказать, что они знают о Ростральных колоннах. Инициируется игра-эстафета «Факел». Дети делятся на две команды, так как Ростральных колонн две, а «зажечь» их надо одновременно.
Эстафета «Факел».
Команда строится за линией старта в колонну по одному. У первого участника в руках факел («салютик»). Впереди, через 2 метра, находится зеленая стойка-фишка № 1, ещё через 2 метра, на линии ограничителя, находится красная стойка-фишка № 2. По сигналу первый участник бежит до линии ограничителя, вставляет факел («салютик») в красную стойку-фишку № 2, бежит обратно, обегает зелёную стойку-фишку № 1, возвращается к красной фишке № 2, вытаскивает факел, бежит к своей команде и отдает факел следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересекает линию старт-финиш.
После выполнения эстафеты дети получают первый конверт. Обсуждаем с детьми, почему они смогли справиться с заданием. Подводим воспитанников у мысли, что у них всё получилось так хорошо, потому что они – одна команда, старались поддерживать друг друга и болели друг за друга. Инициируется соединение рук всех участников путешествия с произнесением командной речёвки: «Один за всех, все за одного!».
Предлагаем детям пройти в транспортное средство и продолжить путешествие.
Дворцовая площадь.
Интересуемся у детей, что они могут рассказать про Дворцовую площадь. Предлагаем детям изобразить её, встав в большой круг, держась за руки. Вспоминаем, почему Дворцовая площадь имеет такое название. Приходим к выводу, что одно из центральных (и первых) зданий на этой площади – Зимний дворец.
Детям предлагается представить, что они прогуливаются по Зимнему дворцу. Инициируется обсуждение, в ходе которого отмечаются значительные размеры Зимнего дворца и делается вывод о том, что в нем легко заблудиться. Чтобы этого не произошло, нужно пользоваться картами или схемами, которые имеются в каждом музее. Педагог интересуется: а умеют ли ребята читать картосхемы и прокладывать по ним маршруты? Поможет выяснить это следующее испытание. Ребята делятся на три команды, каждой команде вручается схема (Приложение № 3), с помощью которой можно найти в пространстве физкультурного зала нужную картину. Команды по очереди выполняют задание, ориентируясь по схеме.
После того, как дети проложили путь до нужной картины, организуется обсуждение сюжетов и смыслов данных произведений искусства. Используются открытые вопросы фасилитированной дискуссии: что вы видите? Что происходит? Кто герой этой картины? Когда и где это может происходить? Что мы видим, а что осталось за рамками данного произведения?
После выполнения задания на пространственную ориентировку дети получают следующий конверт (он пока не вскрывается воспитанниками, они его сохраняют до конца занятия). Предлагаем детям вспомнить, что помогло им справиться с заданием. Оказывали ли вы друг другу помощь? В каких ситуациях и почему? Инициируется соединение рук всех участников путешествия с произнесением командной речевки: «Один за всех, все за одного!».
Предлагаем детям пройти в транспортное средство и продолжить путешествие.
Петропавловская крепость.
Просим детей рассказать, что им известно о Петропавловской крепости. Детям предлагается вспомнить, как можно попасть в крепость. В ходе обсуждения вспоминаем, что крепость находится на острове и попасть в нее можно, только перейдя мост. Предлагаем воспитанникам «перейти» по одному из мостов в крепость. Организуем выполнение физкультурного упражнения: дети должны пройти по гимнастической скамейке.
После выполнения игрового оздоровительного задания, обсуждаем, как называется остров, на который мы попали? Какое здание может помочь нам издали узнать месторасположение Петропавловской крепости? Приходим к выводу, что ангел на шпиле Петропавловского собора – своеобразная «подсказка» тем, кто хочет найти в городе месторасположение крепости.
После проведения краткого инструктажа по правилам безопасности, детям предлагается «подняться» к ангелу в гости. Организуется эстафета: воспитанники,
объединенные в команды, по очереди подбегают к шведской стенке и поднимаются по ней, чтобы рассмотреть прикрепленные наверху фотографии. На фотографиях изображены петербургские ангелы, один из которых с колокольни Петропавловского собора. В конце эстафеты дети по группам обсуждают, на какой из фотографий изображен ангел с Заячьего острова и почему они так решили (какие детали изображения им подсказали ответ).
Обращаем внимание детей, на то, что они поддерживают и помогают друг другу, как настоящие друзья, благодаря чему эстафета была пройдена успешно. Дети получают следующий конверт. Инициируется соединение рук всех участников путешествия с произнесением командной речевки: «Один за всех, все за одного!».
Предлагаем детям пройти в транспортное средство и продолжить путешествие.
Медный всадник.
Выясняем у детей, что они могут рассказать о памятнике, который называют «Медным всадником». Предлагаем собрать собственную композицию данного памятника из предложенных игрушек (резиновые игрушки заяц, лошадь, змея, лев, ангел).
Для того чтобы вернуться в транспортное средство, инициируем игру «Цепочка».
Игра «Цепочка». На полу раскладывается 8 обручей. Первый участник берет первый обруч, второй участник проползает в первом обруче и берет второй; третий участник проползает в первом и во втором обруче, берет третий и т.д.
Наводим детей на мысль, что у них всё получилось так хорошо, потому что они одна команда. Инициируется соединение рук всех участников путешествия с произнесением командной речёвки: «Один за всех, все за одного!». Дети получают следующий конверт.
III. Подведение итогов, рефлексия.
В конце путешествия предлагаем детям достать все детали из полученных конвертов и, соединив их, подумать, что это может быть.
После успешно выполненного задания побуждаем детей поразмышлять: сложно ли им было выполнять задания во время путешествия? Что помогло им справиться с трудностями? Обобщаем ответы детей и помогаем им сделать следующий вывод: у них всё получилось, благодаря командному духу.
Данная культурно-образовательная практика позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о роли взаимопомощи при выполнении коллективного дела, что прослеживалось как во время самого путешествия, так и при обсуждении вопросов в конце занятия.
Приложения
Литература:
1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (64) 2017. – С. 197- 199.
2. Комарова Т.С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями СПб.: СПбАППО, 2011
4. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. – М., 2007. С. 79-102.
Электронные ресурсы 1. Онлайн-карта
https://yandex.ru/maps
Поделиться: