Авторcтво: Григорьева Елена Юрьевна, музыкальный руководитель, ГБДОУ детский сад №92 Красносельского района Санкт-Петербурга |
Ребенок-это не сосуд,
который нужно заполнить,
а огонь, который нужно зажечь.
(Восточная мудрость)
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования обращают особое внимание педагогов на необходимость организации различных видов детской деятельности, способствующих развитию креативности дошкольников. Одной из эффективных форм организации процесса творческого становления воспитанников ДОУ является «культурная» или «культурно-образовательная практика». Приведенное определение раскрывает специфические особенности культурной практики:
· практики – это всегда творческий процесс, в рамках которого ребенок имеет возможность не только познать мир, но и познать себя. От того, что именно и как будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности;
· практики строятся от интересов самого ребенка; очень важно личное желание дошкольника принять участие в том виде деятельности, который предлагается педагогом; в этом аспекте музыкально-театральное творчество (пение, музицирование, театральные игры и пр.) – близко и значимо для детей старшего дошкольного возраста и входит в их зону возрастных приоритетов;
· вовлечь детей в практику можно только общением «на равных»; в этом контексте важно то, как педагог выстраивает коммуникацию с детьми.
По мнению автора данной статьи, музыкальные занятия в ДОУ можно организовать и провести не только в традиционном формате, но и в виде культурно-образовательной практики. Для этого необходимо:
1. Продумать ведущую идею практики, которая, с одной стороны, позволила дошкольникам расширить границы своего мировоззрения, с другой стороны, «держала» бы логику музыкально-театрального занятия.
2. Отобрать объекты культурного наследия (картины, фотографии, предметы и пр.), исследование, творческая интерпретация и оценка которых дошкольниками, станет основой культурно-образовательной практики.
3. Придумать систему развивающих педагогических ситуаций, решение которых и будет разворачивать деятельность дошкольников. Эти ситуации будут своеобразными «шагами» для продвижения детей к задуманному педагогом образовательному результату.
Последнее из указанных условий крайне важно для проектирования культурно-образовательных практик.
Ведущей ситуацией можно считать ситуацию общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта. Она в свою очередь носит проблемный характер и заключает в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Каждый ребенок сможет проявить творческое самовыражение. Попробует проявить самостоятельность, инициативу. В качестве ведущей культурной практики будет выступать игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослого.
Приведем примеры развивающих педагогических ситуаций, на основе которых была составлена культурно-образовательная практика «Музей ЧуДетство».
Художественная практика «Музей ЧуДетство» проводилась в рамках основной образовательной программы детского сада, область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).
Ведущая идея: в ходе данной практики детям предстоит поразмышлять над вопросом «Зачем человеку детство?» и понять, что детские годы – это удивительный, чудесный период – время открытий и ошибок, которые помогают тебе стать Человеком. Дети создают свой мир – мир чувств и мечтаний, мир игр и развлечений. А взрослый помогает задуматься об их эмоционально-душевном благополучии. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка. Роль взрослого в данной практике - роль старшего друга, партнера.
Цель: развитие эмоционального интеллекта детей, умения выражать различные эмоции в творческой (музыкально-театральной) деятельности (радость, грусть, обиду, досаду, восхищение, любопытство и др.).
Особенности организации практики: участие небольшой группы детей (подгруппы 7-12 человек).
Необходимое оборудование: театральные ширмы; мультимедийный проектор; аудиосистема; чемоданчик с жителями планеты Барбарелла (мягкие разноцветные помпончики в виде живых существ с другой планеты; эти куколки-помпончики могут с помощью липучки крепиться на обуви детей); набор хрустальных бокалов на подставке; музыкальные инструменты; репродукции картин; фотографии детей; карточки эмоций; набор картинок для книг правил поведения в музее. Пространство музыкального зала условно разделено на несколько зон – «музейных залов», в оформлении которых использованы конкретные цвета (оранжевый, желтый и пр.).
Ход организации практики:
Развивающая ситуация 1.
«Обнаруживаем» в группе письмо-приглашение. Предлагаем детям, рассмотреть и прочитать. Оказывается, что это – приглашение в «Музей ЧуДетство». Предлагаем воспитанникам совершить «экскурсию» в музей.
Отправляемся в «Зал ожидания» (уголок группы оформленный в красных тонах), где воспитанникам предлагается подготовиться к визиту в музей. Детям предлагается рассмотреть план-схему «Музея ЧуДетство» и определить, где в пространстве детского сада сегодня появился этот музей. Обсуждаем: что такое
«музей»? Для чего люди создают музеи? Кто в каких музеях из детей уже побывал? Что вы там видели? А что может быть собрано в музее с таким странным названием «ЧуДетство»?
Дети отправляются в «Музей ЧуДетства», который расположен в музыкальном зале.
Развивающая ситуация 2.
Дети останавливаются перед музыкальным залом. Это – своеобразный вход в «Музей ЧуДетства». Педагог объясняет, что это пространство перед музеем называют «Зал волшебных превращений» (оранжевый цвет в оформлении зоны). Воспитатель обращает внимание дошкольников на чемоданчик, который размещен здесь. Дети открывают чемоданчик и узнают, что в нем живут добрые человечки «Барбарики» с планеты Барбарелла. Все они учатся в «Школе Дружбы», умеют дружить сами и хотят научить этому всю Вселенную. Каждый день их ожидают увлекательные истории о дружбе и взаимовыручке, незабываемое приключение, приносящее радость и улыбки. Барбарики всегда приходят на помощь землянам и каждый день их выручают.
Информация для педагога:
Барбарики представляют собой куклу-помпончик небольшого размера, которую можно прикрепить с помощью липучки на обуви.
Педагог предлагает детям совершить превращение: он предлагает разместить куколку-помпончик «Барбарик» на обуви; и как только человечек с планеты Барбарелла окажется у детей на ножке, дети сами становятся этими сказочными героями. Воспитанники выбирают из чемоданчика «Барбарика» и крепят его на обуви.
Педагог просит детей принять его в игру и тоже выбирает себе «Барбарика». Затем каждый участник игры (и дети, и педагог) придумывает имя своему человечку и знакомит его с друзьями (здоровается от имени героя, представляется, называя свое имя).
Устраивается музыкальная пауза. Под песенку «Барбарики» дети выполняют движения ногой с прикрепленной на ней куклой-помпончиком. Движения показывает педагог.
Информация для педагога:
Текст песни «Барбарики»
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя,
И нельзя потрогать.
Доброта это когда,
Доброта это тогда когда,
Все друг другу друзья,
И летать все могут.
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки.
А на них большие башмаки,
Это Барбарики.
Легкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это — Барбарики.
Встал вам на ногу слон,
Значит хочет подружиться он,
Хочет научить вас шевелить ушами.
На нос села оса,
Значит хочет познакомиться,
И пощекотать а,
Вовсе не ужалить.
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки.
А на мне большие башмаки,
Это Барбарики.
Легкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на мне большие башмаки,
Это — Барбарики.
К нам на праздник доброты,
Приходи и ты и ты и ты,
Кто умеет летать и кто не умеет,
А летать просто так,
Надо улыбнуться просто так,
Чтобы звезды достать,
Надо стать добрее.
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки.
А на мне большие башмаки,
Это Барбарики.
Легкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это — Барбарики
Далее дети получают «билетики-секретики», которые позволяют сказочным «Барбарикам» войти в музей. «Билетики-секретики» – это маленькие колокольчики. Ребятам предлагается зажать свой «билетик» в кулачке, дотронуться кулачком до сердца, повернуться вокруг себя 3 раза, открыть ладошку и подарить всем «звездный дождь колокольчиков». Педагог комментирует: волшебный перезвон даст силу, с которой можно легко очутиться в сказочном музее «ЧуДетство» и вернуться обратно. А чем внимательнее все будут слушать перезвон, тем больше силы у всех будет.
Развивающая ситуация 3.
Все «Барбарики» входят в первый зал музея. Он называется «Зал знакомств» (пространство оформлено в желтом цвете). В этом зале размещены картины с изображениями играющих детей. «Барбарикам» предлагается внимательно рассмотреть произведения этого зала. Последовательно задаются вопросы: «Что вы видите в этом зале? Что общего в этих картинах? Кто герой этих картин и чем эти люди заняты? Что вы можете сказать об играх, в которые играют дети, изображенные на этих картинах? Чем дети отличаются от взрослых? Что может позволить себе ребенок, а взрослый не всегда это может делать?». Педагог принимает все ответы, если они доказаны. В конце обсуждения, педагог обобщает выдвинутые версии и высказанные мнения, и подводит дошкольников к выводу, что детство – это чудесная пора. Это – время игр. В детстве мы учимся играть друг с другом, договариваясь о правилах игры. Далее с целью релаксации и переключения внимания организуется игра с «Барбариками».
Информация для педагога:
Ход игры. Педагог предлагает с помощью пантомимы изобразить утро «Барбариков». Выбирают водящего, он отходит с погремушкой. Педагог читает стихотворения и показывает движения. Дети должны повторить их.
Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок, Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Всех Барбариков подними! Это кто же тут проснулся, Кто так мило улыбнулся? Барбарики крошки, На ногах помпошки. На кроватку сели, По сторонам поглядели И сделали вот так!.. Дети ложатся на спинку Тянутся Переворачиваются Тянутся Пожимают плечиками Ведущий звенит в погремушку, все встают Улыбаются Выставляют ножку с помпончиком на пяточку Повторяют за ведущим любой жест
Развивающая ситуация 4.
После завершения игры «Барбарики» (дети действуют от их имени) «следуют» в следующий зал «Музея ЧуДетство». Это – «Зал веселых дразнилок» (оформлен в зеленой цветовой гамме). Здесь находится фотовыставка, где представлены фотографии детей, которые «корчат рожицы», строя разные гримасы. Предлагаем «Барбарикам», от имени которых говорят дети, рассмотреть фотоизображения и определить, какое настроение возникает при их просмотре. Далее воспитанники должны выбрать соответствующую карточку-смайлик с этим настроением (из предложенных педагогом) и положить его на стол – «дорожку впечатлений».
Организуется обсуждение результатов работы. Педагог организует беседу о том, какие чувства и эмоции возникают у человека, если его кто-то дразнит.
Развивающая ситуация 5.
В это время за ширмой появляются куклы, которые называют себя «Полосатиками» по имени «Ох» и «Ах», «Ой» и «Ай». Педагог с помощью этих кукол разыгрывает сценку-дразнилку:
· Жадина-жадина, руки напомадены! Кушай, кушай поскорей, но смотри, не растолстей!
. Сам ты, Жадина, говядина, злая шоколадина!
· Ябеда-корябеда, зеленый огурец: никто с ним не играет, никто его не ест.
· Сам ты, ябеда соленая, на костре вареная!
· Плакса, вакса, гуталин – на носу горячий блин!
· Сам ты, плакса, вакса, гуталин, проглотил горелый блин.
«Полосатики» расходятся в слезах и обиде.
Педагог предлагает «Барбарикам» объяснить, что произошло? Почему «Полосатики» разбежались? Дети делают вывод, что обзываться – это обидно и не прилично. Обсуждается, а как можно ответить на дразнилки? Воспитанники подводятся к мысли, что есть несколько стратегий поведения: просто промолчать, не обращая внимания на обидчика, или попробовать объяснить, что тебе неприятно и больно слышать такие слова, или ответить анти-дразнилкой. Ребятам предлагается вспомнить анти-дразнилки.
Напоминаем ребятам, что все «Барбарики» учатся в «Школе Дружбы». Спрашиваем: «А вы умеете дружить?» Предлагаем поиграть. Под музыку пробуем мимикой показывать эмоции: обиду и печаль.
Затем пробуем помириться. Используем «мирилки», например, такую:
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Покидая данный зал «Музея ЧуДетства», педагог констатирует, что детство – это удивительная пора. Мы учимся дружить друг с другом, учимся не обижать друг друга, учимся как вести себя в той или иной неприятной ситуации.
Развивающая ситуация 6.
Переходим в следующий зал «Музея ЧуДетства» - в «Зал хороших манер» (оформление зоны в голубой тональности). В этом зале вспоминаем, как себя нужно вести в музеях. Рассматриваем дидактический материал (папка с картинками-символами) и выбираем те, что могут проиллюстрировать правила поведения в музее. Создаем «Книгу Правил поведения в музее ЧуДетство».
Обсуждаем с детьми, всегда ли нужно соблюдать установленные правила поведения? К чему может привести нарушение той или иной нормы? А когда (в каком возрасте) люди осваивают правила поведения в общественных местах? Делаем вывод, что детство – это чудесная пора, когда мы учимся вести себя в обществе. И даже если мы что-то нарушаем, нам часто прощают это. Ведь мы только учимся!
Развивающая ситуация 7.
Дальше предлагаем «Барбарикам» познакомиться с экспонатами следующего зала Музея – «Зала Настороений» (синий цвет оформления). В нем можно увидеть много различных музыкальных инструментов, среди них традиционные и нетрадиционные. Детям предлагается назвать те, что им знакомы. Задумываемся о том, как музыкальные инструменты могут передавать настроение. Предлагаем поиграть на необычном музыкальном инструменте – перевернутых стеклянных фужерах (колокольчиках). Импровизируем под «Вальс-шутку» Д. Шостаковича.
Хрустальный колокольчик-
Почти не виден он.
Но слышен отовсюду
Его хрустальный звон.
(музицирование 8 тактов Вальса)
Хрустальный колокольчик,
Прозрачен, как роса.
А звон его веселый,
Как птичьи голоса.
(музицирование 8 тактов Вальса)
Хрустальный колокольчик,
Хрустальный голосок.
Звенит он, точно в поле
Под ветром колосок.
(музицирование 8 тактов Вальса)
И осенью, и летом,
И в снежном серебре.
Хрустальный колокольчик
Звенит нам о добре.
(музицирование 29-35 тактов, глиссандо на металлофоне-разбился колокольчик, рассыпались осколки)
Звучит фонограмма «осколки»
- Давайте, поиграем. Покажем, как разлетелись осколки и упали.
«Осколки» горизонтальный пластический этюд («пластик-шоу») – печаль
Предлагаем склеить кусочки, чтобы получился колокольчик.
(Пантомима. Осколки «поползли» друг к другу и склеились) – радость
Обсуждаем с детьми, понравилась ли им исполнение музыкального произведения на фужерах? Какое настроение у них возникло? Можно ли сказать, что мы были сочинителями, придумывавшими музыку?
Помогаем детям сделать вывод о том, что детство – волшебная пора, так как можно придумывать что-то новое и фантазировать. Детство – время фантазий!
Развивающая ситуация 8.
Педагог сообщает, что экскурсия «Барбариков» по «Музею ЧуДетства» подошла к концу. Обсуждаем, понравилась ли она нашим героям? Что нового они узнали за время экскурсии? Почему музей называется «ЧуДетство»? Что такое чудо? Что такое детство?Легко ли быть детьми? Интересно ли быть детьми? Зачем человеку детство?
Делаем вывод, что чудо – самая необъяснимая вещь на свете. Пока не доказано, как чудеса случаются, но известно одно: они случаются там, где в них верят.
Предлагаем переместиться в следующий зал – «зал отдыха» (фиолетовый). Там дети исполняют волшебный танец и загадывают желание. А, вдруг, чудо совершится?
Итоги апробации практики: в ходе культурной практики был решен главный поставленный вопрос: «Зачем человеку детство?» Наверное, чтобы играть, насытиться игрой, насладиться ею, получить массу положительных эмоций, реализовать свои потребности и способности. Игра и жизнь у дошкольника неразделима. Благодаря различным ситуациям, возникающим в ходе проведения данной художественной практики, дети смогли легко ответить на этот вопрос.
Приложение
Поделиться: