Авторcтво: Зуева Лариса Юрьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ детский сад № 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка» |
Мы не устаем повторять, что живем в прекрасном городе, стараниями многих талантливых людей ставшем неповторимым. По сути город является богатейшей развивающей предметно-пространственной средой ребенка.
Город живет и развивается, ветшает и обновляется; и центр, и спальные районы города являются богатейшим источником объектов для исследования, носителем информации, которую ребенок-дошкольник может получить с помощью взрослого.
Каким же образом сделать процесс познания интереснее, полезнее и эффективнее? Скорее всего, найти интересную книжку про город, ведь у наших маленьких воспитанников уже сформирована потребность в книге. А если в этой книге только картинки? Будет ли она толчком для развития других видов деятельности? Как можно процесс чтения книги без слов сделать культурной практикой? Попробуем обратиться к образовательным путешествиям, организовывать которые можно как в рамках культурно-образовательной программы «Кругозор», так и в рамках других образовательных программ дошкольного образования.
Использование такой культурной практики, как образовательное путешествие, позволяет смоделировать алгоритм путешествия, отобрать объекты для исследования, сформулировать задания для непосредственного исследовательского контакта с этими объектами, привлечь к этому процессу родителей воспитанников. Данная практика, ориентированная на детей старшего дошкольного возраста, может осуществляться и с подгруппой детей, и индивидуально в условиях выходного дня с родителями. Из необходимого оборудования пригодится планшет или смартфон, альбом для рисования и изобразительные материалы.
Целью образовательного путешествия по страницам книги В. Бундина «Куда торопятся машины?» является включение детей в активное наблюдение за жизнью города, сопоставление увиденного с изображенным на иллюстрации в книге и развитие умения делать выводы на основе наблюдений.
Задачи:
· Учить внимательно рассматривать иллюстрации в книге, делать выводы из увиденного.
· Закреплять умение находить сходства и различия в жизни города на картинке и в реальности, города бабушек и дедушек с городом современным.
· Учить делать зарисовки на основе знаний, полученных в процессе исследовательской деятельности.
· Развивать наблюдательность, любознательность, речь.
Анализируя цель и задачи, понимаем, что содержание путешествий решает задачи всех образовательных областей, включая физическое развитие, и поддерживает главную идею данного события: посмотреть на город глазами старшего поколения, сопоставить ценности.
Предваряя сами путешествия, рассматриваем разные виммельбухи («изобилующая, мельтешащая книга», книга без слов): «Отто в городе» Тома Шампа, «Однажды в городе», «В цирке» Доро Гёбель и Петера Кнорра, серию книг Ротраут Сюзанны Бернер («Зимняя книга», «Весенняя книга»), «Куда торопятся машины?» В. Бундина. Пусть ребенок попробует рассмотреть все до мельчайших подробностей и ответит на самый простой вопрос: что ты видишь на картинке? Когда он перечислит все очевидное, пусть поищет еще что-нибудь. А вдруг не разглядел что-то важное, не заметил очевидное? Пусть придумает историю, расскажет о том, что переживают нарисованные люди и животные, вспомнит, не случалось ли с ним что-то подобное. Для творчества в данной ситуации не должно быть границ и оценок.
Ход организации культурно-образовательной практики:
Перед первым образовательным путешествием подробнее останавливаемся на странице «Утро» книги В. Бундина «Куда торопятся машины?». Она обязательно заинтересует мальчишек, ведь на ней так много разных машин (Приложение № 1 иллюстрация «Утро» в книге В. Бундина «Куда торопятся машины?»).
Рассматриваем иллюстрацию внимательно, узнаем время года, пытаемся понять, какое место в городе изображено на картинке, что позволило сделать такой вывод; какой транспорт движется по дорогам и по воде, куда спешат все эти люди и машины, и все ли спешат?
Посылаем фотографию страницы родителям на планшеты или телефоны и предлагаем им отправиться в воскресное путешествие к Аничкову мосту и сравнить, так же он выглядит, как на картинке в книге, или нет. Чего не хватает? Что стало другим? Спрашиваем детей: как они думают, почему в центре города нет больших грузовых машин, какие большие машины все-таки появляются на улицах города и с чем это связано.
Как сейчас выглядят легковые машины?
Есть ли рыбаки на набережной Фонтанки?
Какие сейчас ходят по реке судна?
Обращаем внимание на светофор, фотографируем, сравниваем с тем, какой он на картинке в книге.
Предлагаем очень внимательно рассмотреть, какие здания стоят вдоль Фонтанки рядом с этим мостом, спрашиваем, какое из них нравится больше всех и почему; просим зарисовать и потом расположить их рядом с рисунком из книги так, как они расположены в городе. Может так случиться, что родители ребенка, будучи детьми, занимались в стоящем недалеко Аничковом дворце и смогут рассказать ему об этом, или у ребенка есть опыт посещения дворца (Приложение № 2 «Современная фотография Аничкова моста»).
Накануне второго путешествия останавливаемся подробно на странице «В зимний день» книги В. Бундина «Куда торопятся машины» (Приложение № 3).
Рассматриваем ее внимательно, пытаемся узнать, какое место в городе изображено на картинке. Рассматриваем снегоуборочную технику и другой спецтранспорт. Пытаемся ответить на вопрос, куда же спешат все эти машины, с каким событием связаны хлопоты горожан, по каким признакам сделали такой вывод.
Предлагаем родителям вместе с детьми отправиться к Ростральным колоннам, найти остановку, которая нарисована на картинке (есть ли она сейчас?), нарисовать машины, которые двигаются сейчас по этой дороге, сфотографироваться. В итоге предлагаем детям поделиться впечатлениями, полученными от воскресных прогулок с родителями, показать фотографии и зарисовки, рассказать, чем город пап и мам, бабушек и дедушек отличается от города сегодняшнего.
Думаю, и мальчишкам, и девчонкам будет очень интересно побывать и в реальном, и в виртуальном путешествии, которые будут иметь продолжение: ведь на других страницах этой книги они смогут побывать на стройке, увидеть, как работают пожарные, как и какие машины трудятся в городе ночью. А это уже новые воскресные путешествия с родителями, новые исследования и открытия.
Используя при организации культурной практики книги без слов, опираемся на самый весомый положительный аргумент в их пользу: в них скрывается не одна история, их там может быть столько, сколько вам самим захочется, а еще это заманчивая возможность сделать чтение поводом для прогулок по городу, общения и совместного творчества.
Приложения 1-3
Литература
1. Бекер Аарон «Путешествие». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016.
2. Бенджи Девис «День, когда я встретил кита». СПб.: ООО Поляндрия Принт, 2016.
3. Бернер Ротраут Сюзанна Зимняя книга, Летняя книга, Осенняя книга. Издательство «Самокат», 2019
4. Браун Себ «Крадется тигр». СПб.: ООО Поляндрия Принт, 2016.
5. Бундин В. «Куда торопятся машины?». Издательство «Речь», 2017.
6. Ванюшкина Л.М. и др. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями: Для дошкольных общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
7. Гёбель Доро и Кнорр Петер «Однажды в городе», «В цирке». Издательство «Мелик-Пашаев», 2018.
8. Лайт Стив «Вы не видели моего дракона?». СПб.: ООО Поляндрия Принт, 2016.
9. Подгорнова С.В. «Кругозор»: день за днем: Методическое пособие/Под общей ред. С.В. Жолована; - СПб.: СПбАППО, 2008.
10. Радлов Н. «Рассказы в картинках». Издательство «Мелик-Пашаев», 2017.
11. Хоутон Крис «Тихо! У нас есть план». СПб.: ООО Поляндрия Принт, 2014.
12. Шамп Том «Отто в городе». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015.
Поделиться: