Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Управление рисками внедрения профессионального стандарта «ПЕДАГОГ» в деятельность образовательной организации
Современная модель образования определяет наиболее актуальные требования к педагогу: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, умение учиться наряду с умением учить. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции в полной мере не отвечают новым требованиям. Утвержденный Профессиональный стандарт «Педагог» [5] призван дать новый импульс развитию педагога и системы образования. Данный законодательный акт будет повсеместно внедряться с 1 января 2017 года. Образовательным организациям дается период подготовки к процессу внедрения данного стандарта. Эффективность этого процесса будет обусловлена управленческой поддержкой: созданием условий для освоения содержания и внедрения в практику работы Профессионального стандарта «Педагог». Новый профессиональный стандарт – тот ориентир, к которому предстоит двигаться поэтапно. Необходима продуманная дорожная карта внедрения Профессионального стандарта «Педагог» в практику деятельности образовательных организаций. Профессиональный стандарт действует во многих странах. Но в России слово «стандарт» имеет негативные ассоциации. И на то есть причины – все реформы, которые проводились в школе до сих пор, шли сверху, жестко регламентируя каждый шаг. Любое отклонение рассматривалось как отказ от реформ. Опасения введения стандарта связаны с рисками (в том числе рисками в управлении), которые несет профессиональный стандарт. В данной статье мы попробуем проанализировать основные трудности, связанные с внедрением стандарта профессиональной деятельности учителя, определить стратегии разрешения проблем и трудностей, связанных с внедрением Профессионального стандарта «Педагог». Дадим определение понятия «риск», ссылаясь на Е.А. Ямбурга, который раскрывает это явление в своей статье «Стратегия развития школы» [8]. Риск – возможная опасность чего-либо, управленческое действие с заранее негарантированным положительным результатом, действие с не стопроцентными шансами на успех. Риск в управлении – специфическая деятельность в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора вариантов управления. Практически все виды деятельности связаны с определенной долей риска. Поскольку все управленческие решения могут иметь многовариантный и плюралистический результат, то риск неизбежен, но если владеть технологией прогнозирования возможных результатов, последствий, то риск можно уменьшить, негативные последствия предотвратить или уменьшить. 2. прогнозирование позитивных результатов; 3. прогнозирование негативных последствий; 4. определение точек повышенного риска; 5. оценка степени риска; 6. определение способов уменьшения негативных последствий.
Общий анализ деятельности образовательной организации по реализации профессионального стандарта позволяет выявить явные и скрытые противоречия, коренящиеся в деятельности коллектива. В итоге анализа мы получим перечень рисков. Не все они могут быть преодолены на уровне образовательной организации. Но без их учета нельзя вырабатывать стратегию ее развития. Иначе она будет в лучшем случае нереалистичной. А в худшем – нарушать равновесие системы, что опасно для реально функционирующей школы [8]. В качестве проблемных моментов, связанных с разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога, Ю.М. Забродин выделяет следующие: 2 этап – классификация материала; 3 этап – интерпретация фактов; 4 этап – установление причинно-следственных связей между явлениями, пути
и механизмы получения более высоких результатов [2]. • перспективно-ориентирующие; • деятельностно-стимулирующие; • информационно-коммуникативные [7].
Мы классифицировали выявленные места повышенного риска в соответствии с ключевыми аспектами необходимых организационно-управленческих условий, предложили механизмы уменьшения негативных последствий внедрения Профессионального стандарта «Педагог» (таблица 1). • сформированность субъектной позиции педагога; • разработанные локальные акты образовательной организации, необходимые для введения Профессионального стандарта «Педагог» (должностная инструкция учителя, положение об оплате труда, эффективные контракты, положение о стимулирующих выплатах, регламент проведения аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, портфолио учителя и др.); • обновленная система научно-методической работы образовательной организации в условиях введения Профессионального стандарта «Педагог»; • мониторинг соответствия требований профессионального стандарта и уровня профессиональной компетентности педагогов образовательной организации; • сформированная готовность педагогов и руководителей к использованию современных образовательных технологий, к сетевому взаимодействию с профессиональными объединениями; • сформированная система аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта; • инструменты оценки и самооценки профессиональной деятельности педагогов, соотнесенных с профессиональным стандартом; • готовность аттестационной комиссии образовательной организации к оценке профессиональной деятельности педагогов; • сформированность комплекса условий, необходимых для качественного освоения профессиональных компетенций: материально-технических, информационных, кадровых, мотивационных [4]. Стандарт – это ответ на реальные угрозы и вызовы времени (Е.А. Ямбург). На сегодняшний день остро обозначился вопрос педагогических кадров как главного ресурса достижения качества образования. Чтобы обладать набором ключевых компетентностей, отвечать запросам социума, чувствовать себя социально защищенным в новых экономических условиях каждому педагогу необходимо уточнить представления о собственной профессиональной деятельности. Эти ориентиры заложены в новом стандарте педагога. Для руководителя образовательной организации в ходе проектирования управленческой деятельности необходимо выявить места повышенного риска в ходе внедрения стандарта и способы уменьшения негативных последствий. В заключение хотелось бы отметить, что профессиональный стандарт деятельности педагога – одно из средств повышения качества работы отдельного учителя, образовательной организации и образовательной системы в целом. Выполнение стандартом своих функций в полной мере может быть реализовано при условии разработки и использования прозрачных механизмов применения стандарта и понимании профессиональным сообществом конкретных преимуществ использования стандарта в практической деятельности. Литература 1. Аистов А.В. Образование – сигнал или инвестиции в человеческий капитал в России? Н.Новгород: НФ ГУ ВШЭ, 2007. 39 с. 2. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учебное пособие. 3-е изд. Калининград: КГУ, 2003. 151 с. 3. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения // Психологическая наука и образование. 2013. №3. С. 29-35. 4. Маркина Е. И., Латыпова И.В., Баранова Ю.Ю. Профессиональный стандарт педагога в системе внутриорганизационного повышения квалификации для образовательных организаций. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 136 с. 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утвержден Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонультанПлюс». 6. Рягин С.Н. Подготовка и переподготовка педагога в контексте стандартизации его профессиональной деятельности // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Образование через всю жизнь. Проблемы образования взрослых в Западно-Сибирском регионе». Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. С. 315-319. 7. Яковлева Г.В. Система управленческого содействия в развитии профессиональной компетентности педагога инновационного ДОУ // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. Вып. 1. С. 19-24 8. Ямбург Е. Стратегия развития школы // Учительская газета. 2015. №32. С. 6-8. Поделиться: |