Авторcтво: Поликарпова Валентина Вячеславовна, канд. пед. наук, зам. директора по УВР; Зорина Инна Евгеньевна, зам. директора по УВР; Медведь Павел Александрович, заведующий экспериментальной площадкой ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга |
Успешность введения каких бы то ни было изменений в систему образования прежде всего связана с вопросами профессиональной компетентности педагогических кадров. От профессионализма учителя, его психологической, методологической и методической готовности зависит и результат введения новых стандартов.
Вопрос внедрения стандартов второго поколения в основной школе стоит перед нами уже третий год. Гимназия с сентября 2013 г. является региональной инновационной площадкой по внедрению ФГОС ООО.
И, конечно, мы при реализации стандарта столкнулись с рядом проблем, одна из которых была связана с неготовностью учителей к переменам.
Решать эту проблему мы начали, используя известный прием «Зеркало позитивных преобразований». Нам удалось выделить как минимум четыре причины, объясняющие трудности внедрения стандарта. Это и размытость понятий, и недостаточная профессиональная подготовка, и боязнь перемен. Осознание причин позволило нам сформулировать задачи, направленные на достижение цели.
Необходимо отметить, что согласно ст. 47 закона РФ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, при этом ст. 48 того же закона говорит, что педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 5 ст. 47 закона РФ «Об образовании в РФ»).
Таким образом, право педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную становится и обязанностью педагога.
Однако не для кого ни секрет, что большинство существующих курсов, имеющих в своем названии аббревиатуру ФГОС ООО, носят в основном теоретический характер. И на практике учителя сталкиваются с реальной проблемой: «Как изменить свой урок, чтобы он стал «фгосовским»? Как сформулировать задания, чтобы они работали на достижения результатов новых стандартов?» А главное, как работать с детьми, которые уже в начальной школе обучались по-другому? 1 сентября 2015 г. в 5 класс пришли дети, которые уже привыкли к другой системе обучения. Они научились самостоятельно добывать знания, у этих ребят развиты навыки исследовательской и проектной деятельности, эти дети умеют высказывать свою точку зрения. Поэтому перед учителями основной школы встает еще и вопрос моральной ответственности к введению новых стандартов, так как ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, – это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
В самом начале работы можно предложить учителям, внедряющим стандарт основного общего образования, заполнить таблицу затруднений, которая включает в себя 33 позиции. Здесь и умение работать с документами (рабочей программой, технологической картой урока), и умения, связанные с созданием условий на уроке для достижения разных групп результатов (личностных, метапредметных, предметных) и универсальных учебных действий, и умения организовывать как урочную, так и внеурочную деятельность и многие другие.
Исходя из затруднений, названных учителями, становится очевидно, что для успешного внедрения стандарта в практику школы необходимо модифицировать систему внутришкольного обучения учителей. Внутришкольное обучение учителей должно быть организовано с учетом потребностей школы, с опорой на внутренние ресурсы (например, на учителей-лидеров, МТБ школы и т. д.) и иметь практическую направленность.
Во время такого обучения учитель, повышающий свою квалификацию, проходит стадии и «учащегося», и «учащего». Таким образом, форма взаимообучения – модель «от учителя к учителю» является одной из самых эффективных.
В основе внутришкольного обучения учителей в гимназии лежит неформальное обучение, так как, к сожалению, внутришкольное обучение не учитывается, например, при аттестации.
Есть всего три кратких принципа неформального обучения:
• обучение с учетом потребностей;
• связь с практикой;
• гибкие программы, расписание и выбор места проведения.
Но при этом очевидны преимущества неформального обучения:
• Полная добровольность и опора на внутреннюю мотивацию.
• Осуществление в семинарах принципов педагогического дизайна. Особая роль «учителя», которая состоит не в том «чтобы, учить», а в том, чтобы организовать, создать условия для обучения.
• Возможность учиться всем у всех, как следствие, отсутствие страха показаться некомпетентным.
В результате трехлетней работы по внедрению стандарта в гимназии № 498 сложилась модель повышения квалификации учителей «на рабочем месте».
Рис. 1. Модель повышения квалификации учителей «на рабочем месте»
Таким образом, в гимназии удалось формализовать неформальное обучение, разработав нормативные локальные акты, регламентирующие работу по представленной модели, а также разработав программы коучинга для учителей гимназии.
Работа по повышению квалификации учителей для внедрения стандарта основывается на психологической подготовке учителя к введению ФГОС. Мы убеждены, что для успешного внедрения стандарта необходимо, чтобы учитель был готов к переменам, принял позиции, заложенные стандартом, имел положительное отношение к требованиям стандарта.
Эффективность реализации ФГОС зависит не столько от совершенства инновационных образовательных программ и технического оснащения процесса обучения, сколько от готовности самих преподавателей преодолеть собственные стереотипы профессиональной деятельности, обусловленные механизмами психологического сопротивления изменениям. Психологическое сопротивление (ПС) – обычная и совершенно нормальная реакция, свойственная человеку. Важным является определение сфер, в которых возникает ПС. Это – Сознание, Отношения, Деятельность.
Система профессиональных знаний – это не просто сумма отдельно взятых информационных модулей, а взаимосвязанная система, максимально стремящаяся к нахождению в состоянии внутренней согласованности и непротиворечивости. Когда человек получает информацию, которая противоречит имеющимся у него представлениям и опыту, возникает когнитивный диссонанс (КД). КД – это нарушение внутренней согласованности когнитивной системы человека, переживаемое как состояние дискомфорта, от которого человек немедленно хочет избавиться. В этом случае человек хочет сохранить прежнюю систему представлений, так как она устойчива к внешним воздействиям и для нее характерно как для маятника возвращение к исходному состоянию после любых внешних стимулов, воздействий.
Чтобы нивелировать ПС в сфере знаний мы применяем принцип опосредованного воздействия, «непрямая передача информации» (новое понимание формулируется самими участниками в процессе повышения квалификации в результате метода групповой дискуссии, при столкновении разных опыта, точек зрения и обязательном обмене ими).
В основе ПС изменению структуры умений лежит феномен вложенного труда. Когда человек затратил свои силы на что-то, он начинает это ценить, ему сложно отказаться (в данном случае от традиционных методов преподавания), даже если сознает необходимость отказа.
Возвращаясь к представленной модели повышения квалификации учителей, мы выделяем три составляющих модели: корпоративное обучение, коучинг (или «на рабочем месте») и научно-методической тьюторство. Каждая форма внтуришкольной системы повышения квалификации решает определенные задачи, имеет свои особенности.
Так, корпоративное обучение направлено на решение стратегических проблем образовательного учреждения, проводится приглашенными специалистами из высших учебных заведений города (СПб ГУ, РГПУ, СПб ГПМА и других), проводится через серию семинаров для учителей.
Коучинг или обучение «на рабочем месте» решает проблемы учителей, встречающиеся в повседневной практической деятельности, проводится администрацией гимназии, методистами, председателями методических объединений. Особенность коучинга заключается в его модульном построении, которое позволяет учителю заниматься по индивидуальному плану. Характерной особенностью коучинга является его практическая ориентация. При построении коучинга необходимо учитывать ряд андрагогических принципов, использование современных технологий, включение учителей во все этапы разработки и реализации коучинга, ярко выраженная практическая направленность, ориентация на достижения учителей. При таком построении коучинг способен вовлечь учителей образовательного учреждения в проектную и исследовательскую работу, стимулирующую размышления над своим опытом и опытом коллег. В результате коучинга происходит развитие профессионально-педагогической деятельности учителя.
Научно-методическое тьюторство – это индивидуальная работа с каждым учителем, направленная на его подготовку к обновлению содержания образовательного процесса и овладению новыми видами деятельности В ходе научно-методического тьюторства необходимы регулярные консультации учителя со своим тьютором, в связи с этим наиболее перспективным становится дистанционный способ его организации.
В гимназии была разработана программа обучения учителей «на рабочем месте», которая предназначена для содействия развитию у учителей с различным опытом, различными установками, интересами заинтересованного отношения к новым подходам в общем образовании; к обновлению собственной педагогической деятельности как современной профессиональной задачи, которая связана с использованием современных форм и методов, с изменением характера отношений учителя.
Для обучения учителей технологиям, в гимназии активно применяется взаимообучение. Представим схему организации взаимобучения учителей.
Алгоритм освоения технологий, методов, приемов:
1. Выбор педагогом аспекта обучения.
2. Изучение теоретических основ технологии.
3. Внедрение технологии на своих уроках.
4. Составление памятки по данной технологии с учетом собственного опыта.
Трансляция знаний:
1. Проведение ознакомительного занятия с коллегами в данной технологии.
2. Аналитическая обратная связь.
3. Ознакомление с памяткой, обсуждение вопросов.
4. Совместное построение урока.
Внедрение:
1. Представление элементов урока в данной технологии в форме занятия для педагогов в роли учеников.
2. Введение элементов технологии в урок.
3. Построение урока в соответствии с технологией в целом.
4. Открытый урок для ведущего учителя, совместный анализ урока.
Рефлексия:
Итоговый семинар по освоению технологии.
Обсуждение результатов внедрения.
Анализ трудностей и путей их преодоления.
Рекомендация к использованию технологии всеми учителями.
В заключение хотим отметить, что систематическая, целенаправленная работа по сопровождению учителя в условиях ФГОС ООО является эффективной, что прежде всего отражается в положительном отношении учителей к требованиям стандарта, а также в повышении качества образования в образовательном учреждении в целом.
Поделиться: