Авторcтво: Каткова Елена Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназия №130 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Прогимназия, в которой я работаю – это образовательное учреждение, где дети пребывают полный день, что обуславливает определенную специфику работы. Первая половина дня – учебный процесс, где дети находятся с учителем. Во второй половине дня дети вместе с учителем и воспитателем выполняют домашнее задание, гуляют, занимаются в группах по интересам. Так как учитель и воспитатель находятся с детьми в течение всего дня, то мы взаимодействуем не только с детьми, но и с членами их семей. От результативности этой работы зависит формирование позиции родителей, как единомышленников и соучастников учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения результативно в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка, ориентируемой на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к воспитанию нравственного человека, охране и укреплению физического и психического здоровья детей. Поэтому в своей деятельности я исхожу из глубокого убеждения, что дети способны адаптироваться в школьном коллективе, если создать необходимые условия не только для самого ребенка, но и для его семьи. Социальный опыт ребенка - это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, и семья, в которой он воспитывается.
Одним из основных принципов работы по созданию сообщества класса (дети – родители - педагоги), как коллектива единомышленников, я считаю установление у семьи и образовательного учреждения единых целей и задач, содержания и методов воспитания. Ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей. При этом учитель совместно с воспитателем прилагают максимально свои педагогические усилия для того, чтобы ребенок выступал в роли участника коллектива при активной поддержке его семьи.
На основе моего личного опыта я пришла к выводу, что наиболее эффективными являются интерактивные формы взаимодействия с семьей, при которых любой родитель имеет возможность проявить себя в роли организатора, участника и зрителя вместе с педагогами и своими детьми. Наибольшая инициативность родителей учеников проявляется при организации деятельности семейных клубов, творческих студий. Результатом является формирование сплоченного коллектива дети – родители – педагогическая команда класса, установление взаимопонимания и доверительных отношений родителей и педагогов, формирование единой среды воспитания ребенка.
Таким образом, целью моей работы я считаю осуществление продуктивного взаимодействия с родителями для формирования единой среды воспитания ребенка.
Основные принципы:
1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.
2.Принцип непрерывного развития каждого ребенка.
Общее развитие включает в себя
- эмоциональное и нравственное развитие;
- эстетическое развитие;
- физическое развитие;
Принцип общего развития предполагает обеспечение максимально широких возможностей для разностороннего развития ребенка, для выбора каждой семьей своего пути существования с ребенком в соответствии с уровнем развития и ясно намеченных путей продвижения.
Задачи:
· формировать познавательные интересы ребенка и готовность родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
· воспитывать чувства уважения к ребенку со стороны родителей;
· воспитывать социальную адаптированность ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе путем приобщения родителей к школьной жизни ребенка:
· формировать в ребенке и в семье осознание ценности здорового образа жизни;
Учитывая творческий потенциал родителей учеников, их активную позицию, готовность откликнуться на любую идею педагогов класса и творчески воплотить её, а так же индивидуальные личностные особенности класса наиболее продуктивной формой работы явилась организация творческой студии родителей учеников. Следует отметить, что при другом подборе коллестива родителей, вполне вероятно эффективной была бы другая форма взаимодействия.
На начальном этапе были определены направления, виды и формы деятельности творческой студии:
Направления
|
Виды
|
Формы
|
- Спортивно-оздоровительное
|
· Игровая деятельность
· Проблемно – ценностное общение
· Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
· Художественное творчество
· Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
· Спортивно-оздоровительная, туристическая деятельность
|
- Коммуникативные игры в ходе педагогических мастерских
- Досуговые мероприятия с театрализацией при участии родителей и детей
- Спортивно-туристические мини-походы
- Участие в совместном проекте с ГРИНПИС «Возродим лес планеты»
- Участие семей в тематических конкурсах прогимназии, района, города.
|
Этапы формирования творческой студии родителей учащихся:
Подготовительный этап
|
Знакомство с членами семей учащихся, выявление их индивидуальных особенностей, готовности к взаимодействию с педагогами.
Установление первичных контактов между участниками будущего коллектива.
Формирование заинтересованности в продолжении сложившихся ранее традиций в классе.
|
Индивидуальные беседы, анкетирование,
Привлечение к сотрудничеству с педагогами и другими родителями (мини-поручения)
Презентация творческого опыта предыдущего класса.
|
Формирующий этап
|
Формирование атмосферы доверия и взаимопомощи.
Самоопределение активистов творческих групп (по 2-3 человека в группе)
Определение сферы деятельности каждой творческой группы
|
Коммуникативные игры на установление взаимодействия между членами коллектива в процессе педагогической мастерской
Сферы деятельности творческих групп определяются на 1-м родительском собрании:
· Игровая, досугово-развлекательная, художественно-творческая деятельность
· Проблемно – ценностное общение, социальное творчество.
· Спортивно-оздоровительная, туристическая деятельность.
|
Планирующий этап
|
Планирование деятельности творчесикх групп, выбор форм реализации проектов, подключение к участию других членов коллектива класса.
|
Неформальное творческое заседание (чаепитие)
|
Практический
|
Реализация творческих проектов в соответствии с разработанным творческой группой планом.
|
Работа творческих студий (разработка сценариев, репетиции, подготовительная работы по оснащению мерориятий)
|
Итоговый
|
Проведение мероприятий.
|
|
План работы
Месяц
|
Мероприятие
|
Творческая группа
|
Сентябрь
|
В гостях у Феи Знаний (праздник, посвящённый начале учебного года)
|
Спортивно-оздоровительная, туристическая деятельность
|
Октябрь
|
На съемочной площадке Кота Леопольда (праздник осени)
|
Игровая, досугово-развлекательная, художественно-творческая деятельность
|
Ноябрь
|
Досуговое мероприятие ко дню толерантности «Мы разные»
|
Проблемно – ценностное общение Социальное творчество.
|
Декабрь
|
Новогодняя сказка
|
Игровая, досугово-развлекательная, художественно-творческая деятельность
|
Январь - февраль
|
Семейные творческие работы для участия в проекте «Возродим лес планеты»
|
Проблемно – ценностное общение Социальное творчество.
|
Март
|
Музыкальная гостиная «Милая мама»
|
Игровая, досугово-развлекательная, художественно-творческая деятельность
|
Апрель
|
Экологический десант в рамках совместного проекта с ГРИНПИС (идея принадлежит родителям наших учеников)
|
Проблемно – ценностное общение Социальное творчество.
|
Май
|
Спортивный турнир «Здравствуй лето»
|
Спортивно-оздоровительная, туристическая деятельность
|
В заключение, хочется отметить, что описанный выше опыт взаимодействия с семьей высоко результативен. Это выражается в повышении взаимного уважения всех участников педагогического процесса. Повысился уровень толерантности, добродетельности и заинтересованности в успешном сотрудничестве всех членов школьного коллектива, так как главной целью нашей работы являлся сам ребенок, его склонности и интересы, его отношение к жизни и самому себе. Весь класс стал группой единомышленников, умеющих работать в коллективе. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если педагог вместе с родителями в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищества, гражданского долга, творчество ребенка. Создание атмосферы доверия и взаимопомощи положительно сказываются на результатах учебы детей.
Я думаю, что апробированный нами опыт работы может быть интересен воспитателям всех ступеней образования, учителям начальных классов, социальным педагогам, педагогам-психологам.
Литература
- Богачкина Н.А, Давыдов С.В, Зубанова С.Г, Самойленко И.В, Сиренко Р.Н. В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – М. : Глобус, 2006. – 200 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М. : Педагогика, 1991. – 176 с.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 95 с
Поделиться: