Авторcтво: Неустроева Анна Николаевна, к.п.н., заведующая кафедрой начального образования Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Якутск, Республика Саха (Якутия) |
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на современном этапе приоритетная роль отведена духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, становлению их гражданской идентичности. В связи с этим в содержании образовательной программы большое значение уделяется программам внеурочной воспитательной работы с детьми. В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Именно в условиях внеурочных занятий у школьников появляется возможность проявления и развития собственных интересов и способностей на основе свободного выбора, повышения учебной мотивации, расширяется образовательное пространство ученика, что способствует его более успешной социализации. Кроме того, в настоящее время реализация индивидуальной образовательной траектории ученика осуществляется в основном в рамках организации внеурочной деятельности [1].
В содержании стандарта определены основные пять направлений вне- урочной работы: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное [2]. Соответственно, образовательная организация должна создать необходимые условия для вовлечения ученика начальной школы во все указанные направления внеурочной работы, что будет способствовать комплексному развитию ребенка. Данное условие рекомендуется к внедрению в связи с тем, что ранняя профилизация младшего школьника может преждевременно ограничить развитие ученика, лишив возможности раскрыть его потенциал в других направлениях. Образовательная организация имеет возможность самостоятельно определять формы, виды, содержание внеурочных занятий с учетом собственных внутренних ресурсов, так и возможностей социальных партнеров в виде различных образовательных организаций, культурных учреждений и т. д. Повышению эффективности организации внеурочной деятельности в начальной школе будет способствовать: ежегодная диагностика интересов учащихся начальных классов для определения изменений в интересах самих детей; изучение родительского запроса; анализ и учет материально-технической базы, санитарно-бытовых условий; подбор соответствующих педагогических кадров, изучение их педагогического потенциала; обеспечение преемственности имеющихся образовательных традиций в школе; расширение вариативности спектра предлагаемых программ внеурочной работы; использование потенциала социума в создании индивидуальных маршрутных карт учащихся; обеспечение возможности свободного передвижения ребенка из группы в группы; модульное построение программ внеурочной работы для обеспечения выбора не только программы, но и уровня ее освоения.
Известно, что на данном этапе обучение многих общеобразовательных школ в республике в две смены не способствует полноценной реализации требований ФГОС НОО, причем сложившаяся ситуация с нехваткой начальных классов в центральных школах г. Якутска приводит к переполненности начальных классов, отсутствию свободного школьного пространства на переменах для детской игры и релаксации, что приводит к психологическому утомлению младших школьников даже при условии значительных усилий педагога разнообразить формы и виды организуемой внеурочной деятельности в школе. В связи с этим становится утопичной реализация предлагаемых нами рекомендаций для обеспечения эффективности внеурочной работы в таких условиях. Как бы то ни было, необходимо систематически стремиться к улучшению ее организации.
Динамику изменения качества внеурочной деятельности в школе позволяет выявить проводимый образовательной организацией мониторинг по таким направлениям, как:
- анализ общего состояния внеурочной работы (охват детей, мотивация к выбранному направлению, сохранность контингента, обеспеченность кадрами и другими ресурсами (финансовыми, информационными, материально-техническими и др.);
- эффективность с позиции личностного развития (самооценка, мотивация к учебе, нравственно-этические и другие диагностики);
- эффективность с позиции сплочения коллектива (социометрия, коммуникативные навыки детей);
- результативность внеурочной деятельности (участие в разного уровня мероприятиях);
- удовлетворенность участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), педагогов);
- расширение социального партнерства в рамках внеурочной деятельности;
- оценка по итогам общественной экспертизы внеурочной работы (публикации, отзывы).
Следует подчеркнуть, что оценка эффективности внеурочной деятельности, в некоторой степени, весьма условна, поскольку наиболее желаемые показатели личностного развития учащихся в виде сформированных нравственных качеств, самооценки и пр. определить объективно достаточно сложно. Поэтому качество внеурочной деятельности в школе, как правило, оценивается по внешним критериям, как частота участия в разных конкурсах, соревнованиях, их результативность. В последнее время активно представляется перспективной более объективная общественная внешняя оценка в виде оценки удовлетворенности заказчиков образовательных услуг.
Список литературы
1. Неустроев Н.Д. Концептуальные подходы к формированию личности младшего школьника [Текст]: Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 31 мая 2015 г.: В 7 ч. Часть V. Современные тенденции развития науки и технологий / Н.Д. Неустроев. – Белгород: ИП Ткачева, 2015. – С. 406–411.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373).
Поделиться: