Поиск по сайту

Урок информатики в условиях реализации ФГОС


Авторcтво: Кирнас Марина Владимировна, учитель математики, информатики и ИКТ ГБОУ лицея № 623 имени И.П.Павлова Санкт-Петербурга


Предлагаемый урок, на мой взгляд, характеризуется достаточно важными на современном этапе развития образования свойствами – созданием образовательной ситуации и пониманием учащимися деятельностной единицы содержания образования, умением ее применить в учебной, предметной задаче и реальной жизненной ситуации.

Учение должно быть мотивированным, и вопрос мотивации заключается не только в практическом применении знаний; мотивированное учение предполагает умение ребенка ставить перед собой цель и находить пути достижения цели, формирования умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Урок построен на технологиях деятельностного подхода, предполагается, что ученик сам ставит цели, конкретизирует их, проектирует средства, оценивает результаты и корректирует действия. Для мотивации учащихся создана ситуация затруднения в действенном плане и поставлены измеримые цели как результат ученика.

На данном уроке планируется реализовать:

  1. постановку проблемного вопроса, учебной задачи обучающимися;

  2. проектирование способов решения (поиск и перебор возможных способов решения); распределение задач в группе (коммуникация);

  3. проверку выбранного способа; получение, коррекция, уточнение результатов;

  4. рефлексию процесса и оценку результата решения.

На уроке привлекаются аналогии, апелляция к имеющемуся опыту. Проводится оперативная педагогическая диагностика, при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.

С учетом ошибок учеников по ходу урока включается незапланированное содержание образования, т.е. происходит гибкое досценирование возникшей образовательной ситуации (при обсуждении методов архивации учащиеся, как показывает практика, часто выходят на метод различий, тогда целесообразно обсудить и его).

Тема урока: Резервное копирование информации (backup). Архиваторы.

Объект: урок предназначен для учащихся 10-го класса.

Место темы в курсе: тема изучается в разделе «Компьютер и программное обеспечение».

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • развитие ИКТ–компетенции, адаптация учащихся в современном социальном и информационном пространстве.

предметные:

  • ознакомление с функциями, методами работы и видами программ-архиваторов

Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования знаний и умений.

Вид урока: комбинированный.

Методическое обеспечение урока:

  • текст интервью CNews Александра Фроликова, руководителя группы технической экспертизы и поддержки продаж компании Softline: «Утрата информации ведет к потере бизнеса» (Приложение 1);

  • презентация «Резервное копирование информации (backup). Архиваторы» (Приложение 2);

  • карточки для групповой работы (Приложение 3, Приложение 4);

  • сообщение ученика: «Самые распространенные архиваторы».

План урока:

I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы урока. Фиксация задач урока.

II. Проблемное групповое задание по выявлению методов архивирования.

III. Подведение итогов. Рефлексия. Постановка домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы урока. Фиксация задач урока.

Учитель: Сегодня мы играем. Скажем, есть крупная фирма, вы – сотрудники, ваши роли будут меняться. Сейчас вы – антикризисные менеджеры. Это одна из новейших специальностей на современном профессиональном рынке. Они привлекаются, когда на предприятии произошла кризисная ситуация, и основная функция антикризисных менеджеров проанализировать, почему такая ситуация произошла и найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Кризис. Катастрофа. При запуске нашей информационной системы мы увидели на экране вот такие сообщения Invalid system configuration (неправильная конфигурация системы) и Hard disk failure (жесткий диск вышел из строя). Первый вопрос вам как к антикризисным менеджерам: Чем грозит нашему бизнесу подобное? (презентация «Резервное копирование информации (backup). Архиваторы». Приложение 2, Слайд 1)

При ответах ученики опираются на домашнее задание к уроку (текст интервью, Приложение 1).

Учитель: Как вы сформулируйте основную мысль статьи? 

Предполагаемый ответ: «Утрата информации ведет к потере бизнеса», «Потеря всех данных компании в большинстве случаев означает прекращение ее существования», «Весь капитал и ценность компании заключаются в ее сотрудниках и информации»)

Учитель: Функции антикризисных менеджеров: анализ ситуации (почему?); возможности выхода (что делать?); практическая реализация выхода (как осуществить?) (Слайд 2)

Почему произошла такая ситуация?

Предполагаемый ответ: аппаратные проблемы, неправильные действия пользователей, ошибки программного обеспечения, различные вирусы и атаки.

Учитель: что делать?

Предполагаемый ответ: Необходимо регулярно проводить резервное копирование.

Учитель: Как осуществить? Что поможет?

Предполагаемый ответ: Программы-архиваторы.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Предполагаемый ответ: Резервное копирование информации. Архиваторы. (Слайд 3)

Учитель: Что знаем? (Слайд 4)

Предполагаемый ответ:

1.                  Необходимость резервного копирования:

- снижение нагрузки на информационную систему и более рациональное использование дискового пространства;

- резервное копирование помогает минимизировать убытки после сбоев (восстановление инфраструктуры при сбоях);

- системы резервирования и архивирования данных также нацелены на сохранение природных ресурсов: они позволяют сократить количество оборудования, которое необходимо питать, охлаждать, это снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду.

2.         Аппаратное обеспечение резервного копирования:

- дисковые носители;

- облачные носители.

3.         Определение резервного копирования и архивирования:

При резервном копировании создается копия информации, которая размещается на отдельном носителе, в то время как архивирование — это перемещение сжатого оригинала информации в централизованный архив.

Учитель: Что хотим узнать? (Слайд 5)

Предполагаемый ответ: Какие существуют программы-архиваторы, как они работают, практическое использование.

II. Проблемное групповое задание по выявлению методов архивирования (Слайд 6)

Учитель: Теперь вы сотрудники аналитического отдела. Ваша функция – выявить методы работы архиваторов, какие принципы лежат в алгоритмах этих программ.

Класс делится на 2 группы. Группы получают задания. (Приложение 3, Приложение 4).

Выступление групп. Анализ результатов задания (Слайд 7 – 17).

Отступление: при обсуждении метода удаления избыточной информации следует обратить внимание учащихся на смысловую и техническую избыточность языка.

Учитель: Теперь вы – сотрудники технического отдела (Слайд 18). Функция технического отдела предприятия – техническое внедрение, реализация всех идей. Для этого делается анализ уже существующих программ-архиваторов, а затем осуществляется экспериментальная оценка эффективности использования программного обеспечения в рамках конкретного предприятия.

Выступление ученика с сообщением «Самые распространенные архиваторы» (Слайд 19).

III. Подведение итогов. Рефлексия. Постановка домашнего задания

Учитель: Рабочий день закончился. Вы возвращаетесь домой. Сделаем выводы для домашнего пользования (Слайд 20).

Учитель: Что нужно копировать?

Предполагаемый ответ: В первую очередь нужно копировать данные, которые представляют наибольшую ценность. Это могут быть:

1. фотографии, видеозаписи, рабочие документы

2. электронные ключи, конфигурационные файлы от различных программ

3. другая информация, которая представляет ценность и которую потом тяжело восстановить.

Учитель: Куда нужно делать резервные копии?

Предполагаемый ответ: Надежным местом может быть внешний жесткий диск, который постоянно не подключен к компьютеру. Это может быть флэшка или Облачные хранилища.

Учитель: Как часто нужно делать резервные копии?

Предполагаемый ответ: Решаем сами, руководствуясь принципом целесообразности.

Учитель: (Слайд 21, 22) Какой комментарий был дан к фотографии?

Постановка домашнего задания (Слайд 23). Оформите ваши мысли в синквейн.

Приложения:

  1. Приложение 1
  2. Приложение 2
  3. Приложение 3
  4. Приложение 4



Поделиться: