Авторcтво: Захарова Вера Леонидовна, учитель русского языка МБОУ «I-Хомустахская СОШ», Намский улус, Якутия |
Овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными учебными действиями – задача новая и заслуживает особого внимания. Универсальные учебные действия (далее УУД) – «совокупность способов действия учащегося, а также связанные с ними навыки учебной работы, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 53]. В составе основных УУД разработчики ФГОС выделили 4 блока: личностные; коммуникативные; познавательные; регулятивные.
Нетрудно заметить, что данные УУД представляют собой умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, с. 53]. Ребенок, не умеющий оценивать свои учебные возможности, не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств и поэтому постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. Учение, лишенное контролирующего и оценивающего компонентов, лишено внутренней мотивирующей и направляющей основы. С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность школьников по ФГОС, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться. Поэтому задача учителя – последовательно, системно вести работу по формированию у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний и умений, учить детей оценивать результаты учебной деятельности.
С этой целью ученики ведут портфолио «Дневник достижений по русскому языку». Такой портфолио-дневник есть у каждого ученика. То, что изучается детьми в данный момент, моделируется или записывается. Уровень овладения конкретным умением, способом действия фиксируется на оценочной линейке крестиком (или другим знаком, на выбор учащегося).
Например: дети учились определять, что называет слово: предмет, признак, действие или это слово-помощник (служебные части речи). Таким образом, «Дневник достижений по русскому языку» направлен на развитие у школьников всех вышеперечисленных групп УУД.
Цель такого дневника: показать достижения учащегося в изучении русского языка. В неё могут входить почётные грамоты и дипломы, сертификаты, свидетельства и т.п.
ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главное назначение данного портфолио-дневника – научить школьника анализировать свою учебно-познавательную деятельность, свои образовательные приращения (рефлексировать) и давать самооценку этих достижений. Особую роль в формировании умений самооценки играют таблицы самооценивания, заполнением которых завершается работа на каждой ступеньке. В них помещены критерии самооценивания. Это очень важная часть, где подчёркивается, о чём должен знать и учитель, и ученик.
На первом этапе формирования умений самооценки школьникам предлагаются достаточно простые критерии, такие как: не смог(ла) выполнить; выполнил(а), обратившись к подсказкам с помощью друга; выполнил(а) без подсказки. Структуру «Дневника» составляют ступеньки, которые соотносятся с разделами и темами, изучаемыми школьниками в каждом классе. Это как бы те ступени, по которым ученик поднимается к новым знаниям, умениям, в том числе к умениям анализировать свою учебную деятельность, корректировать свои действия и оценивать их.
Таким образом, «Дневник достижений» как современная инновационная технология обучения русскому языку представляет собой эффективное средство обучения, направленное на формирование ученика как субъекта учения – личности, знающей, как учиться, и умеющей учиться, т. е. владеющей необходимыми УУД, которые, в свою очередь, являются, согласно ФГОС второго поколения, индикаторами функциональной грамотности выпускника средней школы.
Список литературы:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. –52 с.
2. Черепанова Л.В. Формирование рефлексии при обучении русскому языку. – Чита: ЗабГПУ, 2004. – 91 с.
3. Черепанова Л.В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение. – Чита: Заб ГГПУ, 2012. – 116 с.
Поделиться: