Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в рамках программы “Архитектура Знания” для учащихся 5 классов Межпредметная квест-игра “Гений места: тайны Елагина острова”
Тема занятия:Межпредметная квест-игра “Гений места: тайны Елагина острова” Тип занятия: выездное занятие-квест-игра в разновозрастной группе Ориентировочное время проведения внеурочного занятия: 2 часа Методы обучения: наглядный;продуктивный;творческий,поисковый,игровой Межпредметные связи: английский язык, история, история и культура Санкт-Петербурга,литература,ИЗО и история искусств,астрономия,биология Раздаточный материал:На каждую группу - набор карточек с заданиями маршрута (Приложение 1), карта Елагина острова (Приложение 2), маршрутный лист (Приложение 3), Формы работы: работа в разновозрастных группах, индивидуальная работа
Цель занятия: создание условий для общекультурного развития личности посредством включения в учебно-воспитательный процесс многокомпонентного историко-культурного пространства Елагина острова Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Ø способствовать получению новых знаний по истории (известные исторические личности, история Санкт-Петербурга), литературе (древнегреческая мифология, сказки), ИЗО и истории искусства (принципы классицизма, элементы античной архитектуры), астрономии, биологии, английскому языку; Ø обогащать активный и потенциальный словарный запас; Ø воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: Ø формировать и развивать готовность и способность к саморазвитию, самообразованию; Ø способствовать формированию мотивации к обучению и познанию, Ø способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: Ø учить определять общую цель и пути ее достижения; Ø формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, Ø адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, формировать умение планировать, определять наиболее эффективные способы достижения результата Коммуникативные: Ø формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Ø допускать существование различных точек зрения; Ø использовать в общении правила вежливости Познавательные: Ø способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, Ø овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Этапы внеурочного занятия 1. Подготовительный 2. Организационный 3. Прохождение квеста. Часть 1 4. Прохождение квеста. Часть 2 5. Обобщение и закрепление полученных знаний 6. Рефлексия деятельности 7. Заключительный организационный этап
Необходимые подготовительные мероприятия для организации выездного внеурочного занятия Предварительно - за день до маршрута: 1. Определить участников занятия: примерное количество учащихся 5 классов, количество групп (рекомендуемое число детей в группе - 5-6 человек), пригласить тьюторов-старшеклассников, родителей, сопровождающих учителей (оптимальное количество сопровождающих на группу детей - один тьютор и один взрослый) 2. Спланировать маршруты, чтобы группы посещали “остановки” в разном порядке и не мешали друг другу, пронумеровать в соответствии с этим карточки каждой группы 3.Подготовить наборы для групп: карточки с заданиями, карта, маршрутный лист. Предварительно - в день маршрута: 1. В восточной части Елагина острова около павильона с флагом разместить квестовый предмет, дающий дополнительные баллы 2. Недалеко от западной стрелки острова разместить основной предмет квеста (ключ), который поможет достичь цели квеста - открыть чемодан.
Технологическая карта занятия
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов
Предметные результаты внеурочного занятия оцениваются при взаимопроверке маршрутных листов после прохождения квеста, это позволяет учащимся еще раз повторить новый для них материал, дополнить и систематизировать полученные знания. Также с этой целью проводится экспресс-опрос при подведении итогов квеста.
Целенаправленное наблюдение - фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам согласно листу наблюдения, разработанному к этому занятию.
Лист целенаправленного наблюдения за группой учащихся во время занятия
Метапредметные компетенции оцениваются с помощью листа самооценки ученика по разработанной авторами методике
Текст методической разработки материалов в соответствии с критериями оценивания работы
Организационный этап Вступительное слово организаторов квеста: Здравствуйте,ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы находимся в одном из красивейших мест Санкт-Петербурга - на Елагином острове. Вам предстоит сегодня узнать много нового и интересного. Вот перед вами чемодан, который закрыт на замок, что находится в чемодане, вы сможете узнать, выполнив все задания квеста и найдя ключ. Работать вы будете самостоятельно, по группам, помогать вам будут учащиеся старших классов, учителя, родители. Но главная роль принадлежит вам. Каждая группа получает пакет материалов, в котором вы найдете маршрутный лист, карту Елагина острова, карточки с заданиями, пронумерованные в соответствии с маршрутом. Маршрут у каждой группы свой, но завершаются они все на западной стрелке Елагина острова. Квест состоит из двух частей. Ваша основная задача - как можно быстрее выполнить задания первой части, но не забывайте, что качество выполнения заданий тоже будет оцениваться. После прохождения первой части квеста, три группы которые быстрее всех выполнили первую часть квеста получают карточку второй части квеста с подсказкой, которая поможет найти ключ от чемодана. Будьте внимательны, работайте вместе, желаем вам удачи! Раздаются материалы кураторам групп, учащиеся вместе с ними планируют свою деятельность и начинают маршрут.
Прохождение квеста. Часть1 Слово куратора группы Давайте рассмотрим полученные материалы и спланируем наш маршрут по карте. У нас с вами 9 остановок, на каждой из которых нам предстоит выполнить разнообразные задания и записать ответы в маршрутный лист. Группы выполняют задания квеста, заполняют маршрутные листы. Ориентировочное время прохождения первой части квеста - 1ч.20 минут. Одна из групп находит квестовый предмет (белочку), который дает преимущество в финале первой части (неправильный ответ или невыполненное задание) Материалы к квесту размещены в приложении 1,2,3. Методическое описание содержания заданий квеста размещены в приложении 4
Прохождение квеста. Часть 2 Организаторы ждут участников занятия на западной стрелке острова, координация действий и связь с кураторами каждой из групп поддерживается по мобильному телефону. Слово организаторов квеста Поздравляем вас с успешным завершением первой части квеста. Сейчас вы получаете подсказку, ключевую фразу, которая поможет вам найти ключ. Вы должны найти указанное место на карте и решить логическую задачу. Когда вы найдете ключ,вы возвращаетесь снова на западную стрелку Елагина острова. Прежде чем выдать группе подсказку, организаторы проверяют правильность и полноту выполнения заданий, заполнения маршрутного листа. Учащиеся выполняют вторую часть квеста. Те группы, которые пришли позже, собираются на западной стрелке Елагина острова. Если какая-то группа выполняет задание гораздо дольше остальных, то организатором необходимо скорректировать их маршрут и организовать их прибытие на западную стрелку Елагина острова.
Обобщение и закрепление полученных знаний Слово организаторов квеста Дорогие ребята! Поздравляем вас с завершением квеста, вы все очень хорошо поработали, надеемся вы не только узнали много нового, но и нашли новых друзей. Давайте вспомним самые интересные моменты путешествия. Мы зададим вам три коротких вопроса, на которые Вы ответите после 30 секунд обсуждения в группе. 1.Назовите три новых слова, которые Вы узнали во время квеста. Что эти слова обозначают? 2. Назовите имена трех деятелей истории или культуры, про которых Вы услышали во время занятия. 3. Назовите три самых интересных факта, о которых Вы узнали сегодня. Организатор проводит экспресс-опрос по ключевым понятиям и терминам, ребята отвечают на вопросы. Молодцы, все группы рассказали друг другу много интересного. А теперь приглашаем команду-победителя квеста открыть заветный чемодан и мы узнаем, что в нем скрыто. Группа – победитель квеста открывает чемодан с помощью найденного ключа, вручение призов - рабочих тетрадей “Архитектура Знания” всем участникам. Ребята, вы держите в руках уникальное инновационное издание, с этой тетрадью в течение всего годы вы с родителями будете посещать разные музеи и выполнять много интересных заданий. Давайте прочитаем эпиграф к рабочей тетради - Блажен овладевший знанием: Нет ему ни народных бед, Нет для него неправедных дел, Пред взором его – Бессмертный космос природы, И откуда он встал, и как стоит; У такого в душе Нет места недоброму помыслу. Это слова древнегреческого драматурга Еврипида. Как Вы понимаете первую строку: “Блажен овладевший знанием”? Как вы понимаете слово “блажен”? Что знания дают человеку? Учащиеся отвечают на вопросы, при необходимости им помогают старшеклассники-тьюторы. Желаем Вам успехов в постижении “Архитектуры Знания”. Торжественная линейка, обмен впечатлениями.
Заключительный этап. Рефлексия деятельности Учащимся предлагается заполнить лист самооценки, оценить себя и свою работу во время прохождения квеста. Учащиеся вместе с учителями и родителями возвращаются в гимназию.
Библиография
1. Сайт «Архитектура Знания, URL: https://sites.google.com/site/arhitekturaznania/home 2. Сайт Центрального парка культуры и отдыха им.С.М.Кирова. Статья ”История парка” http://elaginpark.org/ (дата обращения - 15.08.2015) 3. Специальные тематические страницы журнала спб.собака.ру №8 (101) август http://kn.sobaka.ru/n101/index.html (дата обращения - 15.08.2015) 4. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М., Новое литературное обозрение, 1995. 5. Вильцина М.А., Кочешкова Л.Е., Смирнов Н.В. Проект «Архитектура Знания». Пространство города: рабочая тетрадь для 5 класса. Интегрированные задания. Издание 3-е, дополн. и исправл. СПб: ООО «Свое издательство», 2015 – 56 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 Маршрутный лист Группа: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________ Остановка № 1.Запишите фамилию: 2.Запишите количество: Остановка № 1.В клетке живут ____________________ 2. Запишите произведения и авторов: _____________________________________________________________________________ 3. Запишите предложение:_____________________________________________________ 4. Остановка № 1. ___________________________________________________________________________ 2. Черты классицизма: ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Остановка № 1.____________________________________________________________________________ Остановка № 1.Штандарт поднимали, когда __________________________________________________ 2. Деревья - ___________ Остановка № 1.____________________________________________________________________________ Остановка №
Остановка № 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ Остановка № 1.____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Приложение 4
Методическое описание содержания заданий квеста
Виды заданий. Содержание квеста. Основная задача - создание проблемной ситуации, формирование представления о пространстве Елагина острова как об уникальном историко-культурном пространстве и сложной экосистеме. Каждая карточка представляет собой поисковое проблемное задание, выполнение которого предполагает активное наблюдение и позволяет учащимся узнать новую информацию и актуализировать имеющуюся у них. Карточка “Второй Елагин мост”. Поисковая ситуация: поиск сооружений по их назначению, активное наблюдение, формирование умения соотнести текстовую информацию, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений Карточка “Мини-зоопарк” Формирование целостного образа через разные виды деятельности: обращение к личному читательскому опыту, лингвистические задания, творческое задание Карточка “Музыкальный павильон” Проблемная ситуация: задание на сопоставление объектов. Формирование умения использовать теоретические знания для овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей Карточка “Гауптвахта” Задание, предполагающее активное наблюдение. Получение новых знаний по истории языка Карточка “Павильон под флагом”. Формирование умения использовать теоретические знания для овладения логическими действиями обобщения и установления аналогий и причинно-следственных связей. Получение новых знаний по истории в процессе поисковой деятельности. Карточка Кухонный корпус”. Изучение древнегреческой мифологии через освоение культурного пространства парка. Формирование навыков работы с текстом, умения восполнять смысловые “лакуны” в тексте, формирование логических функций анализа и обобщения. Карточка “Елагинский дворец” Формирование умения работать со словом, видеть “внутреннюю” форму слова, создание условий для овладения логическими операциями сопоставления, анализа и обобщения Карточка “Собственный садик” Создание условий для самостоятельного поиска информации, формирование представления о пространстве парка как об уникальном историко-культурном пространстве и сложной экосистеме Карточка “Западная стрелка” Создание условий для овладения логическими операциями сопоставления, анализа и обобщения, формирование умения работать с картой, самостоятельный поиск новых знаний.
Поделиться: |