Поиск по сайту

Читатель. Семья. Гимназическая библиотека: опыт, идеи, творческое содружество


Авторcтво: Караваева Елена Аркадьевна, педагог-библиотекарь МБОУ «Лингвистическая гимназия» г. Кирова


Во всем мире проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания.

В России в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, школа нацелена уже не только на развития памяти ребенка, а на развитие его мышления. Поэтому роль книги, чтения, библиотеки неизмеримо возрастает.

Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире. Как информационный центр, ШБ нацелена внедрять в практику работы инновационные процессы, предоставлять информацию и идеи и создавать педагогам и учащимся новые возможности для познания и саморазвития, самореализации личности.

Одним из приоритетных направлений работы гимназической библиотеки на сегодняшний день является формирование читательской компетентности обучающихся. Можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал:

1. Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2. Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок (решение проблем общения, одиночества и др.)

3. Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями, родителями читателя.

4.  Фактор - читательский опыт самого библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.

В международных исследованиях показано, что нельзя воспитать читателя только на обязательной программе чтения в школе. Без досугового чтения ребенок не становится читающим человеком.

Читательскую среду ребенка составляет так называемая системообразующая триада: Семья, Школа, Библиотека. Именно они создают окружение, формирующее читающего человека XXI века, патриота, обладающего высокой нравственностью и проявляющего уважительное отношение к традициям и культуре. В России была хорошая традиция - семейные чтения. Сегодня мы говорим об утрате этой традиции. Чаще всего родителям не хватает времени, а порой и умений, чтобы заниматься совместными чтениями. И школьная библиотека располагает уникальными возможностями восполнить этот пробел.

Библиотека Лингвистической гимназии г. Кирова, осваивая новые технологии, расширяя инновационную деятельность, основным тематическим направлением в работе уже на протяжении многих лет считает – «Руководство чтением. Сотрудничество с читателем», то есть воспитание творческого читателя, развитие у детей эмоционального восприятия прочитанного, пропаганда лучших произведений литературы с учетом индивидуальных интересов и способностей детей, привитие навыков самостоятельной работы с информацией. Работа по воспитанию читательской культуры библиотекой ведется в тесном сотрудничестве с классными руководителями, учителями-словесниками и, конечно, с родителями, семьей в нескольких направлениях:

1. привлечение родительской общественности:

- выступления на педсоветах, родительских собраниях по проблемам детского чтения (как научить детей много читать и полюбить читать книги), конференциях родителей (по темам: «Формирование читательской компетентности у младших школьников в условиях введения ФГОС», «Технология формирования типа правильной читательской деятельности школьников»),

- анкетирование «Читаем всей семьей» с дальнейшей поддержкой детского и семейного чтения

- рекомендации в памятке «Секреты для взрослых, или как стать родителями читающего ребенка»

- оказание гимназической библиотекой помощи родителям вместе со своими детьми в проектной и исследовательской деятельности: обучение поиску материала, отбору, анализу прочитанного, правильного оформления работы, ссылок, приложений, составление списка использованного материала

2. мероприятия для учащихся - остались такие формы пропаганды книги и чтения, как традиционные литературные часы, литературные игры, викторины, памятки по проблеме чтения, обзоры, классные часы, конкурсы (рисунков, стихов, поделок, сочинений) по прочитанным произведениям, встречи с писателями, краеведческие чтения

- и получили такое же право на жизнь инновационные - бинарные уроки, проекты, компьютерные презентации, способствующие продуктивному чтению и работе с информацией,

- уроки информационной культуры.

3. особенностью массовой работы с читателем в нашей библиотеке является: организация работы в клубе по интересам "Гармония", работа кружка "Пресс-центр" и издание гимназической газеты, проведение видеоконференций на базе Библиотечно-информационного центра по обмену педагогическим опытом в рамках Гимназического союза России.

Время и практика доказали – клуб – неотъемлемое звено массовой работы библиотеки, центр интеллектуального общения. Создание клуба не дань моде, а итог поиска действенных форм работы с читателями, желание видеть результат воспитания думающего читателя, человека. Я уверена, что библиотека призвана влиять на ребенка с помощью книги, чтения, но не насильно, а при помощи опыта взрослого помочь освоить возможности искусства, истории, культуры.

Открыт клуб был в 1986 году. Девизом стали слова Н. Карамзина «Общение с книгами приготовляет к обращению с людьми». Направление – литература и история.

Работа ведется с одним классом, начиная с 5 класса до выпускного. Члены клуба поделены на инициативные группы по принципу КТД (коллективного творческого дела).

Каждая группа получает задание, читает предложенную литературу, отбирает из нее материал, анализирует, готовит краткий рассказ, готовит с родителями костюмы. Затем складывается общий сюжет, единое целое действо по заявленной теме. Всегда оформляется книжная выставка (всегда развернутая, большая) на тему заседания.

Каждое заседание клуба – это результат творческой работы детей, их родителей, классного руководителя и библиотекаря.

Состоялись заседания по следующим темам:

«Клуб знаменитых капитанов» (по идее книги Крепс В., Минц К. «На волне Знаменитых капитанов»).

«Вятка» в форме деловой игры. (Как появилась эта удивительная Вятская республика, сражалась с татаро-монголами, прославилась юмором и самая последняя присоединилась к Московскому княжеству, так и оставшись по большому счету независимой…)

целый цикл заседаний «История Государства Российского»: Деловая игра «От Руси – к России» была посвящена объединению княжеств вокруг Москвы. Поездка классом в Кострому, в Ипатьевский монастырь – колыбель династии Романовых. «Первенцы свободы», о декабристах, их подвиге и великом подвиге самопожертвования их жен. «Красуйся, град Петров!» - об истории столицы России, в которой как в зеркале отразилась история государства. Особенным было – «Россия, за славу твою!», которое часто мы называли потом «Салон Анны Павловны Шерер» (по роману Л.Толстого «Война и мир»).

Это был праздник души для библиотекаря, учителя, родителя. Гордость за читателей, какими они стали в 11 классе. Умение говорить, держаться, анализировать, отстаивать свое мнение, работать с литературой! Это заседание было снято на видео ЦПКРО г. Кирова и хранится в архиве. Пятиклассники уже стали выпускниками, а родители по-прежнему присутствовали на заседаниях, помогали шить костюмы, были не просто зрителями, а соучастниками каждого театрального действа.

Конечно, такая форма пропаганды лучших произведений литературы с учетом индивидуальных интересов и способностей детей очень хлопотна. Но она проявляет у ребят интерес к чтению, творчеству писателей, художников, композиторов. Чтение становится осознанным, систематическим. Практический навык поиска и отбора информации в библиотеке с помощью ЭК, СБА расширяется с каждым заседанием. Старшеклассники уже умеют правильно, четко выражать и отстаивать свою мысль, мнение. И, конечно, становятся немножко артистами, работают творчески!

4. Постепенно в гимназии сложилась традиция театрализованных клубов: в классах, по предметам: литературные, на английском и немецком, на арабском языках. Такая форма вовлечения детей в чтение помогает овладению иностранным языком, помогает глубже понять прочитанное произведение.

5. Гимназическая библиотека в 2007 году преобразована в Библиотечно-информационный центр, что еще больше расширило технические возможности по пропаганде книги и чтения. На базе БИЦ начал работу кружок «Пресс-центр» и сейчас каждую четверть выходит новый, цветной номер "Гимназических вестей", в котором освещены события, победы гимназистов, их литературные пробы пера, первые переводы, статьи-отзывы родителей, отзывы детей о чтении и прочитанных произведениях.

6. Лингвистическая гимназия является активным участником сеансов видеосвязи по обмену педагогическим опытом, организованных Фондом поддержки образования. Видеоконференции проходят на базе БИЦ с 2007г., библиотекарь - ответственное лицо, помогает в подборе материала при подготовке выступлений. Педагоги, гимназисты и их родители имеют возможность не только поделиться своим мнением о событиях гимназической жизни, но и познакомиться с богатым педагогическим опытом школ и гимназий России. Учащиеся гимназии участвуют в прямом эфире в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, открытых онлайн-уроках. Родители – помощники в подготовке выступлений, а зачастую и участники сеансов. Вот только некоторые темы проведенных видеоконференций:

1.Интернет-диалог (о работе гимназии по реализации международных программ AFS и FLEX (МОАУ Лингвистическая гимназия)

2.«Формирование универсальных учебных действий (УУД) средствами УМК «Звездный английский» на этапе начального общего образования»

3. «Проектная деятельность учащихся в рамках летнего лагеря».

4. «Реализация интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности».

5. Музейная педагогика.

6. Всероссийский поэтический фестиваль «Из рая детского житья»

7. Всероссийская научно-практическая видеоконференция «Тема детства в мировой литературе»

8. НПК старшеклассников «Молодые исследователи»

Видеоконференцсвязь ориентирована на читателей, на привлечение социальных партнеров в лице родителей, семьи, руководителей органов образования к вопросу обучения школьников, информационного сопровождения учебного и воспитательного процессов в ОУ; на усиление работы по повышению уровня читательской компетентности обучающихся; повышение роли школьных библиотек и реализации Программы их развития.

Все перечисленные совместные мероприятия, проводимые на базе гимназической библиотеки (БИЦ) сближают детей и родителей, родители лучше узнают своих детей, дети пытаются освоить те знания, которыми обладают родители.

Представленный опыт практической деятельности библиотеки Лингвистической гимназии города Кирова по привитию интереса к чтению у детей, убеждает в том, что именно школьные библиотеки располагают реальными возможностями в приобщении взрослых членов семьи и детей к чтению через использование групповой и индивидуальной работы с семьей, организацию педагогического просвещения родителей, совместную деятельность и творчество.

И именно Чтение — та благодатная деятельность, которая открывает пути поиска жизненных ориентиров, способствует возникновению атмосферы духовности, общности детей, родителей, школы, библиотеки.



Список литературы

  1. Аскарова, В. Я. Динамика концепции российского читателя (конец X начало XXI вв.) : монография / В. Я. Аскарова. -СПб., 2003.-425с.
  2. Аскарова, В. Я. Тенденции развития представлений о читателях в контексте современной социокультурной ситуации / В.Я. Аскарова // Книга, общество, читатель: современные аспекты : сб. науч. трудов / ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2004. - С. 6-19.
  3. Баханов, Е. А. Чтение проблема государственная/ Е. А. Баханов // Университетская книга. - 2001. - № 10. - С. 13 - 14.
  4. Как воспитать у детей интерес к чтению?: памятка для родителей // Домашняя школьная библиотека.- 2004. - № 1. - С. 38.


Поделиться: