Авторcтво: Дубинина Татьяна Николаевна, методист ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга |
В данной методической разработке представлены материалы, отражающие опыт работы по теме «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» в Доме детского творчества за 20 лет.
И ключевыми словами здесь являются – качество образования.
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития его жизнедеятельности, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" в статье 2 п.29 дает такое понятие качества образования:
п. 29 качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:
- наличие комплекса образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку обучающихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;
- уровень освоения обучающимися выбранных ими дополнительных общеобразовательных программ;
- уровень удовлетворенности обучающихся результатами обучения.
Наше учреждение, как и все образовательные учреждения любого уровня, уделяло, уделяет и всегда будет уделять проблеме повышения качества образования много сил и внимания. Эта тема является приоритетной и актуальной,особенно в настоящее время. Одним из методов, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения, с помощью которого можно отслеживать качество образования, является внутренний
мониторинг– длительное наблюдение за конкретными участниками образовательного процесса, за образовательной деятельностью учреждения.
Внутренний мониторинг является одним из наиболее важных источников информации для:
диагностики основных результатов деятельности образовательного учреждения
состояния образовательного процесса
состояние обеспечивающих его ресурсов.
Цели мониторинга:
1.Совершенствование деятельности и улучшение качества образования в Доме детского творчества
2. Повышение мастерства и профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
Изучение и анализ результатов педагогической деятельности
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе мониторинга
выявление наиболее ценного опыта педагогов и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта
анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития ОУ.
Внутренний мониторинг начинается с первого дня прихода ребенка в творческое объединение и не заканчивается с последним учебным днем, потому что все полученные результаты необходимо проанализировать, систематизировать, облечь в удобную для всеобщего ознакомления форму, превратить в материал для дальнейшей работы. В результате – полученный материал может быть использован: в отчетной документации методической службы, Публичном докладе директора, публикации на сайте ОУ, при составлении перспективного плана развития отделов, учреждения, корректировке Программы развития ДДТ и т.д.
В данной методической разработке Предлагаемый цикл внутреннего мониторинга можно разделить на основные этапы:
стартовый – промежуточный – итоговый
Первый этап – Стартовый
Представляет собой комплекс диагностических материалов, отражающий различные уровни освоения образовательной программы: опыт освоения теоретической информации, практической деятельности, опыт общения, творческий опыт. Диагностика оценивает динамику развития личности внутри образовательной программы на протяжении образовательного маршрута ребенка.
На стартовом этапе происходит:
1. Определение начального уровня З.У.Н. (знаний, умений, навыков)
2. Их уровни определяет каждый педагог по конкретному направлению деятельности
3. Прогностическая диагностика – в различной форме
4. Собеседование
5. анкетирование
6. опрос
7. наблюдение
8. тестирование
9. выполнение практических упражнений.
Сроки проведения: сентябрь-октябрь
Методическая помощь в этот период состоит в выборе формы диагностических карт и других диагностических материалов, при корректировке образовательной программы, в разработке рабочей программы.
Второй этап – Промежуточный
Это многомерный, длительный по времени и по содержанию этап.
Можно выделить 2 основных момента – проведение открытых занятий и отчетных мероприятий, которые являются традиционными в ДДТ «ОЛИМП». Каждое учреждение имеет свою специфику и определенную направленность.
I подэтап - проведение открытых занятий
Роль методической службы на этом этапе
1. Помощь в оформлении конспекта открытого занятия
2. посещение занятия
3. анализ мероприятия
4. корректировка программы
- в части использования современных педтехнологий
- отражение использования ЭОР на занятиях.
В качестве примера хотелось выделить отчетные мероприятия художественно-эстетического отдела. Отдел состоит из 3х секций - вокальной, хореографической, театральной. В каждой секции проводится мероприятие, являющееся зачетным, позволяющим отследить мастерство педагога и оценить уровень подготовки детей, их личностное развитие, выявить одаренных талантливых детей.
2 этап - Система отчетных мероприятий
· «Золотая туфелька» Смотр хореографических коллективов
· «Весенний концерт» Смотр вокальных коллективов
· «Камелот» Театральный фестиваль.
На этом этапе методическое сопровождение включает:
Изучение динамики процесса освоения предметного содержания
корректировка программы
дополнение УМК
создание методической продукции
помощь в написании сценария мероприятия
посещение и анализ мероприятия.
Третий этап — Итоговый
Лучшие номера творческих коллективов, отобранные по результатам зачетных мероприятий, входят в программу итогового отчетного концерта ДДТ «ОЛИМП» (в конце апреля). Аналогичная система оценки мастерства педагогов существует и в других отделах.
Педагогический мониторинг на уровне Дома творчества:
Диагностика - Открытые занятия - Отчетные мероприятия - Итоговое
мероприятие отдела.
Сроки – апрель-май
По внутреннему мониторингу проводятся следующие мероприятия:
Оценка уровня освоения программы. Итоговая диагностика. Контроль за личностным ростом каждого ребенка Заполнение диагностических карт. Самоанализ в форме отчета.
Проведение итоговых мероприятий в коллективах
Итоговое мероприятие отдела ДПИ «Весенний калейдоскоп»
Участие всех коллективов отдела /определяется уровень участия каждого коллектива и каждого ребенка в мероприятии
Тематические мастерские для детей, педагогов, родителей
Игровые мероприятия Турнир «Арена», КТИ «Маневры» КТФ
Совместное мероприятие со спортивным отделом, ИЗО и ДПИ и др коллективы «Спортивные задоринки».
Методическое сопровождение
Методисты обязательно посещают эти мероприятия, анализируют причины удач и неудач в работе, в связи с этим помогают педагогу скорректировать программу, дают конкретные советы по дополнению материалов УМК, разработке новых методических материалов.
Заключительная часть
Представленный в методической разработке опыт осуществления внутреннего мониторинга, этапы проведения и помощь методической службы в его организации будет интересен для методических служб и руководителей других учреждений дополнительного образования.
Поделиться: