Авторcтво: Иванова Галина Борисовна, учитель математики высшей категории ГБОУ №558 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к личностным, предметным, метапредметным результатам обучения. Метапредметные результаты освоения образовательной программы предполагают овладение обучающимися ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться.
В педагогике под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения школьников в реальных жизненных ситуациях. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют такие виды компетенций, как личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, социальные, общекультурные. Универсальные учебные действия, которые определяет ФГОС, являются основой формирования ключевых компетенций.
Задачей нашей статьи является выделение некоторых возможностей курса математики для формирования универсальных учебных действий на основе использования развивающих технологий обучения.
К развивающим относятся, по мнению В.С. Безруковой, технологии обучения, вызывающие изменения во внутренних структурах личности, способствующие её духовному, психическому физиологическому и физическому росту и развитию, обеспечивающие социальное становление личности через нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое развитие. Нами используются проблемные, поисковые, творческие методы обучения. В данной статье представляется опыт применения некоторых развивающих методов обучения.
Проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащегося по их решению. Эффективны следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение (поисковая, эвристическая беседа), самостоятельная исследовательская деятельность. Проблемное обучение лежит в основе исследовательской и проектной деятельности, которую ведут не только учителя математики, но и преподаватели других предметов нашего лицея. Ежегодно учащиеся старших классов принимают участие в научно-практических конференциях, где представляют свои исследовательские работы, например, «Цифры и математические знаки в поэзии» (11 класс), «Арифметика остатков» (10 класс), «Применение теории чисел».
Проектная, исследовательская деятельность учащихся требует изменений в системе опроса учащихся и типов учебных заданий. В связи с этим учителя стараются заменить репродуктивную вопросно-ответную систему и типы заданий по узнаванию, воспроизведению отдельных понятий, обозначений, правил, схем (как правило, такие задания начинаются со слов: что это, как называется, дайте определение и т.д.) на более сложные задания, которые задействуют психические качества личности (память, внимание, мышление, речь), потребуют применения мыслительных операций по выявлению, перечислению, измерению, описанию процессов и способов действий. Это задания по разбору и структуре (анализ и синтез), сопоставлению и различию (сравнение), распределению (категоризация и классификация), выявлению взаимосвязей между величинами (причина, следствие), конкретизации, обобщению. Такие задания начинаются со слов: установите, опишите, чем отличается, сравните, определите сходство и различие, почему, каким способом, объясните смысл, как вы думаете, докажите и т.д. Такие учебные задания, рассчитанные на разные уровни развития способностей обучающихся, способствуют формированию не только предметных, личностных, но и метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) умений. Например, при изучении темы в 8 классе «Свойства и признаки различных видов параллелограммов» можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
1. Назовите свойства, общие для ромба и прямоугольника.
2. Назовите свойства, различные у ромба и прямоугольника.
3. Всякий ли прямоугольник является квадратом?
4. Всякий ли квадрат является прямоугольником?
5. Всякий ли квадрат является ромбом?
6. Всякий ли ромб является квадратом?
7. Какие свойства нужно добавить к свойствам ромба, чтобы ромб можно было бы назвать квадратом?
8. Какие свойства нужно добавить к свойствам прямоугольника, чтобы прямоугольник можно было бы назвать квадратом?
9. Перечислите математические положения, используемые при доказательстве:
а) особого свойства диагоналей прямоугольника,
б) особого свойства диагоналей ромба,
в) признака прямоугольника,
г) признака ромба и т.д.
Развивающий эффект имеют и информационные технологии, формирующие информационные компетенции. Что такое информационное умение? Умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию самого различного рода, получать её из различных источников, систематизировать, накапливать и перерабатывать её в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять в виде текстов, передавать по сети, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач. Эти умения и образуют то, что называют информационной культурой. Наши учащиеся хорошо владеют компьютерными технологиями, что позволяет им использовать средства глобальных коммуникаций не только при изучении математики, но помогает учащимся гармонично жить и работать в информационном обществе, глубже и разнообразнее познавать окружающий мир и эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал. Учащиеся делают интересные презентации к урокам алгебры, геометрии, делают макеты геометрических фигур, пишут к урокам сказки, сочиняют стихи о параллелограмме, треугольнике и т.д.
Весьма эффективный режим учебной работы - педагогическая технология кооперации в обучении. Обучение в группе позволяет лучше осваивать материал и дольше его помнить. Обучение в условиях групп показывает и другие важные преимущества по сравнению с фронтальным обучением. Деятельность в условиях групп обеспечивает:
*Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса.
*Повышение уровня осмысления материала (работы, выполненные в условиях групп, отличаются большой личностной обоснованностью, их положения глубже и серьезней, аргументированы).
*Рост числа нестандартных решений (в условиях групп члены группы существенно чаще выдают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач).
*Осуществление переноса знаний и умений (знаменитое высказывание Л.С. Выготского «То, что дети могут сделать сегодня только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно).
Наш многолетний опыт показывает, что для свободного овладения технологией групповой работы требуется несколько лет практической работы. Освоение начинается с воспроизведения уже готовых разработок по хорошо знакомым предметным материалам. Продолжая эту практику, учитель разрабатывает и реализовывает собственные оригинальные уроки, например: «Теорема Чевы и ее использование при доказательстве теорем и решении задач». При этом каждая группа ребят получает набор заданий, которые они должны представить через неделю в классе, список литературы и другие источники, которыми можно пользоваться.
Очень важно в формировании универсальных учебных действий использовать внеурочную работу по предмету. В лицее функционирует математический клуб веселых и находчивых (КВН), куда по желанию вошли обучающиеся из 7-10 классов. КВН помогает в каждом ребенке найти архимедову точку опоры: опереться на то, что получается лучше, дать возможность пойти вперед, ощутить интерес и вкус к успеху. Когда ученик почувствует это, у него возникает стимул, он начинает продвигаться вперед, развивая свои интересы, способности.
Безусловно, математика – наука серьезная, но если в нее внести элемент игры, то она станет очень увлекательной, веселой, остроумной, а те, кто играет в командах КВН, показывают не только знания математики, но и находчивость, артистизм, умение петь, танцевать, писать стихи, сочинять музыку к поэтическим «виршам» своих товарищей.
Клуб веселых и находчивых объединяет ребят не только интересом и любовью к математике, но и к истории, литературе. Например: в ходе подготовки команды для выступления в играх КВН «В мире сказочной математики», «Алиса в стране чудес», «Алгебра – песня, геометрия – жизнь», «Средние века и поэзия Омара Хайяма» учащиеся сочиняют математические сказки, проводят конкурсы знатоков орфографии, конкурсы рисунков, плакатов, исполняют песни, стихи, содержание которых связано с изучением математики. Разгадывают анаграммы, сочиняют математические детективы, со всеми присущими этому жанру особенностями, решают задачи на сообразительность и забавные примеры и задачи разных времен и народов, переделывают произведения. Во время КВН разыгрываются целые спектакли на известные сюжеты. Например: - Великий Бернард Шоу в своей комедии «Пигмалион» рассказал о превращении Элизы, уличной продавщицы цветов, в умную, образованную девушку с хорошими манерами, настоящую леди под руководством профессора фонетики Хиггинса. Давайте пофантазируем и представим, что Хиггинс профессор математики. Посмотрим, что мог предложить сегодня профессор математики Хиггинс девушке, которой через несколько месяцев сдавать ЕГЭ. Ребята изображают сюжет в своей интерпретации.
Использование разных форм организации внеурочной работы по математике помогает обучающимся формировать не только метапредметные компетенции, но и личностные: развиваются упорство в освоении учебным предметом, трудолюбие, толерантность, самостоятельность, находчивость, уважение учителей, друзей и одноклассников.
Новые требования к преподаванию учебных дисциплин, индивидуальный подход к каждому ученику, разнообразная внеурочная работа по предмету дают хорошие результаты как в обучении, так и в воспитании, что благоприятно скажется и в будущем учащихся при продолжении обучения в вузах, колледжах. Учащиеся лицея неоднократно были победителями районных и городских олимпиад и конкурсов. Учащиеся 11 классов неоднократно были призерами Всероссийской олимпиады. По результатам ЕГЭ 2011 года учащиеся лицея показали лучший результат в районе - 94 балла (Галл Роман). Достижению высоких результатов способствовало использование развивающих, деятельностных методов на уроках математики во внеурочной работе по предмету.
Литература
1.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности.– М.: Амрита, 2010.
2.Беркалиев Е. Т., Заир-Бек Н.С., Тряпицына А.П. Инновация и качество школьного образования. Научно-методическое пособие.- СПб.: Каро, 2007.
3.Калинина М.П. Универсальные учебные действия школьников. - СПб.:ООО «Архей», 2012.
4.Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2005.
5.Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Учебное пособие. - СПб.:Л.Г.П.У. им.А.И.Герцена, 1989.
Поделиться: