Авторcтво: Галл Марина Юрьевна, учитель английского языка высшей категории, методист ГБОУ №558 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В основе нового стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В рамках требований государственного образовательного стандарта при изучении иностранного языка деятельность учителя направлена на формирование практических умений общаться на английском языке, на развитие познавательной активности по овладению иностранным языком и создание условий для преодоления психологического барьера. Все эти задачи в комплексе позволяет решать проектная технология. Цель данной статьи – представить опыт проектной деятельности в ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района города Санкт-Петербурга как одно из проявлений реализации системно-деятельностного подхода.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Учащиеся начинают знакомиться с проектной деятельностью в начальной школе. На первых уроках они узнают о правилах оформления проекта, с критериями его оценки. Как правило, проекты младших школьников творческие краткосрочные и оформляются в виде рисунков, подборки фотографий, коротких рассказов. В четвертых - пятых классах также предлагается работа над сюжетно-ролевыми игровыми и поисковыми проектами, защита которых предполагается в групповой форме. Наряду с проектами в рамках урочной деятельности учащиеся начинают собственные исследования, с которыми они выступают на лицейской декаде английского языка, культуротворческих срезах и различных внеурочных мероприятиях. Это, например, проекты «Рождество и Новый год в странах, говорящих на английском языке», «День космонавтики», «Знай и люби свой город», «Математика в Древней Греции» и другие. В основной школе ведется работа над проектом под руководством тьютера в рамках ученического научно-исследовательского общества лицея (далее УНИО). Представим подробнее проект «Игровой метод в изучении английского языка», разработанный совместно учителем и учащимися 11 класса.
На одном из уроков в 11 классе с ребятами была организована беседа, которая превратилась в дискуссию на тему, каким образом эффективнее всего изучать иностранный язык. В результате обсуждения старшеклассники пришли к выводу, что языковая практика за границей с носителями языка является одним из лучших методов. Но как же добиться хороших результатов, не выезжая за рубеж, находясь в стенах своего учебного заведения в окружении своих сверстников и педагогов? Не случайно древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса у учащихся нельзя добиться желаемого результата. Всякое обучение, по своей сути, есть создание благоприятных условий для развития личности. Именно личностно-ориентированный подход в обучении стал необходимым условием для осуществления дифференциации процесса обучения и мотивации учебной деятельности. Внутренняя мотивация определяет отношение учеников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком.
В ходе дискуссии одиннадцатиклассникам был задан вопрос, какие уроки запоминаются им больше всех, что позволяет им изучать язык и в то же время получать удовольствие от урока. И многие ответили, что элемент игры на уроке, драматизация и воссоздание проблемной ситуации помогают им лучше усвоить материал урока, а также проявить свои личностные качества, учат их принимать решения и работать в коллективе. Общение – это очень важный фактор в жизни современной молодежи, а игровая методика позволяет реализовать стремление к коммуникации и раскрыть творческий потенциал даже самых слабых учащихся. В игре все равны. Игра помогает преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Так, накануне Дня самоуправления в лицее родилась идея практико-ориентированного проекта «Игровой метод в изучении английского языка». Две ученицы старшей школы выразили желание провести урок английского языка в начальных классах, т.к. в дальнейшем хотели бы связать свою жизнь с преподаванием иностранного языка. Вне глубокой личностной заинтересованности, вне эмоционального сопереживания работа над проектом состояться не может. В то же время при организации данного проекта ставились и обучающие задачи: формировать умения определять и формулировать цель исследования, анализировать предстоящую деятельность и разрабатывать план проекта, самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, выбирать форму ее представления, организовывать взаимодействие в группе, как со сверстниками, так и со взрослыми участниками процесса: учителями, родителями, школьным библиотекарем. Ученицы 11 класса с удовольствием разрабатывали сценарий урока, в котором было много элементов игровой деятельности. Учителю предложено стать тьютером в исследовании этой проблемы в рамках УНИО лицея. В процессе работы над проектом была выдвинута гипотеза: использование элементов игры позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка, тем самым повысить эффективность формирования умений и навыков при обучении иностранному языку. Объектом исследования стал процесс обучения иностранному языку в лицее, а предметом исследования - использование игровой методики при работе над формированием различных умений и навыков в процессе изучения иностранного языка. Под руководством учителя участники проекта изучали методическую базу игровой методики и в своей работе пытались доказать, что этот метод очень эффективен в изучении иностранного языка и повышает мотивацию как учащихся начальной школы, так и у ребят более старшего возраста. Работа над проектом строилась в соответствии с принятыми этапами проектной деятельности:
- мотивационным (учитель заявил общий замысел, создал положительный мотивационный настрой, ученики обсуждали, предлагали собственные идеи);
- планирующим – подготовительным (определили цель и задачи проекта, вырабатывали план действий, устанавливали критерии оценки результата, согласовывали способы совместной деятельности);
- информационно- оперативным (ученики собирали материал, работали с источниками, учитель координировал, поддерживал);
- рефлективно-оценочный (ученики представляли проект, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляли самооценку, учитель выступал участником коллективной оценочной деятельности).
В работе над проектом также принимали участие другие одиннадцатиклассники: велась фото и видеосъемка на уроках с апробацией проекта, был разработан ряд игр, составлены анкеты, мониторинговые карты, которые являлись контрольно-измерительными инструментами проекта.
В процессе проектно-исследовательской работы выдвинутая гипотеза подтвердилась: игра делает учебный процесс радостным и легким, позволяя осваивать знания и навыки, и даже самый тяжелый труд делает интересным. Именно игра является одним из видов активной деятельности. Этот вид деятельности способствует не только приобретению знаний, но и развитию различных качеств личности, активизирует учебный процесс. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы обучаемого. Именно игровая технология повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
На итоговой конференции УНИО лицея участники проекта выступили с презентацией своего исследования. Они поделились своими выводами с участниками конференции:
1.Игровой метод должен использоваться на различных ступенях обучения иностранному языку и на разных этапах урока.
2.Использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации общения, повышающей эффективность учебного процесса.
5.Проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет обучаемым освоить универсальные учебные действия, а преподавателю – научить культуре игры и культуре поведения вообще.
6.Разработка и внедрение игр в процесс обучения способствует более успешному решению основных задач обучения иностранному языку на разных этапах. Именно с помощью игровых методов возможно применение теоретических знаний на практике, а в будущем и в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся выразили мнение, что работая над проектом, они получили возможность делать что-то интересное самостоятельно, приложить свои знания и публично представить результаты своего исследования. Проектная деятельность значима для самих «открывателей» тем, что она носит практический, прикладной характер.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Таковыми и являются методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как один из механизмов формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Литература
1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1996.
2.Дюзина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. – М.: Вако , 2001.
3.Ефанова З. А. Нестандартные уроки английского языка. – Волгоград: Корифей , 2006.
4.Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб: Каро, Мн.: “Четыре четверти”, 2006.
5.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М: Вентана-Граф, 2002.
6.Нестеров А. В. Традиции празднования Дня Святого Валентина в англоязычных странах. – СПб: Книжный дом , 2001.
7.Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
8.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000.- № 2, 3.
9.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.
10.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения//Завуч.-2003.- № 6. - С.96-112.
Поделиться: