Авторcтво: Тихомирова Анна Викторовна, учитель мировой художественной культуры ГБОУ школы №636 с углубленным изучением иностранных языков Центрального района Санкт-Петербурга |
Окружающая нас действительность – это совокупность сложных, в некоторой степени даже эклектичных требований, как к учителю, так и к учащемуся, участвующим в образовательном процессе. Каждый человек является активным участником единого культурного процесса. Культура – это феномен, формирующийся благодаря действиям отдельных личностей, и в тоже время оказывающий детерминирующее воздействие.
Современная культурная среда характеризуется огромным количеством информационных ресурсов, находящихся в непрерывном обновлении. Накопленные за тысячелетия знания сегодня подвергаются многофакторной и всесторонней проверке. В условиях ускоряющегося темпа жизни, у человека меняется восприятие базовых понятий, таких как время (письмо от отправителя до адресата доставляется за считанные секунды), расстояние (освоение воздушного пространства позволяет увеличить академическую мобильность), знание (совершение открытий в различных областях стимулирует человека на исследовательскую деятельность). Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что современный человек должен уметь ориентироваться в динамично меняющемся культурно-информационном пространстве.
Непрерывное появление информационно-технологических устройств, общедоступность любых знаний из виртуального пространства, заставляют использовать всевозможные гаджеты с целью ускорения усвоения информационного потока. Зачастую эти устройства приобретаются не с целью познания, а как показатель социального статуса. Часто данная тенденция проявляется у учащихся школ. Возникает определенная проблема формирования устойчивой потребности у школьника в целенаправленном использовании техники в образовательных целях, требующая методического решения. На сегодняшний день можно констатировать крайне низкую степень освоения возможностей информационных технологий, проявляющуюся в использовании учащимися высокотехнологичной техники в игровых целях.
Эффективным медиатором между учащимися и виртуальным пространством в процессе обучения является компетентный педагог. Министерством труда и социальной защиты 18 октября 2013 года был утвержден профессиональный стандарт «Педагог», вступающий в силу с 1 января 2015 года. Данный документ регламентирует профессиональные компетенции современного учителя. В документе закреплены трудовые действия педагога. Одно из таких трудовых действий - «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями». Раскрывая понятие информационно-коммуникативной технологии (ИКТ), авторы стандарта выделяют несколько ИКТ-компетенций, которыми должен обладать каждый педагог. Общепользовательская ИКТ-компетентность подразумевает формирование навыков работы с персональным компьютером, использование его технологических возможностей. Владение общепедагогической ИКТ-компетенцией позволяет учителю выявить общий образовательный потенциал данной технологии с учетом психофизиологических и возрастных особенностей школьников. В рамках предметно-педагогической ИКТ-компетентности выявляется способность педагога к практическому применению информационно-коммуникативных технологий на конкретном предметном материале. Таким образом, очевидна необходимость применения в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии – это комплексное понятие, включающее в себя различные способы, алгоритмы, механизмы и устройства обработки информации. В современном мире механизмы и устройства обработки информации получили широкое распространение в виде: телефонов, смартфонов, коммуникаторов, планшетов, нетбуков, ноутбуков, стационарных компьютеров. Современный педагог интегрирует персональные устройства учащихся в образовательный процесс. Используя ИКТ, учитель формирует у школьника навыки разнообразных способов запоминания, усвоения и анализа данных в динамично-меняющемся информационном поле. Виды ИКТ по методологическому назначению можно классифицировать следующим образом:
· Обучающие
· Тренажеры
· Имитационные
· Информационно-поисковые и справочные
· Демонстрационные
· Моделирующие
· Игровые
· Расчетные
В образовательном пространстве информационно-коммуникативные технологии являются особым способом взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения. Они позволяют увеличить объем информации, ускорить усвоения новых знаний, сформировать навыки применению теоретических знаний на практике, а так же актуализировать потребность использования персональных технических устройств в повседневной жизни для образовательных целей.
Для успешного усвоения учебного предмета «Мировая художественная культура» необходимо использовать ИКТ. Работа с мировым наследием в области культуры и искусства невозможна без постоянного обогащения информацией, исследованиями, открытиями. Данный предмет основан не столько на создании иллюстративных ассоциаций у школьников о каком-либо историческом периоде, сколько на метапредметных связях. В сознании школьника должны сформироваться своего рода «облака тэгов» по многим понятиям, явлениям и процессам. В создании таких смысловых пучков могут помочь информационно-коммуникативные технологии.
Информационно-коммуникативные технологии на уроках МХК могут использоваться в качестве обучающих и демонстрационных, например, создание презентаций в программах PowerPoint и Prezi. При помощи данных презентационных программ можно значительно разнообразить способы подачи информации. На создаваемом слайде можно поместить максимально полезные учебные материалы относительно того или иного понятия, феномена. Например, рассматривая вариации раскрытия темы жизни в искусстве, слайд может содержать отрывок лирического произведение, фрагмент репродукции картины, часть музыкального произведения. Благодаря комплексному рассмотрению отдельной темы, происходит формирование ассоциативного восприятия произведения искусства.
Моделирующая и имитационная функция ИКТ на уроках МХК помогает проводить уроки-путешествия. Интернет пространство богато всевозможными порталами и проектами предлагающими совершить виртуальные экскурсии. Школьная аудитория теперь не только класс, но и экскурсионная группа, которая может сама выбирать маршрут, по которому она познакомится с выбранным городом. Пройтись по самым живописным улицам европейских, азиатских и американских городов, повторить путь Христа на Голгофу. В этом помогут такие электронные ресурсы: виртуальные экскурсии на Google-maps, виртуальный тур по Московскому Кремлю на сайте www.kreml.ru, панорама храма Артемиды в Эфесе на сайте www.panotours.ru (сайт предлагает сферические панорамы музей, соборов, квартир-музеев и т.д.), познакомиться с экспозициями российского этнографического музея в Санкт-Петербурге на сайте www.ethnomuseum.ru.
Информационно-коммуникативные технологии на уроках мировой художественной культуры могут использоваться в качестве информационно-поисковых и справочных ресурсов. Музей это не только место, где красиво выставлены и хранятся экспонаты, это еще и место научных изысканий. Учебные задания необходимо сформулировать таким образом, чтобы при его выполнении ученик посетил сайты музеев. Описания произведений, опубликованные на официальных порталах, приучают школьника работать с авторитетным мнением в области искусства, обогащают его словарный запас. Целесообразно каждый тематический блок уроков начинать с анонсирования тематических выставок в различных музейных пространствах. Таким образом, полученные и закрепленные знания на уроках могут быть актуализированы во внеурочной деятельности каждого отдельного ученика. Наличие действующих выставок по учебным темам может убедить учащегося в актуальности изученного материала.
На начальном этапе внедрения приемов и методов ИКТ педагог столкнется с рядом сложностей. Одной из главных проблем в современной школе является недостаточное оснащение классов персональными компьютерам, как основным средством ИКТ, поскольку главная тенденция данной технологии – это индивидуализация обучения. Сегодня в большинстве школ комплектация персональными компьютерами проводится для оснащения только кабинетов информатики, хотя очевидно, что классы для проведения уроков мировой художественной культуры должны быть оборудованы индивидуальными мультимедийными устройствами с современными графическими видеокартами.
Важным требованием является наличие специализированных лицензионных программ для использования на уроках МХК.
Работа с информационным полем с импользованием ИКТ в образовательных целях актуальна не только с точки зрения технического разнообразия устройств, она необходима для непрерывного эффективного обучения.
Поделиться: