Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ФГОС как фактор повышения эффективности образовательной среды
«Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды» Михаил Васильевич Ломоносов Филологическое образование всегда находилось в центре внимания педагогического коллектива. Являясь районным ресурсным центром, гимназия работала по теме «Школа – центр речевой культуры». В результате работы учителями были подготовлены новые учебно-методические материалы, готовые к использованию в практической деятельности образовательных учреждений города по следующим темам: - «Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку, связанный с вопросами культуры речи учащихся» - «Типичные речевые и грамматические ошибки учащихся и роль учителя в организации работы по их предупреждению и устранению» - «Овладение учащимися грамматическими нормами литературного языка при изучении морфологии и синтаксиса» - «Формы работы учителя по обогащению активного словаря учащихся и предупреждению речевых и грамматических ошибок» - «Развитие языковых способностей учащихся в работе с текстом». С 2012/2013 учебного года продолжила эту работу в статусе опытно-экспериментальной площадки по новой теме: «Особенности филологического образования, новый федеральный государственный образовательный стандарт». Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения его введения. При практической реализации ОУ ФГОС общего образования необходимо уделить особое внимание части их собственной компетенции и ответственности, определенной в ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в т. ч.: - использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; - разработка и утверждение образовательных программ; - прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; - определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников; - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. В 2013/2014 учебном году экспериментальная работа в гимназии ведётся на экспериментально-преобразующем этапе, целью которого является: «Проектирование технологических требований к реализации ФГОС основного образования». Для достижения поставленной цели необходимо: 1. Спроектироватьтехнологические требования к реализации ФГОС основного образования. 2. Определить нормативные документы, в которых прослеживается самостоятельность, инициативность и ответственность старшего школьника. 3. Апробировать технологии ФГОС как фактора повышения качества гуманитарного образования в условиях современной школы на примере изучения ряда учебных дисциплин: словесность, иностранный язык, история, обществознание, история города и др. 4. Выявление имеющихся ресурсов педагогического коллектива для реализации ФГОС ООО. 5. Разработать концепцию и структуру модели технологических требований для изучения учебных дисциплин гуманитарных предметных областей. 6. Сформировать рабочие группы и организовать экспериментальную работу по использованию технологических ресурсов в преподавании предметов гуманитарного цикла. 7. Разработать новые ресурсы для пополнения этой среды с учетом потенциала гуманитарных аспектов естественнонаучных дисциплин и целевой программы «Здоровье» 8. Диагностировать эффективность технологий ФГОС для повышения качества гуманитарного образования на основе анкетирования всех участников образовательного процесса. Необходимо отметить, что термин «Технология» развивался во времени. Изначально, в переводе с греческого, слово «techne» означало искусство, мастерство, умение. В 90-х годах XX столетия под этим словом понимались «приемы научной организации труда, с помощью которых наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения». В XXI столетии под технологией обучения понимается «совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств» Таким образом, проектирование модели технологических требований в работе учителя при формировании ключевых качеств учеников старшей школы: самостоятельности, инициативности, ответственности предполагает такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действии представлены в определенной последовательности и достигают прогнозируемого результата. Нормативные документы - это, как следует из названия, документы, устанавливающие нормы, стандарты, определяющие правила деятельности образовательного учреждения. Также в этом разделе находятся документы информационного характера. Нормативными документами, в которых прослеживается самостоятельность, инициативность и ответственность старшего школьника, относятся: 1. Основная образовательная программа: должна содержать индивидуальные образовательные программы школьников, включающие профильные предметы, элективные курсы, модули. Самостоятельность проявляется в возможности выбора. Инициативность – в проектной, исследовательской, творческой деятельности. Ответственность – в самооценке, рефлексии, взаимооценке. 2. Учебная программа: включает урочную и внеурочную деятельность, которая фиксируется в расписании. 3. Положение о критериях оценки. 4. Рабочая программа по предмету. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Рабочая программа включает в себя определённый учебно-методический комплекс, ядром которого является учебник. Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Текст - это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности. Поэтому ресурсы педагогического коллектива направлены на технологии ФГОС по работе с текстом. Одним из примеров работы с текстом является деятельность методического объединения учителей естественнонаучного цикла «Фреймовые модели». Учителя представили опыт работы на семинаре «Теоретический анализ как составная часть ОЭР». Фрейм - (англ. frame — «каркас» или «рамка») - способ представления знаний в искусственном интеллекте, представляющий собой схему действий в реальной ситуации. Первоначально термин «фрейм» ввёл Марвин Минский в 70-е годы XX века для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Фрейм - это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса. Фреймы используются в системах искусственного интеллекта (например, в экспертных системах) как одна из распространенных форм представления знаний. Предметные знания отображаются в виде фреймов. В управлении в ходе поиска решения строится дерево, называемое «деревом целей». Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными. В том числе, дерево целей позволяет выявить, какие возможные комбинации обеспечат наилучшую отдачу. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели. Потребности развивающегося общества, обусловленные динамичным развитием в последнее десятилетие, требуют от системы образования XXI в. более гибкого реагирования на изменения в социальной среде, адаптации к ним. Именно поэтому Правительством РФ принята концепция модернизации системы образования, в которой подчеркивается, что важнейшей целью модернизации должно стать создание системы постоянного обновления образования на основе поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений. Ведь возникновение и становление образовательных учреждений нового типа прошли определенный период в своем развитии, какие-то элементы ранее инновационной деятельности приобрели черты репродуктивной деятельности, их функционирование стабилизировалось. Чтобы знать и видеть достижения образовательных учреждений, педагогический коллектив знакомится с работой коллег и традиционно принимает участие в важных событиях педагогической общественности: - V научно-практической конференции «Открытое образование. Педагогика текста». Тема конференции 2013/2014 учебного года «В поиске смыслов и ценностей». - Десятой международной научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья «Научно-методическая, научно-практическая и просветительская деятельность гимназий» (Ассоциация гимназий). - Второй Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация общего образования: поиск проблем и решений», РГПУ им. А. И. Герцена. - Семинар ГБОУ гимназия № 116 Приморского района «Формы исследовательской работы со школьниками и способы привлечения к ней в урочной и внеурочной деятельности» (Ассоциация гимназий). - Научно-практический семинар «Подготовка и представление инновационных продуктов» (ИМЦ Адмиралтейского района) - Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Педагогическая наука и современное образование», РГПУ им. А. И. Герцена. - Семинар «Теоретический анализ как составная часть ОЭР», на базе ГБОУ гимназии № 74. - V Всероссийская конференция «Школа нового поколения: образовательная сеть как ресурс развития» - Участие в работе V Международной конференции «информационные технологии для Новой школы» (РЦОКОиИТ) - Участие в работе научно-практической конференцию «Школы – экспериментальные площадки Герценовского университета» … Особенности введение ФГОС ООО можно разделить на две составляющие: одна обусловлена спецификой самого стандарта, а вторая – связана с системными изменениями, происходящими с системой образования. Ведущими принципами ФГОС являются принципы преемственности и развития. Они реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ – первом компоненте стандарта, ведущим и системообразующем. Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). Если под метапредмеными результатами в начальной школе подразумеваются универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять, систематизировать учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В основе темы экспериментальной работы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантировать доступность, качество и эффективность образования. Поделиться: |