Поиск по сайту

Организация ситуации успеха на уроке географии с использованием игровых технологий


Авторcтво: Красновская Светлана Анатольевна, учитель географии ГБОУ школы №75 с углубленным изучением немецкого языка Петроградского района Санкт-Петербурга


ФГОС общего образования гласит, что дети должны: приобретать опыт разнообразной деятельности, опыт познания и самопознания, готовиться к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Таким образом, я посчитала удачным использование в своей работе интеграцию двух технологий игры и успеха.

Цель, которую ставит стандарт образования:равенство в доступности качественного образования для разных и равных детей.

Следовательно, я поставила перед собой следующие задачи:

· Внедрить современные технологии обучения;

· Создать условия для выявления и развития способностей детей;

· Разнообразить приемы обучения географии;

· Активизировать познавательную деятельность учащихся;

· Повысить интерес у учащихся к изучению географии и привить любовь к предмету

Игровая деятельность занимает важно место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе несут ряд функций:

· - обучающая;

· - воспитательная;

· - развивающая;

· - психотехническая;

· - коммуникативная;

· - развлекательная;

· - релаксационная.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности. Говоря о содействии умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.

Можно выделить несколько условий и средств, повышающих эмоциональность урока:

· источником радости должен стать сам процесс обучения: успешное преодоление трудностей, познание нового, развитие своих способностей;

· обстановка урока и поведение учителя: эстетика класса, стиль общения, интерес самого учителя;

· разнообразие приемов и форм проведения, используемых учителем на уроке; установлено, что однообразная деятельность приводит к снижению восприятия;

· использование игровых и соревновательных методов: повышается эмоциональное состояние, элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются стремление к победе и коллективизм.

Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на уроке:

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе ребенка и повышает активность).

3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится сверху, она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Таким образом, итогом своей работы мы получаем учащегося, который самостоятельно:

1. Ставит цели и определять пути их достижения

2. Оценивает и регулирует

3. Планирует свой образовательный маршрут и свою деятельность

Что и требует от нас ФГОС общего образования.


Поделиться: