Авторcтво: Горячева Виктория Валериевна, учитель начальных классов школы №83 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим. Он направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональнойкультуры России. Преподавание этого курса призвано сыграть важную роль не только в расширении культурного и образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. В наши дни в обществе пропагандируются материальные ценности и забываются духовно – нравственные.
С учащимися, чьи родители выбрали для изучения модуль «Основы светской этики», мы в 2013-14 учебном году работали по учебнику А. Я. Данелюка издательства «Просвещение», 2012. Источником трудностей в реализации данного курса нередко становился сам учебник. С первых уроков проявился один из главных недостатков его методического аппарата. Наглядность, с которой работают дети, с нашей точки зрения, не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Ведь предполагается, что дети разглядывают каждый рисунок, иллюстрацию, всматриваются в него, стараясь не упустить ни одной детали. Мелко выполненная, черно-белая либо недостаточно яркая наглядность не способствует сохранению зрения четвероклассников, от такой работы дети быстро устают, внимание их рассеивается. Есть в учебнике и неудачно подобранные иллюстрации. И задаешься вопросом, какую смысловую и информационную нагрузку они несут? Насколько точно они иллюстрируют данную тему? А отец с ремнем – «добро» или «зло»? Согласитесь, неудачный пример.
Хочу обратить внимание на тот факт, что иллюстрации, предлагаемые автором учебника, не всегда корректны. Так в теме «Справедливость» (стр. 28) есть иллюстрация, которая вызвала у детей недоумение и возмущение. Скажите, почему мальчик получил «4»? Кто сказал, что только мальчик может украсть чужую идею или списать на уроке? Например, в моей практике чаще мальчики становятся отличниками. Можно порекомендовать авторам учебника при доработке его с большей тщательностью подойти к отбору каждой единицы иллюстративного материала, она должна быть точной по смыслу и содержанию, информационно богатой, не допускать двусмысленности, не провоцировать в ученике внутреннего дискомфорта, она должна помогать учителю, а не становиться фактором, обессмысливающим работу детей на уроке. В авторский коллектив УЧЕБНИКА обязательно должны входить профессионалы педагоги и школьные психологи.
Еще одно немаловажное соображение. Мы должны понимать, что в российской глубинке не всем учителям доступны мультимедийные средства. В этом случае именно учебник становится главным источником информации для детей. Встает вопрос об оригинальности и привлекательности данного пособия. Создатели курса призывают нас не заниматься с детьми скучным чтением текстов и заучиваниям терминов, а реализовывать творческий подход. Но на деле мы видим те самые скучные энциклопедические тексты, не вызывающие эмоционального отклика у детей, перегруженные сложными терминами. Есть необходимость доработки текстов с целью сделать их более доступными, а также упростить формулировки, они оказались сложными для восприятия детей 10 лет. Порой встречаешь плохо продуманные вопросы и задания, которые не требуют проявления творческого начала в ребенке, в основном это «вопрос - ответ».
Крайне мало литературных примеров, на весь учебник их 2-3, и те используются в вопросах и заданиях.
Еще один пример неудачного методического оснащения учебника. Откроем стр. 16-17 урок «Добродетель и порок», где фотографии известных людей (футболист Л. Яшин, актриса Ч. Хаматова, переходящие улицу мальчик с бабушкой (изображены, почему-то, со спины), космонавт Ю. Гагарин, фигуристка И. Слуцкая) беспорядочно разбросаны по странице, а задание к ним разбито на 3 вопроса, которые фактически являются одним вопросом: «Найдите информацию об этих людях!» Скажите, какую связь это задание имеет с темой нашего урока? Почему именно эти люди?
Мне кажется, что целесообразнее к этому заданию подойти по-другому: «Ребята, приведите примеры добродетельных людей и об одном из них расскажите подробнее. Почему вы выбрали именно этого человека?» (Дети могут приводить примеры известных людей, а могут рассказать о своем родственнике или знакомом).
Обратим внимание на тему «Добро и зло». Как автор определяет понятие "добро"?
А вот как: "Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними" (С. 12).
Туманное определение. Но далее следует нечто более содержательное:
"Итак, добро - это:
- поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);
- поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям
А вот определение «зла»: "Зло - это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить».
Теперь рассмотрим другую особенность курса, которая формулируется так: «Главное – сопереживание, проживание, активное изучение материала учащимся, самовыражение, осмысление, формирование детской точки зрения на проблему…». Но авторы не создают проблемных ситуаций, которые можно разрешить, например, с помощью сюжетно-ролевых игр.
Важным подспорьем в работе учителя являются яркие и красочные рабочие тетради с репродукциями великих произведений искусства, страничками-проектами, ребусами, кроссвордами, соответствующими содержанию данного модуля, в общем, все то, что должно помогать усвоению материала. К сожалению, этого нет. Крайне необходимые творческие, интересные задания к каждому уроку тоже отсутствуют, учителю приходится многое придумывать или искать самому. Но ведь ОРКСЭ – это новый предмет и учителю необходимы ориентиры. 60% тех, кто преподает этот предмет — это учителя начальных классов! В значительной степени облегчит подготовку преподавателей мультимедийное сопровождение курса, которое следует значительно усилить. Мы надеемся, что авторы учебника доработают его, учитывая при этом ключевые принципы дидактики - научности и доступности в изложении учебного материала, возрастные особенности четвероклассников.
Поделиться: