Авторcтво: Шемшурин Алексей Андреевич, педагог-психолог Космодемьянской школы, ведущий научный сотрудник ИСП РАО |
В этике заложен богатейший воспитательный потенциал в пробуждении и укреплении нравственности в растущем человеке. Ведь этика – это не только наука, являющаяся частью философии. Это и нравственная характеристика поведения человека, вековая история этических учений. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В этом ее воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины.
Известно, что поведение личности, будучи в целом детерминировано социальной действительностью, в каждом конкретном случае, поступке непосредственно побуждается деятельностью сознания. Если учитывать способность личности осознавать жизненные явления, а значит, проявление нравственных норм в эмоционально-образных формах сознания, то это позволит соответствующими педагогическими средствами побуждать ученика к эмоциональному сосредоточению на нравственном смысле своих поступков. Именно это качество сознания необходимо актуализировать в построении содержания и технологии этических занятий. Здесь важно учитывать, что нравственная жизнь человека совершается на двух тесно соприкасающихся уровнях – эмоционально-чувственном и рационально-сознательном.
Нравственное сознание, нередко следуя за нравственным чувством и усложняясь содержательно и структурно, включает в свое поле все новые понятия. И чувство, опосредуя нравственные представления развивающегося сознания, способно эмоционально углубить и обогатить поле восприятия индивидом морали.
Этическое воспитание – педагогически организуемый процесс соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с нравственными критериями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, закрепившимся в моральном сознании личности, проявлениях и деятельности.
Этот процесс направлен на обретение ценностных ориентаций, постижение ценностных смыслов в цели и образе жизни каждой формирующейся личности. Этическое в данном процессе выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления, а нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром.
В соответствии с этим понятие «ценность» является ключевым в системе этического воспитания. Оно лежит в логике морального сознания личности, которое включает в себя представления и понятия о добре и зле и других этических категориях, влияет в свою очередь на мотивы и побуждения, отношение человека к нравственным нормам и запретам, определяет понимание должного, идеала, смысла и цели жизни. Таким образом, согласно позиции В. Франкла ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество.
Какие же ценности несет в себе этическое воспитание, на что ориентирует растущего человека?
Оно ориентировано на этические категории общечеловеческих ценностей, выработанные вековым опытом и определяющие ценностные смыслы жизнедеятельности людей, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к самосовершенствованию, сознательному выбору нравственных ориентиров, утверждению свободы и личного достоинства в социальном бытии. Высшей ценностью выступает человек и его жизнь. Все это определяет гуманистические нормы морали, что и позволяет говорить об общечеловеческих ценностях.
Условием успешности и целенаправленности нравственно-этической логики воспитания являются его критериальные основания, которые определяют содержание ценностных оснований человеческой жизни, оценочных суждений и ориентиров личности. В качестве таких критериев могут выступать интегративные качества личности, вбирающие в себя основополагающие этические основания и являющиеся в то же время самостоятельным ценностным смыслом воспитания.
Таким качеством личности правомерно прежде всего считать гуманность, как критерий доброжелательного и уважительного отношения к другим людям. Данное качество интегрирует в себе ценностные смыслы таких характеристик личности как воспитанность, доброта, отзывчивость, сострадание, сочувствие, милосердие.
Ответственность, как качественное основание отношения личности к собственному слову, поступку, делу и его последствиям, за которые человек готов держать ответ. Данная категория вбирает в себя чувство долга, обязательность, надежность, порядочность.
Чувство собственного достоинства, как проявление отношения к самому себе, как самоуважение, основанное на уважении к другим. Оно включает в себя такое качество как честь, определяющее понимание дозволенного и не дозволенного человеку согласно моральным нормам и принципам.
Совестливость как внутренний регулятор собственного поведения, отношений с людьми и окружающим миром, самоотношения.
Вся традиция этики связана с выяснением глубинных законов человеческого бытия. Выделенные критерии развития этической культуры человека, с нашей точки зрения, являются важнейшим ценностным ориентиром нравственного сознания личности, характеризуют ее общую направленность.
В соответствии с этим можно считать, что развитие этической культуры личности базируется на выделенных основаниях становления и развития ценностно-смысловой сферы субъекта. Именно ценностные ориентации и жизненно-значимые смыслы интериоризируются в сознание растущего человека в процессе этического воспитания школьников, осуществляющегося в диалоге на уроках по модулю «Основы светской этики».
Этический диалог предполагает включение личности в активный процесс нравственного осмысления жизненных ситуаций, рефлексии, самопознания и не предполагает дидактического стиля. На этическом диалоге учащиеся выражают субъектную позицию, опираясь на личный опыт отношений с людьми, который является ключевым ресурсом построения диалога. Без опоры на личный опыт этическое занятие превращается в пустую беседу или бесполезный обмен мнениями. Педагог, конструируя этический диалог, обращается к ответственности школьника за свой опыт относительно темы урока при этом не осуждая и не критикуя ученика.
Школьники на уроках по «Основам светской этики» испытывают эстетически окрашенные переживания, проживают в новом ракурсе личный опыт, их самость самоутверждается. В процессе этического занятия действуют определенные механизмы личностного роста.
Один из них – это погружение личности в сюжет этического диалога, в процессе которого личность расширяет нравственную оценку ситуаций из жизни, достигает инсайтов, нового понимания окружающих людей, внутренних проблем, определяет их нравственное решение. В ходе дискуссии учащиеся рефлексируют ее содержание, через я-концепцию и внутреннюю позицию, вырабатывают в своем мышлении новые смыслы поведения и отношений.
Другой механизм осуществляется в ходе групповой дискуссии. Эта методика часто используется на этическом занятии. Учащиеся разбиваются на группы, совместно вырабатывают позицию о проблеме, поставленную в диалоге, и затем обосновывают перед другими группами и учителем. В данном случае дети испытывают ответственность за свое решение, ведение дальнейшей дискуссии и следование выработанным смыслам нравственного поведения и отношения. Принятие ответственности за свои нравственные действия – это важный признак личностного роста. Кроме того, школьники получают возможность самоутверждения в межличностных отношениях со сверстниками и взрослым (педагогом).
Третий механизм заключается в конфронтации между учениками или их группами по поводу сложных нравственных решений в процессе этического диалога. Такие конфронтации возникают спонтанно, что свидетельствует об активности и напряженности сюжета урока. Школьники отстаивают свою внутреннюю позицию через ракурс нравственных мотивов и установок, которые определяют их ведущие смыслы самовыражения, самоактуализации, самоутверждения и межличностных отношений. Здесь учащиеся ставят на кон осмысление личного опыта и его перспективу в будущем, что при серьезной внутренней работе способствует личностному росту. Однако здесь важна грамотная постановка проблемы диалога и методичное построение дискуссии, иначе конфронтация на этическом занятии может оказаться пустым спором или перерасти в конфликт.
Для осуществления в процессе этического диалога нравственного роста обучающихся необходимо его грамотное построение с учетом специфики технологии, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Создание условий успешной самореализации учеников, повышения самоуважения, расширения нравственного горизонта личности влечет развитие чувства собственного достоинства, что также необходимо рассматривать в качестве результата воспитательных возможностей уроков по модулю «Основы светской этики».
Этот урок как предмет воспитания побуждает ученика проявить душевные усилия в нравственном выборе и сделать важную попытку самооценки и самоопределения, достичь чувства ответственности за свое поведение.
Организация педагогом целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы обучающихся в процессе этического диалога по важной человеческой проблеме вызывает у детей стремление думать и размышлять о нравственном смысле собственных поступков, слов, желаний, принятых решений. Это обеспечивается опосредованными способами овладения школьниками этическим знанием, созданием условий для нравственного напряжения и личностного усилия в процессе диалога с целью решения конкретной этической задачи или проблемы.
Рассмотрим это на примере рассказа В.А. Сухомлинского «Трудно быть человеком»
«Ребята возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие ребята едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайний дом попросить воды. Из дома вышла женщина. Она достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в дом. Ребята напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марина вспомнила:
- А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. - Ее глаза стали тревожными.
Ребята остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
- Стоит, - сказала Марина. - Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
- Вы как хотите, - сказала Марина, - а я вернусь и поблагодарю женщину...
- Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман... - Ведь мы так устали...
- Потому что мы люди...
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все.
Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
- Трудно быть человеком... - подумал он»
Данный рассказ побуждает обучающихся к рефлексивному анализу художественного сюжета, поиску ценностного смысла – что значит быть человеком, насколько это действительно трудно. В процессе диалога ребенок обращается к своей внутренней позиции и при грамотном общении педагога подкрепляет ее ценностно-смысловым содержанием, что способствует развитию чувства собственного достоинства растущей личности.
Следует помнить, что ребенок стремится к своей личностной значимости. Он имеет потребность в личностном развитии и совершенствовании, а значит и в учителе, который во взаимоотношениях может занять позицию ведущего к развитию. А с такой позиции и начинается диалог.
Поделиться: