Авторcтво: Александрова Татьяна Константиновна, доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, к.п. н., научный руководитель гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга; Смирнова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, методист ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга |
В центре совокупности идей опытно-экспериментальной работы (ОЭР) лежит понимание ученического научно-исследовательского общества (УНИО) гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» как своеобразного кластера [1], который позволяет объединить не только познавательно-предметные направления учебных исследований учащихся, организацию и руководство ими, но и сферы основного и дополнительного образования в гимназии, привлечь ее социальных партнеров из различных областей науки, культуры, бизнеса; сплотить ученический и родительский активы для совершенствования жизнедеятельности педагогов и учащихся, юных исследователей и руководителей-консультантов, трансформировать модель отношений "педагог-ученик" из субъект-объектного плана в "субъект-субъектный", добиваясь тем самым обозначенных в формулировке темы ОЭР личного развития воспитанников гимназии и профессионального совершенствования педагогов. Для достижения обозначенного подхода по реализации ОЭР были выделены три взаимосвязанных компонента, представляющие собой самостоятельные содержательные блоки:
Первый блок – подготовка учащихся к освоению учебно-исследовательской деятельности - воплощается в организационно-обучающей форме элективного надпредметного курса "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 10 класса (2012 – 2013 уч.г.).
Второй блок – создание сетевой формы взаимодействия ученических познавательных сообществ под патронажем СПб НЦ РАН, СПб ГПУ, РОО администрации Выборгского района, ГБОУ гимназии №73 "Ломоносовская гимназия" – Открытой научно-практической конференции (НПК) "Наследники Ломоносова" как современного форума, объединяющего юных исследователей из образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Северо-Западного региона, ближнего зарубежья, а также их наставников (2013 – 2014 уч.г.).
Третий блок – подготовка учителей к реализации миссии педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности (УИД) учащихся в формате технологии (кейс – study) (2014 – 2015 уч. г.).
В соответствии с планированием, опытно-экспериментальная работа проводилась по всем трем блокам, но в 2012 – 2013 уч. году в центре внимания находилось оформление новой редакции элективного надпредметного курса «Основы исследовательской деятельности» [2] и подготовка дидактических материалов к нему. В 2013 – 2014 уч. году началась работа над 2-м блоком, связанным с организацией и проведением открытой НПК «Наследники Ломоносова», а именно проводились уточнение и доработка Положения о проведении НПК «Наследники Ломоносова», разрабатывались критерии оценки исследовательских работ, поступающих к отбору на НПК и критерии оценки выступлений учащихся на секциях НПК, определение и обоснование номинаций для победителей, создавалась схема анализа работы секций НПК для "аналитиков", формировались диагностические материалы для проведения НПК.
Обратимся к описанию полученных результатов. Элективный курс "Основы исследовательской деятельности" подробно раскрывает процесс приобщения учащихся к сущности рассматриваемого вида деятельности в контексте современного пространства познания; по типу курс является ориентационно-прикладным.
Очевидно, что социальный заказ, предъявляемый современным российским обществом к системе образования, требует подготовки образованных и креативно мыслящих выпускников, умеющих находить нестандартные решения проблем, способных к сотрудничеству, к продуктивной реализации личностного потенциала в созидательных инновационных процессах на благо Родины. Для достижения обозначенного результата весьма значимо включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность; именно ее основы (аппарат научного исследования, его логика, этапы, методы современной науки в соответствии с выбранным обучающимися профилем) составляют предмет изучения элективного курса. Прикладная часть курса связана с работой учащихся над выполнением собственных исследований, реализуемых в режиме технологии УИД.
Цели курса:
а) образовательные - формирование у учащихся ценностного отношения к познанию; эффективное углубление в содержательную суть профиля обучения посредством реализации исследовательской деятельности; вооружение учащихся необходимыми исследовательскими умениями; развитие осознанного стремления к самообразованию;
б) организационные – создание условий для активного включения обучающихся старшеклассников в процесс осознанного формирования ценностных ориентаций в познании тех или иных образовательных областей в соответствии с профилем обучения.
К области ожидаемых результатов по итогам работы в рамках элективного курса следует отнести:
1. Осознание учащимися значения личной активной творческой позиции в познавательной деятельности;
2. Повышение уровня мотивации в области исследовательской деятельности;
3. Овладение инструментарием, алгоритмами, умениями (в том числе и надпредметными) учебно-исследовательской деятельности, т.е. полноценным приобщением к технологии УИД.
4. Активность в популяризации материалов и результатов своего исследования, в том числе и представление итоговых «исследовательских продуктов» (текст работы, тезисы, автореферат, мультимедиа-презентации, статьи, публичные выступления на различных форумах юных исследователей).
Указанная совокупность умений в полной мере соответствует метапредметным образовательным результатам в логике системы требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10 -11 кл.).
В содержание курса входят два раздела: 1. «Сущность исследовательской деятельности»; 2. «Пространство познания: источники информации для исследования и работа с ними».
При использовании материалов элективного курса в других образовательных учреждениях его дидактическая модель вполне допускает определенные изменения или дополнения, связанные со спецификой образовательной программы конкретного ОУ; с разнообразием и характером профилей обучения, в нем представленных; с возможностями и готовностью педагогического коллектива к руководству исследовательской деятельностью учащихся; с наличием в ОУ ученического научно-исследовательского общества или подобной ему организации; с изучением индивидуальных запросов учащихся в сфере познавательной деятельности (интересы, выбор профилей обучения, определение «исследовательских маршрутов» и т.п.).
Наиболее типичными организационными формами проведения занятий курса являются: лекции, семинарские занятия, экскурсии. Содержание элективного курса предполагает в качестве составной части обучения технологию учебно-исследовательской деятельности (УИД) при использовании элементов и других развивающих технологий (имитационных и деловых игр, дискуссий, технологии развития критического мышления учащихся, разрешения проблемных ситуаций, моделирования каких-либо необходимых для исследований объектов и т.п.), а также – активное применение в исследованиях учащихся современных информационных технологий.
В создании программы элективного курса и разработок его занятий приняли участие педагоги гимназии №73 и сотрудники научных и культурных учреждений Санкт-Петербурга, что придает особый «петербургский» колорит как изложению, так и восприятию его материалов. Очевидно, что именно союз представителей «большой» науки, опытных учителей-предметников и учащихся является продуктивной формой для овладения старшеклассниками основами исследовательской деятельности, приобретения ими опыта самостоятельного творчества.
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» и учебно-методические материалы к нему (см. одноименный сборник [2]) обладают определенными особенностями и преимуществами с точки зрения организационно-методических аспектов: 1) рациональный подход к структуре курса - к программе элективного курса прилагаются материалы для проведения занятий ко всем темам, причем с использованием различных организационных форм обучения (лекции, семинарские занятия, экскурсии и т.п.); более того, содержание семинаров и экскурсий раскрыто для каждого из трех направлений исследований: гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического; по каждой теме элективного курса представлены списки литературы и электронных источников информации для педагогов и учащихся; в структуру сборника входят фрагменты исследовательских работ учащихся (УИР), связанные с проблематикой той или иной темы элективного курса; 2) чёткая возрастная направленность материалов элективного курса - возрастная аудитория большинства курсов, разработанных для приобщения учащихся к исследовательской культуре, - старшеклассники; для них важно не только получить определенную совокупность науковедческих знаний и рекомендаций по реализации экспериментальной части работы, но и развивать собственную мотивацию процесса приобщения к исследовательской деятельности; с учетом данной задачи в элективе имеются такие темы, как: "Личностные ориентации. Образование как ценность. Выбор образовательного пути", "Понятие о самообразовании, "инструментарий" самообразования"; в содержание элективного курса входят темы, непосредственно связанные с психологической подготовкой юного исследователя к представлению своей работы в рамках публичных, "открытых" выступлений; 3) удобный временной режим - общий объем курса 34 часа; он рассчитан на два полугодия (по 1 часу в неделю); этот режим позволяет большинству слушателей освоить программу и подготовить ученическую исследовательскую работу в соответствии с интересами каждого из старшеклассников; 4) наличие материалов профессионального сопровождения для педагогов, преподающих курс "Основы исследовательской деятельности".
В процессе проведения занятий по курсу существенную методическую помощь преподавателям может оказать Программа подготовки педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности учащихся, разработанная сотрудниками гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» (авторы: Т. К. Александрова, Н. А. Куузик), а также учебно-методический комплекс к ней. Программа раскрывает сущность подготовки учителей к освоению новой профессиональной роли – педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности (УИД) учащихся, подробно освещает такие вопросы как цели, смыслы и функции УИД, особенности включения учащихся в этот вид деятельности, формирование основ УИД, выступающей в качестве педагогической технологии, организационно-педагогические условия реализации УИД учащихся и т.п. В сочетании с материалами элективного курса данная Программа представляет завершенный комплекс, разработанный для системы «учитель-ученик» в логике субъект-субъектных отношений, позволяющий оперативно, на современном уровне реализовать задачи приобщения учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
В процессе ОЭР были сформированы критерии успешности освоения элективного курса "Основы исследовательской деятельности". Способом оценки являлся допуск к переходу на очередной этап деятельности в логике освоения материала курса. Критерии допуска могут быть представлены поэтапно: 1 этап – выполнение конспектов лекций и семинарских занятий; 2 этап - степень изученности и осмысления литературы по собственной исследовательской теме, готовность к защите теоретической части работы; 3 этап - наличие исследовательской проблемы и намеченных путей ее решения, т. е. овладение инструментарием исследовательской работы на практике; 4 этап – готовность к защите своего исследовательского «продукта».
Формы итоговой отчетности: 1 этап – подготовка конспектов лекций и семинарских занятий; 2 этап - составление плана собственного исследования; обзора литературы по теме; 3этап - представление плана и завершённой теоретической части учебного исследования; 4 этап – подготовка экспериментальной части исследования, формулирование итоговых результатов, оформление содержания, публичная защита исследовательской работы.
Последовательно проводившаяся экспериментальная деятельность по апробации разработанного элективного курса позволила оценить эффективность достигаемых с его помощью результатов. К их числу могут быть отнесены:
1. Формирование у учащихся исследовательского типа мышления, опыта исследовательского поведения, что подтверждается качественными результатами учащихся при представлении учебно-исследовательских работ на форумах юных исследователей, а также их участием в детских научных экспедициях, работой в музеях и научных лабораториях Санкт-Петербурга.
2. С позиций личностного развития учащихся весьма важным является формирование устойчивого комплекса разнообразных умений: информационно-поисковых, организационно-исследовательских; умений по представлению исследовательских продуктов; формирование культуры групповой работы, самопрезентации.
3. Процесс обучения в рамках элективного курса «Основы исследовательской деятельности» способствует трансформации личностных отношений в системе «учитель-ученик». Данные отношения развиваются в логике «субъект – субъектных» отношений, что подтверждается разнообразным и демократичным характером форм обучения, реализуемых в рамках проведения занятий элективного курса. Образовательный процесс, осуществляемый в контексте материалов элективного курса, предоставляет широкие возможности использования социально-культурной среды Санкт-Петербурга как важнейшего фактора приобщения учащихся к основам учебно-исследовательской деятельности.
4. Сформированный фонд умений (см. п.2) создает объективные предпосылки для обогащения диапазона социальных ролей старшеклассника (ученик-исследователь, руководитель группы учеников-исследователей, популяризатор научных знаний в подростковой и юношеской среде, координатор взаимодействия юных исследователей с разнообразными социальными партнерами).
5. Организация педагогическим и ученическим коллективами гимназии Ломоносовских чтений, общешкольной конференции УНИО, Открытой научно-практической конференции с международным участием «Наследники Ломоносова».
В процессе реализации обучения в рамках элективного курса проводилось изучение мнения учащихся 10-х классов, их родителей о результативности работы на занятиях элективного курса, о том, насколько значим "вклад" его материалов в развитие учащихся. Приведем примеры некоторых количественных данных: из 52 слушателей - 86% отметили, что его материалы были для них интересны; свыше 60% учащихся подчеркнули, что элективный курс помог им в проведении собственных исследований, т.к. они приобрели новые полезные знания и умения, причем как собственно "исследовательского характера", так и коммуникативные; более 70% учащихся 10-х классов, несмотря на значительную общую учебную нагрузку, регулярно и в полной мере выполняли задания, предлагавшиеся на занятиях элективного курса. В анкетировании родителей приняли участие 35 человек. Данные анкетирования показали, что более 80% родителей осведомлены о том, что их ребенок посещает элективный курс "Основы исследовательской деятельности"; свыше 70% родителей помогают своим детям в проведении исследования, 75% родителей знакомы с тематикой элективного курса и более 80% опрошенных родителей отметили, что положительно относятся к проведению подобного рода занятий.
Очевидно, что изучение материалов элективного курса "Основы исследовательской деятельности" позволяет сформировать актуальный комплекс познавательных надпредметных умений, совершенствовать у старшеклассников стремление к исследовательскому поиску, развивать способности к критическому осмыслению полученных результатов и объективному самоанализу, к осознанному выбору для продолжения личного образовательного маршрута.
Подготовка проведения занятий элективного курса "Основы исследовательской деятельности" стимулирует педагогов в области совершенствования профессионального мастерства, в развитии собственного творческого потенциала через овладение современными образовательными технологиями, прежде всего, технологией УИД учащихся. Практика проведения занятий элективного курса позволяет педагогам взаимодействовать с представителями "большой науки", учеными и научными сотрудниками исследовательских центров и вузов Санкт-Петербурга, расширять свою систему науковедческих знаний и представлений. Содержание элективного курса, его организационные формы требуют постоянного развития. Значимость организации обучения в его рамках будет постоянно возрастать в связи с требованиями ФГОС нового поколения в области активизации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе.
В ходе реализации ОЭР в рамках ее второго блока в центре внимания находится деятельность по созданию методического описания процесса подготовки и проведения Открытой научно-практической конференции "Наследники Ломоносова", а именно подготовка «документов сопровождения» участников НПК.
Подводя общие итоги ОЭР педагогического коллектива гимназии №73 по теме "Деятельность педагогов и учащихся в познавательном исследовательском сообществе гимназии №73 "Ломоносовская гимназия": личностное развитие и профессиональное совершенствование", продуктивность идеи кластерного подхода в рассмотрении ученического научно-исследовательского общества (УНИО). Указанный подход позволяет достигнуть качественных результатов, как в развитии учащихся, так и в совершенствовании профессионального роста педагогов. УНИО представляет собой вариант модели кластера, формирующий активное взаимодействие между составляющими его компонентами, т.е. участниками процесса организации и осуществления его (Общества) жизнедеятельности. Все перспективные линии ОЭР, реализуемые по 3 ведущим блокам, являются "действующими".
Оперативная педагогическая диагностика подтверждает актуальность темы ОЭР, ее востребованность как среди учащихся, их родителей, так и самих педагогов-профессионалов. Как полученные, так и ожидаемые результаты ОЭР позволяют надеяться на успешное продолжение экспериментальной деятельности и создание в ее итоге значимых для широкой педагогической общественности "исследовательских продуктов".
Литература
1. Жебровская О.О., Щербова Т.В. Кластерный подход в образовании. В научно-метод. пособии «Петербургские школы-лаборатории: творческий поиск». – СПб: СПб АППО, 2012б с.7-15
2. Основы исследовательской деятельности: элективный курс / Сост. Т.К. Александрова, В.Е. Андреев и др. – СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2012 – 272 с.
3. Александрова Т.К., Куузик Н.А. Программа подготовки педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности учащихся. / В сб. «Приобщение учащихся к основам учебно-исследовательской деятельности как актуальная профессионально-педагогическая задача». – СПб: Амфора. ТИД Амфораб 20087б с.67-90.
Поделиться: