Авторcтво: Шубина Галина Михайловна, учитель географии ГБСКОУ № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга |
В этом году нашей школе № 584 «Озерки» Выборгского района исполнилось девятнадцать лет. Школа работает по программе «Комплексная реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата». Основная направленность программы – создание условий для развития всех потенциалов учащихся, включение их в производственную сферу деятельности как конечного этапа полной адаптации и интеграции в общество. Обучение в школе осуществляется по общеобразовательной программе VI, VII и VIII видов. При поступлении в школу ребенок проходит медико-педагогическую комиссию, для выбора образовательного маршрута.
Общеобразовательная программа VII вида - это пролонгированная программа основного образования и в специальной (коррекционной) школе подразумевает обучение географии пять лет с 6 по 10 класс в основной школе. Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, несмотря на то, что у них сохранен интеллект, характеризуются пониженной обучаемостью. Они в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными. Поэтому на уроках осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку; используются разнообразные методы, средства и организационные формы работы (применение занимательных средств, наглядность, чередование умственной и практической деятельности), которые максимально активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают логическое мышление.
На сегодняшний день одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является внедрение компьютерных технологий. Сочетание компьютерных, игровых технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.
Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, обеспечивать социализацию личности учащегося через освоение информационных технологий.
Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-10 классах с использованием программы презентации Power Point.
При изучении своего края на уроках совершаем виртуальные экскурсии. Остановимся подробнее на виртуальной экскурсии «Достопримечательности Санкт-Петербурга». На первом этапе учащиеся слушают рассказ учителя, смотрят виртуальную экскурсию и самостоятельно, (выполняя инструкцию учителя) находят и следят за маршрутом в Интернете с помощью технологии Google:
- учащиеся открывают в Интернете технологию Google;
- находят Россию на земном шаре;
- находят Санкт-Петербург на карте России;
- находят объекты, о которых говорилось на предыдущем уроке (реки и озера, достопримечательности, или промышленность);
- слайд-экскурсия.
После экскурсии ребята делятся на команды и участвуют в викторине. Задания выводятся на экран и раздаются командам. По результатам викторины подводятся итоги.
Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:
· использование электронных учебников;
· учебные презентации;
· слайд – тестирование;
· компьютерные игры;
· компьютерные тесты;
· просмотр фильмов.
В заключении хочется отметить, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Результативность опыта использования информационных, игровых и традиционных технологий на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:
· Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
· Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование, и участие в олимпиадах и конкурсах по предмету;
· Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся и качество выполняемых презентаций по предмету.
Общеобразовательная программа VIII вида в специальной (коррекционной) школе подразумевает обучение географии пять лет с 6 по 10 класс. По данной программе обучаются ребята с заболеванием опорно-двигательного аппарата с нарушением интеллекта. У этих ребят низкий уровень сформированности общеучебных знаний и умений, и программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учеников. Она предусматривает повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт школьников с постепенным переходом от географической информации, воспринимаемой непосредственно в окружающей действительности, к обобщенным знаниям. Программой предусмотрены практические работы: изготовление моделей из пластилина и картона, составление схем, альбомов, зарисовки, упражнения в ориентировании, измерении расстояний, решение ребусов, разнообразные упражнения с картами.
Усвоение изучаемого материала представляет определенные (зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением интеллекта. Поэтому сочетание вышеперечисленных технологий помогает решить ряд важнейших специфичных для данного контингента учащихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на учащихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления. Первоочередное значение для развития мышления учащихся на уроках географии имеет изучение причинно-следственных связей географических объектов и явлений, так как усвоение данных знаний формирует у ребят определенную систему знаний, приучает их рассуждать.
На уроках использую игровые технологии, и для этого разработала комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Например, при изучении темы «Атмосфера», использую следующие приемы.
Название приема
|
Коррекционно-развивающая цель
|
Пример
|
Прочитайте тему урока
|
Коррекция внимания
|
А В Т М О К С Ф Е Р А
|
Назовите лишнее слово
|
Развитие слухового внимания и логического соотнесения
|
· ветер, глина, атмосфера
· осадки, облака, лес
|
Отгадайте загадку
|
Коррекция слухового восприятия
|
С неба падал легкий пух,
Он похож на белых мух.
Запушил леса, поля −
Стала белой вся Земля.
|
Составь предложение
|
Развитие связной речи
|
Составьте предложения со словами: облака, ветер, град.
|
Составьте мозаику.
|
Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся
|
Сложите картинку. Какое явление природы изображено? (ветер, шторм, наводнение)
|
Важно также научить детей самостоятельно оценивать свою работу, то есть обеспечить рефлексию и самоконтроль учащихся на уроке, чтобы ученик видел результаты своего труда, результаты самостоятельной творческой работы. По итогу урока рефлексию провожу следующим образом.
1. Прием «Мое состояние»
Цель: формирование у ребят умения самостоятельно оценивать свою работу.
Описание приема: Учитель предлагает ребятам поместить человечка на любую ступеньку лестницы.
КОМФОРТНО
УВЕРЕН В СВОИХ СИЛАХ
ХОРОШО
ПЛОХО
В сочетании с традиционными и игровыми технологиями на уроках использую информационные технологии, смотрим тематические видеофильмы, презентации, и слайды, которые хорошо иллюстрируют рассказ учителя.
Большое внимание на уроках географии отводится изучению родного края, такие уроки иногда проходят в школьном музее «История школы». Изучение истории нашего края идет от «малого» к «большому», от истории школы, дома, улицы, микрорайона – к истории города и страны. Осознание себя частью России, позволяет формировать у учеников чувство патриотизма и гражданской ответственности за судьбу своей «малой Родины».
Результативность опыта использования информационных, игровых и традиционных технологий на уроках географии, у учащихся, обучающих по общеобразовательной программе VIII вида можно проследить по следующим фактам:
· Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
· Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование.
В школе ежегодно проводится неделя естественно-научного цикла. В рамках недели географии проводятся познавательно-географические игры.
Результативностью работы также является то, что ребята с заболеванием опорно-двигательного аппарата участвуют в районных и городских конкурсах на общих основаниях. В 2009-2010 учебном году Пероцкий Д. занял I место в районной конференции «Война. Блокада. Ленинград», II место в районном конкурсе «Историко-краеведческие чтения» получил Смирнов К. В 2010-2011 учебном году – II место в районном конкурсе «Юный экскурсовод школьного музея» заняла Брумина Е., II место в районном конкурсе «Историко-краеведческие чтения» занял Пероцкий Д.
Использование игровых и информационных технологий как фактор активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии в основной школе
Новое время ставит новые задачи не только перед школой, но и перед выпускниками, они должны окончив школу, умело использовать приобретенный за годы обучения знания и опыт в реальной жизни.
ЮНЕСКО в программе «Образование: сокрытое сокровище» называет следующие общечеловеческие области знаний, которые будут наиболее актуальны в XXI веке: философия, история, иностранные языки, информационные технологии и география.
Обновленный стандарт школьного географического образования определяет основную цель изучения географии как «применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации».
Обучение – сложный процесс, он предлагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. Необходимым условием успешности обучения является активность учащегося, которая реализуется через его деятельность. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают - процесса познания нет.
Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные?
Задача учителя — заинтересовать учащихся в познании нового, научить детей самостоятельно работать, выработать у них навыки, привычки и любовь к учебному труду.
В решении этой задачи поможет применение в учебном процессе наряду с традиционными технологиями информационных и игровых, которые будут способствовать активизации познавательного интереса школьников.
Использование информационных и игровых технологий на уроках географии ведёт к активизации познавательной деятельности у учащихся, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При умелом чередовании этих технологий у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.
Первоначально остановимся на применении информационных технологий на уроках географии в основной школе. Использование ИКТ на уроке дает возможность учителю не только ярко и образно рассказать о том или ином явлении или процессе, но и проиллюстрировать свой рассказ. ИКТ помогает учителю организовать поисковую деятельность учащихся, формировать учебную мотивацию у школьников, индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Специфика географии как науки заключается в том, что она содержит огромный объем материала. Поэтому применение информационных технологий на уроке позволяет: наглядно увидеть изучаемые явления, процессы и взаимосвязь между компонентами природы; предоставить уникальные информационные материалы; восполнить дефицит источников учебного материала, особенно статистического. Стало возможным показывать аэрокосмические снимки и фотоснимки, схемы, графики, диаграммы.
ИКТ дает возможность использовать на уроках тематические видеофильмы. Примеров можно привести много, например: озеро Байкал, извержение вулканов, достопримечательности городов мира.
Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все наглядно показать детям.
Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.
Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:
· использование электронных учебников;
· учебные презентации;
· слайд – тестирование;
· компьютерные игры;
· компьютерные тесты;
· просмотр фильмов.
В заключении хочется отметить, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:
· Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
· Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование, и участие в олимпиадах и конкурсах по предмету;
· Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся и качество выполняемых презентаций по предмету.
Наряду с информационными технологиями, возможно, сочетать и игровые технологий. Их применение на уроках географии позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим, также позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, и большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.
Необходимость таких уроков уже доказана, хочу подчеркнуть, что игровые технологии на уроках географии нужны как в шестом классе, так и в десятом. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные дети, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, «скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть в суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только, заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача – победить. А одержать победу может та команда, которая всех дружнее и активнее. Интеллектуально развитые дети помогают всей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника для подростка имеет больший вес, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы ребят готовой информацией. А на уроке, где применяются игровые технологии, школьники должны использовать информацию из домашнего задания, обсудить причинно-следственные связи того или иного явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.
Тематическая игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
К подбору игр необходимо предъявлять ряд требований:
· Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к личностным, метапредметным и предметным результатам.
· Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности и психологических особенностей учащихся.
· Игры требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения.
Тематические игры можно использовать как на уроке обобщения, так и при изучении и закреплении нового материала. Формируя познавательный интерес у школьников, использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием, например:
1. Прием «Разминка»
Цель: актуализация знаний, переключение с предыдущего урока на урок географии.
Описание приема: Фронтальная работа, где учитель задает вопросы, которые требуют кратких ответов. Например, по теме «Северная Америка» 7 класс можно задать учащимся следующие вопросы:
· Назовите моря, омывающие материк.
· Назовите горы, расположенные на востоке Северной Америки.
2. Прием «Эссе, рассказ»
Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации, развитие орфографической грамотности, активизация познавательных интересов.
Описание приема: Учащиеся получают задание написать рассказ по теме: «Описать один день, проведенный во влажном экваториальном лесу».
3. Прием «Причина-следствие»
Цель: развитие у школьников умения выявлять и объяснять причинно следственные связи.
Описание приема: Учитель предлагает установить соответствие между словами, записанными в два столбика, где одно из слов указывает на причину, а второе на следствие, и объяснить установленную связь.
Пример.
Волны
|
Землетрясение
|
Приливы и отливы
|
Постоянные ветра
|
Цунами
|
Ветер
|
Океанические течения
|
Луна
|
4. Прием «Задачи»
Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления и познавательной деятельности.
Описание приема: (задача на воспроизведения имеющихся знаний) Учитель предлагаетрассмотреть коллекцию горных пород, необходимо назвать их и определить к какой группе по происхождению они относятся.
Важно научить детей самостоятельно оценивать свою работу, то есть обеспечить рефлексию и самоконтроль учащихся на уроке, чтобы ученик видел результаты своего труда, результаты самостоятельной творческой работы. Рефлексию провожу следующим образом.
5. Прием «Закончи фразу»
Цель: формирование у ребят умения самостоятельно оценивать свою работу.
Описание приема: Учитель предлагает ребятам закончить фразу.
· Самым интересным для меня было …
· Я научился …
· У меня получилось …
6. Прием «Мое состояние»
Цель: формирование у школьников умения самостоятельно оценивать свою работу.
Описание приема: Учитель предлагает ребятам поместить человечка на любую ступеньку лестницы.
КОМФОРТНО
УВЕРЕН В СВОИХ СИЛАХ
ХОРОШО
ПЛОХО
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие коммуникативные способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения; организуют групповую деятельность, коллективный поиск решений, учат пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения, развивают и совершенствуют компетентностные навыки и умения. Также учат применять полученные знания в новых условиях, и использовать полученные знания в новых ситуациях, способствуют наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества и являются универсальной и являются универсальной методикой для большинства учебных дисциплин.
Новизна опыта.
Анализ источников показывает, что об игре в обучении и ее значении для развития и познавательной активности школьников написано достаточно много, однако системы использования игровых технологий нет. Я проанализировала имеющийся опыт использования игр и проделала следующую работу: 1. Определила систему работы по данной теме, создала банк данных карточек-посредников для организации взаимодействия при использовании игровых технологий. 2. Обновила тематическое планирование в соответствии с темой. 3. Разработала содержание дидактических игр. Новизна моего опыта заключается в следующем: собрала и обобщила теоретический, методологический материал по игровым технологиям; адаптировала игровые технологии к уже известным методам и средствам обучения и воспитания; разработала систему игр с учетом индивидуальных особенностей детей и местных условий; доказала результативность использования игры в учебном процессе. В качестве познавательного стимула я выбрала географическую игру, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется с проблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения и обучения, а это приводит к более глубоким знаниям учащихся по предмету.
Тематические игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают интерес географического образования.
Литература
1. Жебровская О.О. Игровой комплекс. География в школе, 1996, № 6.
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. 2-е изд., Волгоград: Учитель, 2008
3. Суслов В.Г. Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесберегающих технологий. География и экология, 2005, №7
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. М., 1979
Поделиться: