Авторcтво: Варшавская Фариза Георгиевна, учитель английского языка ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В настоящее время, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации, - мы, как преподаватели этой дисциплины, видим свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке.
Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому.
По мнению Немова Р.С.[11] термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели. Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую внутреннюю учебную мотивацию. Внутренняя учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)
- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности
- организацией педагогического процесса
- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
- мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;
- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
- мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);
- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;
- мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;
- просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности.
Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Ее еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.
Например,наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию, причем в двух планах: в первом случае мы говорим о внутренней (или языковой) наглядности, стимулирующей восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью, когда обучаемый ощущает собеседника: «не только слышу, но и вижу». Во втором случае наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям данного языка. Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом - служит опорой в понимании на слух материала, в третьем — создает условия для практического применения усваиваемого материала. Поэтому, чтобы реализовать это положение при организации обучения детей иностранному языку, нужно:
1. Использовать показ игрушек, картинок, действий для организации ознакомления детей с новыми средствами общения и организации тренировки в их употреблении.
2. Обеспечивать речевую инициативу детей через вербальные и иллюстративные опоры, подсказывая, о чем и как им говорить, слушать, читать и писать.
3. Использовать кубики или другой строительный материал при ознакомлении младших школьников со структурой речевого образца. Уроки иностранного языка в начальной школе должны соответствовать целям, задачам и содержанию УМК.
Мотив в отличие от мотивации, по мнению Немова Р.С.,- это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. Выбор технологии обучения иностранному языку осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения.
При выборе УМК учитель иностранного языка должен ориентироваться на критерии проблемно-целевого анализа:
1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, учет закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК).
2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение «пороговых» уровней владения языком, целостность элементов учебника).
3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей и уровень обученности школьников при создании оптимальных условий для их самостоятельной работы).
4. Мотивация (стимулирование познавательной активности, проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых .Учитель может сталкиваться с разного рода проблемами при организации обучения в конкретной школе. В этом плане он должен быть готов к адаптированию имеющихся государственных программ в зависимости от ситуации, составлению своей авторской программы, вариативных программ раннего обучения иностранным языкам в соответствии с государственными стандартами начального образования и учетом национально-региональных особенностей организации раннего обучения иностранным языкам.
Необходимость сделать учебный процесс более интересным, интенсивным, отвечающим требованиям современной динамичной жизни, приводит учителя к использованию информационных технологий. Отсутствие электронных вариантов учебников заменяется проведением учебных занятий с использованием мультимедийных презентаций, сделанных с помощью программы Microsoft Power Point. Однако презентации в виде слайд-шоу не всегда устраивают: во-первых, работа над ними отнимает много времени; во-вторых, дети не всегда принимают участие в их создании, значит и пробуждения интереса, внутренней мотивации освоения знаний не происходит. Зачастую презентация становится лишь иллюстративным материалом, и не всегда может обеспечит успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования. Важно понять, как сочетать информационные и традиционные методы организации учебной деятельности для мотивации учения младших школьников?
Как работать с компьютером и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной работы учащихся? Благодаря внедрению компьютера в учебный процесс удалось снизить остроту проблем (тревожность, слабую мотивацию, пассивность учащихся), но хочется больших результатов. И в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в школах были установлены интерактивные доски Interwrite Воаrd в комплекте с программным обеспечением Interwrite Workspace.Доска оборудована просветным усилительным безбликовым экраном, обеспечивающим яркую и контрастную картинку. Нанесение информации и управление компьютером осуществляется специальными маркерами. Работу интерактивной доски (ИД) поддерживает полностью русифицированное программное обеспечение. Программный пакет Interwrite Workspace позволяет учителю готовиться к занятиям без подключения ИД в классе за компьютером. Это программное обеспечение имеет ряд дополнительных удобств: в частности, возможность делать примечания «внутри» приложений MS Office (Word, Excel, PowerPoint) и сохранять все комментарии внутри редактируемых документов.
Преимущества использования интерактивной доски на уроках:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные, схемы, диалоги, текст в новом разделе, позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование
4. Вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему.
5 Наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
Таким образом, были рассмотрены способы формирования и развития мотивационной сферы на основе компьютерных технологий, как одного из способов формирования мотивационной сферы учения. Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки-общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки-игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация. Немаловажна и роль просмотра видеофильмов без перевода. Кроме художественных можно использовать и собственные видеосъемки, конечно, если вы были в США, Великобритании или других англоязычных странах.
Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвященные праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников.
Внеклассная работа по английскому языку также имеет огромное мотивационное значение. Школьники, переписывающиеся с иностранцами, имеют повышенный интерес к языку. С этой целью учителям можно приводить список адресов американцев - тинэйджеров, желающих переписываться с русскими сверстниками. Так завязываются знакомства, так познается культура другого народа, так вырабатывается дополнительный стимул к учебе, и, может быть, формируются будущие хорошие политические отношения между нашими странами.
Основой успеха в достижении результата при обучении английскому языку, на мой взгляд, является преемственность программ, методов и приемов работы в классе по мере его взросления, а также адекватность программ уровню языкового развития учащихся. Недопустимой ошибкой является уменьшение учебного времени для иностранных языков в старших классах. По моему убеждению, изучение иностранных языков на последней стадии школьного образования играет огромную, если не главную среди всех учебных предметов, развивающую роль в процессе совершенствования всего комплекса умственных способностей человека.
Самая главная и самая трудная задача учителя - сохранить у учащихся интерес к поступательному совершенствованию своих индивидуальных языковых способностей. Общепринятые методические комплексы не всегда идеально подходят для решения этой цели, поэтому приходится обращаться к экспериментальным комплексам, к счастью, предлагаемым сейчас в широком спектре. Из вышеизложенного мы видим, что учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса. На самом деле формирование мотивов познавательного интереса - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к изучению языка; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихий развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес к английскому языку, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах. внутренних мотивов, управляющих жизнью личности. В основе разработки ФГОС нового поколения положен системно-деятельностный подход в обучении,воспитании и развитии личности.Основными чертами системно-деятельностного подхода являются:
1.Работа в зоне ближайшего развития ребенка
2.Ученик-субъект и продукт собственной учебной деятельности
3.Ученик – накопитель не столько знаний, сколько способов познания.
4 Обращение учителя к ученикам не с информацией,а с вопросом(проблемой).
Таким образом, для эффективного внедрения системно-деятельностного подхода в мотивации обучения английскому языку нужно:
а) изучать личность каждого ученика и коллектив в целом (путем наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями),
б) при организации общения использовать по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения,
в) при организации парной и групповой форм работы поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности,
г) систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи отдельных детей в деятельности.
Одним из самых необходимых в жизни умений является способность человека плодотворно общаться с другими людьми. Активизация коммуникативных возможностей ребенка, подготовка его к жизни в обществе - основная развивающая цель всех языковых школьных предметов. Но при изучении иностранного языка, кроме цели, это еще и метод. Научить ученика общаться общением с ним, стараться ставить перед ним максимальное количество жизненных ситуаций ежеурочно и учить находить оптимальные решения - это задача учителя. Глобальность задачи во сто крат увеличивает ответственность учителя, поднимает планку требований к уровню его профессиональной подготовленности, требует от него постоянного самосовершенствования В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. С.249
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. С. 213-214
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. -М.: Наука, 1984
5. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009. С. 122–127.
6. Душеина Т.В. "Проектная методика на уроках иностранного языка".
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1972.
9. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990
10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. 12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. С. 5.
11. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
12. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003. 192 с.
13. Попович, Г. В. Вид творчества на уроке иностранного языка – ролевые игры / Г. В. Попович // Материалы научно-методической конференции. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков. Ижевск, 2000. - С. 98-100.
14. Риверс, В. Пусть они говорят то, что им хочется сказать / В. Риверс // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. - М., 1976. - С. 226-240.
15. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
16. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. - 2004. - №2. - С. 66-68.
17. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Под ред. А. Д. Климентенко и А. А. Миролюбова: Науч.- исслед. институт содержания и методов обучения. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 465 с.
18. Утехина, А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / А. Н. Утехина - Ижевск: Изд. дом Удм. ун-т, 2000. - 246 с.
19. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
20. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.
21. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. С. 97
22. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.Д971.С. 29.
23. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.-350 с.
Поделиться: