Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Современный подход к гендерному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы физкультурно-оздоровительной работы и дошкольного образования в целом. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новых методик. Развитие физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. В современных условиях в ДОУ работает много разных специалистов и чем их больше, тем острее встает необходимость координации, т.е. согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть ее можно только согласовывая свои действия. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, фея, принцесса и т.д.). В игре происходит воспитание ребенка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают спокойные игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движения. В группах нашего детского сада созданы условия для игр в «пожарных», «спасателей», «рыцарей», и др. для мальчиков. Для девочек – «Салон красоты», уголок «Домашний уют» (модель домашнего очага: куклы, со всеми необходимыми аксессуарами, коляска, кроватка, игрушечная мебель). В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщенность между ними необходимо организовывать совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и ученым, и исследователем, и мамой. Именно поэтому в группах должны быть выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками. Приоритетное направление работы ДОУ – физическое развитие воспитанников. Для реализации этого направления была разработана программа «Здоровье», в которой учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях можно использовать следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников: - различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате, а девочки с лентами); - различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки 5 раз); - различия по времени; - различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам); - распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчелки); - различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как); - акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта. В дошкольном учреждении необходимо проводить работу по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек, стараться максимально учесть их интересы. Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т.д.). На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.), мальчики овладевают навыками ведущего партнера, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребенка о своем поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно все это используется при театрализации. Ведь театрализация – это синтез художественного слова и музыки. Все умения, знания и навыки, приобретенные детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания. Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дает положительные результаты: - повышается уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и ростет их творческий потенциал. - Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола. - Растет культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.
Интеграция позволяет педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учетом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это дает педагогам возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности.
Литература 1. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с. 2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с. 3. Интеграция как средство развития инновационной культуры педагогов//Электронный ресурс –Режим доступа: http://imc.3dn.ru/publ/internet_konferencija/tezisy/integrirovannyj_podkhod 4. Инновационные технологии развития диалогической речи при рассматривании картины.//Электронный ресурс –Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac264.html 5. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с. 6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с. 7. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с. 8. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с. 9. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с. 10. Хацкевич Т.В. Использование физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения//Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu
Поделиться: |