Авторcтво: Кукаева Ольга Геннадьевна, учитель музыки МОУ СОШ №12, г. Ижевск, Удмуртская Республика |
В современной России усиливается внимание к национально-этническим вопросам. Это требует от российской педагогики поиска механизмов для мультикультурной адаптации подрастающих поколений, так как умение жить внутри объективных «этнокультурных диссонансов» (А.О. Карпов), преодолевать конфликтные ситуации возможно только при этнокультурной оснащенности каждого субъекта.
Современные установки отечественного образования на гуманизацию, культуротворчество, аксиологизацию, личностно-ориентированное обучение предполагают воспитание восприимчивости учащихся к традиционным национальным и универсальным общечеловеческим ценностям, а также сформированность позитивного отношения к культуре родного и иных этносов, к миру в целом. Это подтверждают и государственные проекты. Последняя «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» направлена, в том числе, на решение вопроса о национальных традициях, составляющих основу российского культурного наследия. В более ранней «Концепции содержания образовательной области “Искусство” в 12-летней школе» была определена важнейшая задача сохранения единого культурного и образовательного пространства России в условиях многообразия национальных культур ее народов. Соответственно в этнокультурной направленности педагогики утверждается необходимость учета национально-этнических различий и опоры на педагогическую аксиологию, выявляющую ценностные мироориентации этнокультурных групп. Всем вышеизложенным объясняется большое количество педагогических исследований, посвященных этнокультурной проблематике.
Национально-региональная ориентация содержания обучения и его диалогичность рассматривались Г.А. Акининой, О.А. Бакиевой, Г.Н. Волковым, Р.Г. Гадиевым, Г.Ф. Греханкиной, Ф.С. Кузнецовой и др. Изучением различных аспектов развития этнокультурных представлений личности занимались Ю.В. Бромлей, Л.Д. Кузмицкайте, В.П. Левкович, О.Л. Романова, И.А. Снежкова, В.Ю. Хотинец, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др. Последнее особенно важно, поскольку самоактуализирующаяся личность как ценность и цель гуманистической педагогики немыслима без развития этнокультурных представлений, являющихся образами традиционных ценностей национальных культур.
Этнокультурные представления составляют содержание этнического самосознания, изучением которого занимались Л.М. Дробижева, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова, Э.Р. Хакимов, В.Ю. Хотинец и др. Представления этого рода определяют когнитивный, идентификационный, эмоционально-аффективный, регулятивно-поведенческий компоненты этнического самосознания. В то же время они являются содержанием национально-этнической картины мира и как ментального феномена, и как системы объективированных, опредмеченных в искусстве национальных образов бытия. Анализ национальных картин мира представлен в работах А.А. Арустамовой, В.Е. Владыкина, Г.Д. Гачева, Р.Н. Касимова, М.А. Некрасовой, Н.К. Тимофеевой и др. Как известно, понятия «этнос» и «нация» часто используются синонимично; в то же время в научной традиции нация толкуется как более широкое явление сравнительно с этносом. Поэтому национальная картина мира вбирает в себя этническую, что позволяет нам использовать выражение «национальная картина мира» как обобщающее. Национальная картина мира, будучи культурной универсалией, объединяет ценности этноса, усваиваемые его членами в процессе социальной этнизации. Воплощаясь в произведениях национального искусства, она приобретает статус национальной художественной картины мира, аккумулирующей систему мирообразных этнокультурных представлений нации/этноса. Их ядром служат образы-ценности традиционной этнокультуры. Следовательно, мирообразными этнокультурными представлениями в педагогике художественного образования является система опредмеченных в искусстве и усвоенных учащимися традиционных образов-ценностей этноса [6].
Обращение к таким мирообразным (Л.А. Закс) феноменам, как картина, образ, модель мира характерно для современной науки, включившей научную картину мира в свои основания в качестве «предельно обобщенной модели исследуемой реальности» (В.С. Степин). Подход, основанный на исследовании образа, картины или модели мира, предложено назвать мирообразным (Л.В. Романова) [6]. Фактически мирообразный подход имеет место в педагогике (В.Ф. Ефименко, Г.А. Крюкова, Е.И. Макогина), в том числе в педагогике художественного образования (Э.Ф. Вертякова, Л.В. Горюнова, Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, Н.К. Миронова, О.Л. Морева, З.Н. Новлянская, Л.В. Романова и др.). Здесь он связан с художественной картиной мира, система образов которой благодаря специфике искусства оказывается наиболее эффективным средством развития мирообразных представлений у школьников. С другой стороны, этнокультурная направленность исследуется и внедряется в педагогике музыкального образования, обычно на конкретном региональном материале (Е.В. Бизина-Аккерман, Г.Ю. Геллер, Т.А. Дзюба, Т.В. Еманова, Л.В. Зеленина, Л.М. Кашапова, А.Г. Ларионова, В.Г. Мозгот, С.С. Трофимов, Е.Д. Трофимова, М.И. Тукмачева и др.). Однако она, как правило, не связывается с мирообразным подходом, обеспечивающим целостность формирования этнокультурных представлений воспитанниковименно какпредставлений о национальной картине мира своего и иных этносов, что имеет большое значение для развития их самосознания и гармоничной социализации. На наш взгляд, мирообразный подход в этнокультурном направлении педагогики музыкального образования до сих пор выглядит как перспективная инновация.
Мирообразный подход к освоению этнокультурного компонента при изучении музыки понимается как приобщение воспитанников к национальной картине мира своего и иных этносов, на основе искусства, прежде всего музыки этих народов. Роль музыкально-эстетического воспитания и обучения в освоении культурных ценностей разных народов огромна. Поскольку искусство – это интегративный код этноса, постольку содержание предмета «Музыка» в школе подразумевает первоочередное внедрение названного компонента в учебный процесс.
Решение этой задачи возможно при создании интегративной программы по музыке для школьников. В рамках предложенной темы хотелось бы представить специфику организации поликультурного диалога в условиях реализации культурологического подхода в системе школьного музыкального образования. В ее раскрытии мы будем опираться на практику обучения предмету «Музыка» в условиях координации двух программ (традиционной и альтернативной/авторской) для 5 класса МОУ СОШ № 12 г. Ижевска (Удмуртия). Программа по предмету «Музыка», разработанная Т.И. Науменко, В.В. Алеевым для 5 класса пронизана диалогичностью культур европейского и отечественного народов. Это позволяет вести поликультурный диалог в интегрированной программе «Диалог этномузыкальных культур» в рамках координации двух программ (традиционной – «Музыка», Т.И. Науменко, В.В. Алеева и альтернативной/авторской – «Звучит Удмуртский край» (О.Г. Кукаева), предназначенной для учащихся 5 класса общеобразовательной школы Удмуртии), сохраняя тематизм первой и учитывая национально-региональную и локальную специфику. Поскольку программа рассчитана на конкретную школу – МОУ СОШ №12, которая находится в микрорайоне г. Ижевска – столицы Удмуртии, где проживает преобладающее количество жителей татарской национальности, постольку среди учащихся в основном представители татарской диаспоры. Это обязывает нас к учету национально-региональной и локальной специфики. Мы называем это и локальным этнокультурным компонентом, учитывая данную конкретную этническую ситуацию в своей программе. Она заключается в ориентации на удмуртскую и татарскую национальную музыку и смежные виды искусства.
Для адаптации школьников в социуме необходимо творчество, умение пользоваться разнохарактерной культурной информацией, владение разными технологиями диалогического взаимодействия (Т.К. Солодухина) [6, с.94], поэтому поликультурный диалог в учебном процессе на предмете «Музыка» мы будем осуществлять с помощью использования учебной модели «Художественная картина мира» (ХКМ) как средства обладающего высоким культурологическим потенциалом [4]. Роль ХКМ в поликультурном диалоге учащихся сводится к мировоззренческому ориентиру, раскрывающему традиционные ценности определенного этноса в различных произведениях искусства, представляющих их национальную картину мира.
Таким образом, поликультурный диалог в рамках координации двух программ – это процесс педагогически организованного и управляемого включения школьников в процессы изучения ценностей этноса сквозь призму произведений искусства различных народов, обеспечивающие формирование их «национальной концептосферы».
Опираясь на методическую концепцию Н.Б. Крыловой (2002), Т.К. Солодухиной (2005) [10, с.90], мы определим общую модель этнокультурного обучения как систему «ученик – искусство – этнос – мир». Развитие этнокультурных представлений школьника о родном народе, создающих перспективы понимания национальной картины мира этноса, осуществляется сквозь призму национального искусства своего и других народов (удмурты, русские, татары), наиболее населяющих регион – Удмуртию. В ходе обучения школьников процесс получения этнокультурного образования имеет следующие уровни: личный (семейный) этнос и этнос школы, этнос края (удмуртский), этнос страны (русский), мир Европы (разные этносы). Следовательно, методология программы будет опираться на важный принцип этнокультуросообразности и поликультурности [10, с.94].
Структура интегрированной программы «Диалог этномузыкальных культур» складывается из нескольких разделов, включающих обобщенные темы традиционной программы на примерах произведений искусства европейского, русского, удмуртского, татарского этносов и раскрывающих четыре основные образные сферы учебной модели «Художественная картина мира» – природа, человек, социум, миропорядок как национальную картину мира. Поэтому предлагаемая нами программа сочетает общую схему основных тем, разделов, соответствующую проработку их и раскрытие своих новых позиций, тем, вопросов.
Основой изучения учебной модели ХКМ как части национальной картины мира на предмете «Музыка» служит этнокультурный музыкальный материал, который особенным образом активизирует межпоколенный, межэтнический поликультурные диалоги. Этнокультурный музыкальный материал как один из компонентов этнической культуры отражается через интонационную специфику музыкального языка, особенности национальной ладогармонической и метроритмической структуры, формы и др. [11], а также через жанровый состав и терминологию традиционной музыки, через основные системы музыкально-поэтического языка: сюжетосложение, инструментарий и традиционную народную терминологию этой сферы. Этнокультурный музыкальный материал как один из компонентов этнической культуры помогает осмыслить региональную музыкальную культуру как надэтническую целостность. Соотнося между собой рассматриваемые особенности, ученик может приблизиться к пониманию того, что в произведениях каждого народа отражается опыт национальных традиций, а художник, усвоивший их опыт, вместе с мастерством получает психологическую интуицию, нацеленную на родовые ценности, образы-концепты. Система ценностных смыслов, получаемых реципиентом-школьником в результате освоения национальных картин мира вращается вокруг центрального понятия «художественная картина мира» титульного этноса нашего региона – удмуртов. Так, постигая семантику символов и образов в искусстве Удмуртии, знакомясь с их проявлением в музыкальных произведениях удмуртского народа, школьники распознают особенности ценностных ориентиров в мировоззрении удмуртов, составляющих их национальную картину мира. Сопоставляя и проводя аналогии на примерах произведений искусства, раскрывающих разные сферы, ученики постигают характерные особенности национальных картин мира через своеобразие музыкальных жанров.
Проведение опытной учебной работы показало положительные результаты применения разработанной методики по выделенным критериям, показателям и уровням. Учащиеся пятых классов двух школ г. Ижевска продемонстрировали заметную позитивную динамику в осведомленности об осваиваемых национальных художественных картинах мира, в умениях этнохудожественной идентификации и этнокультурной диалогичности. Педагогическое наблюдение дало дополнительные данные о повышении этнокоммуникативных и этнотолерантных качеств пятиклассников.
Литература
1. Бизина-Аккерман, Е. В. Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Омской области [Текст] : 13.00.02 : дис. … канд. пед. наук / Е. В. Бизина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998. – 154 с.
2.Вертякова, Э. Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13. 00. 01 ; 13. 00. 07. / Вертякова Эльвира Фаритовна. – Челябинск, 1998. – 22 с.
3.Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. – М. : Академия, 1998. – 432 с.
4.Гладких, З. И. Национальные истоки и диалог культур в музыкально-педагогическом образовании / З. И. Гладких // Картина мира и способы ее репрезентации: науч. докл. конф., Курск, 21-24 апреля 2003 г. / Воронеж. гос. ун - т. – Воронеж, 2003. – Вып. 2. - С. 285 – 291.
5.Зиатдинова, Ф.Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13. 00. 01 : защищена 24. 02. 06. / Зиатдинова Фарида Нурлыевна. – Ижевск, 2006 – 22 с.
6.Кукаева, О. Г. Развитие мирообразных этнокультурных представлений у младших подростков на уроках музыки: дис. … канд. пед. наук : 13. 00. 02. / Кукаева Ольга Геннадьевна. – Екатеринбург, 2008. – 208 с.
7.Плохих, Д. С. Развитие этнокультурной идентичности старших школьников в условиях молодежного клуба [Текст] / Д. С. Плохих // Картина мира и способы ее репрезентации : науч. докл. конф. «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование», 21-24 апр. 2003 г., г. Курск / Воронеж. гос. ун-т ; под ред. Л. И. Гришаева, М. К. Попова. – Воронеж, 2003. – Вып. 2. – С. 296 -305.
8.Романова, Л. В. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки : дис. … канд. пед. наук : 13. 00. 01. / Романова Лариса Владимировна. – Екатеринбург, 1995. – 168 с.
9.Снежкова, И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) [Текст] / И. А. Снежкова // Советская этнография. – 1982. – № 1. – С. 80-88.
10.Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование : категории, принципы, система / Т. К. Солодухина // Вестник Москов. гос. ун – та кул. и иск. – 2005. – № 2. – С. 89 – 96.
11.Трофимова, Е. Д. Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале [Текст] : 13.00.02 : дис. … канд. пед. наук / Е. Д. Трофимова. – Екатеринбург, 2004.– 200 с.
12.Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание [Текст] / В. Ю. Хотинец. – СПб. : Алетейя, 2000. – 240 с.
13. Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека [Текст] : учеб. пособие / В. Ю. Хотинец. – Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1996. – 76 с.
Поделиться: