Поиск по сайту

Школа в условиях этнокультурного многообразия: модель выпускника


Авторcтво: Пахомова Екатерина Михайловна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга; Петроченко Антон Владимирович, заместитель директора по научно-исследовательской работе, социальный педагог ГБОУ СОШ № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга


Процессы глобализации, охватившие в последние несколько десятков лет мировое сообщество, повлекли за собой усиление миграционных потоков, что послужило развитию этнокультурного многообразия в некогда стабильных в этом отношении регионах. Данное обстоятельство способствовало обострению межнациональных отношений и поставило перед многими странами сложнейшие задачи сохранения единства общества.

Наиболее распространенным подходом к решению и профилактике указанных проблем является стратегия интеграции, которая на уровне школьного образования предполагает объединение учащихся, существенно отличающихся по этнокультурным признакам, и педагогов в целостное школьное сообщество, основанное на общих целях, ценностях и правилах жизни.

Стратегия интеграции подразумевает сохранение этнической и формирование универсальной идентичности, общей для разных этнических групп, развитие этнокультурной толерантности; характеризуется отсутствием обособленных по этнокультурным признакам групп учащихся.

Одним из основных средств достижения интеграции является система поликультурного образования (Горячев Ю.А., Джуринский А.Н., Пафова М.В., Ершов В.А. и другие).

Попытки придать системе школьного образования поликультурную направленность предпринимались в основном зарубежными исследователями (Banks J., Bennet C.I., Glazer N.).

В последние годы этот вопрос стал предметом исследований и российских ученых (Бессарабова И.С., Гаганова О.К., Гукаленко О.В., Джуринский А.Н., Дмитриев А.В., и других).

Особое внимание в этих исследованиях уделяется осмыслению опыта зарубежной гуманитарной науки в этой области, обоснованию актуальности внедрения принципов поликультурного образования в школьную практику, разработке форм и методов формирования толерантного сознания, совершенствованию системы обучения государственному и родному языкам.

Несмотря на интерес исследователей к этой проблематике, следует отметить противоречия между признанием актуальности поликультурного образования в условиях этнокультурного многообразия современного общества и недостаточной степенью его использования в образовательной практике школы. Значимость этой области образования в становлении личности не подвергается сомнению ни учеными, ни практиками. Но в тоже время поликультурное образование не является частью образовательного процесса, так как четко не отражена в обязательных результатах освоения школьной программы – портрета выпускника.

Данные противоречия позволили сформулировать цель этой работы, которая заключается в разработке модели выпускника разных ступеней обучения на основании осмысления содержания и структуры поликультурного образования и их соотнесение с государственными образовательными стандартами.

Прежде всего, нужно отметить, что поликультурное образование представляет собой, прежде всего, философскую концепцию, идею [3], которая существенно изменяет содержание и организационные подходы образовательного процесса в школе, затрагивает систему отношений «учитель-ученик». Иными словами поликультурное образование предполагает увеличение в содержании школьного образования доли материалов этнокультурного характера, относящихся к разным народам. При этом сохраняется доминирующая роль культуры титульной нации, которая имеет интегрирующее значение. В то же время одним из условий реализации этой идеи становится принятие этнокультурного многообразия как безусловной ценности, несущей в себе огромный потенциал развития личности каждого человека и общества в целом. На практике эта мысль не может быть выражена никак кроме как в поощрении этнокультурного самоопределения, соблюдении прав человека, выполнении гражданских (то есть единых для всех) обязанностей участниками образовательного процесса, формировании общей (не затрагивающей национального происхождения) идентичности.

Поликультурное образование предполагает системные изменения, «реформу» всего образовательного процесса [1; 3].Такая кардинальная реорганизация является обязательным условием, необходимым для решения задач поликультурного образования, которые можно объединить в несколько групп:

1. расширение представлений о культурном многообразии современном мира;

2. ценностное отношение к культурному многообразию общества как условию его устойчивого развития;

3. формирование умений взаимодействовать в поликультурном, полиэтническом обществе.

В самом общем виде эти задачи могут быть решены рядом педагогических средств, которым можно отнести:

- совместное обучение учеников разных этнокультурных групп, организацию их взаимодействия, сотрудничества как в классах, так и во временных детских коллективах; обеспечение равноправного участия субъектов образовательного процесса в различных сферах школьной жизни;

- введение в программу учебных дисциплин и внеурочной деятельности материалов этнографического и социокультурного содержания;

- обучение учащихся как русскому и родным языкам.

На решение задач поликультурного образования через «систему фундаментальных социальных и педагогических понятий» (национальное самосознание, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие) во многом, ориентирована Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [7, 6-8].

Конкретизацию этих идей находим в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). Одним из показателей эффективности образования является «социальное развитие – формирование российской и гражданкой идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил» [8, 17].

Осмыслению проблем организации образовательного процесса с учащимися-мигрантами в течение нескольких лет (с 2006 года) в режиме лаборатории занималась ГБОУ СОШ № 462 Санкт-Петербурга.

Опыт, полученный в ходе этой деятельности, а также анализ представленных выше сущностных характеристик и задач поликультурного образования позволил выделить в его структуре 4 компонента:

- этническая идентичность (осознание и положительное восприятие своей этнокультурной принадлежности);

- российская идентичность (осознание своей причастности к многонациональной культуре и истории России);

- межкультурная грамотность (понимание этнокультурных различий и сходств, умение взаимодействовать в поликультурном пространстве);

- гражданско-правовое сознание (ценностное отношение к демократическим идеям, знание и соблюдение прав человека и обязанностей, предъявляемых государством и обществом).

Их анализ с помощью метода ConceptMaps («карты идей») позволил выделить в представленных выше компонентах содержательные элементы, а также определить объединяющие их в систему связи (рис. 1).


Рисунок 1.

Схема взаимосвязей содержательных элементов поликультурного образования.

Рис.1. Пахомова, Петроченко.jpg

На рис. 1 компоненты поликультурное образования обозначены следующим образом:

Рисунок2..jpg


Каждый из этих компонентов отражен в образе идеального результата поликультурного образования, который представлен в виде модели выпускника школы разных ступеней обучения, разработанной на основании Концепции ФГОС и результатов исследовательской деятельности педагогов ГБОУ СОШ № 462.

Модель (личностные характеристики) выпускника начальной школы:

1. Любит свой народ, свой край (место рождения и место проживания), свою Родину.

2. Уважает и принимает ценности семьи и общества; имеет представления о существовании культуры и традиций разных народов.

3. Активно и заинтересованно познает мир.

4. Владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности.

5. Доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; доброжелателен в общении со сверстниками вне зависимости их индивидуальных особенностей; умеет (стремится) не допускать и решать конфликты между сверстниками.

Модель (личностные характеристики) выпускника начальной школы:

1.Точно знает, какая страна является его Родиной, любит ее и край, где живет; знает свой родной язык; уважает свой народ и духовные традиции; знает об культурных особенностях своего народа, об особенностях разных рас, религий, других народов.

2. Осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского государства, человечества, поликультурного мира; осознает ответственность за разжигание межнациональной розни.

3. Активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества для развития общества.

4. Умеет учиться, осознает важность образования (в том числе, поликультурного образования) и самообразования для жизни и деятельности; способен применять полученные знания на практике; умеет находить, анализировать и обобщать информацию, относящуюся к разным культурам.

5. Социально активен, уважает закон и правопорядок (в том числе, международные акты в области прав мигрантов и национальных меньшинств), соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Родиной и страной, где живет.

6. Умеет не допускать и решать конфликты между представителями разных народов и культур; уважает других людей вне зависимости от их этнокультурной принадлежности; умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; доброжелателен в общении с представителями иных народов и культур.

7. Осознанно выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

8. Ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека.

Модель (личностные характеристики) выпускника начальной школы:

1. Относится как ценности к своей Родина и краю, где живет; знает свой родной язык, любит на нем говорить, уважает свой народ и духовные традиции; позитивно относится к поликультурной среде и ее представителям.

2. Осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского государства, человечества, поликультурного (этнокультурного) многообразия как основы личностного и общественного развития; осознает свою сопричастность к судьбе Отечества и края, где живет.

3. Осознает ценность науки, труда и творчества для человека и общества; понимает их роль в развитии поликультурного общества.

4. Креативно и критически мыслит, активно и целенаправленно познает мир, мотивирован на образование и самообразование в течение всей жизни; стремится к изучению родной культуры и культуры других народов; владеет основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность; готов к учебному сотрудничеству, способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность.

5. Осознает себя личностью, социально активен, уважает закон и правопорядок, выполняет свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством; принимает как главенствующую ценность прав Человека; ощущает себя представителем той или иной культуры (народа), многонационального российского государства.

6. Уважает мнение других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать вне зависимости от их этнокультурной принадлежности.

7. Осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей.

8. Подготовлен к осознанному выбору профессии, понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Представленные выше материалы не являются исчерпывающими, требуют детального осмысления, могут стать основой дальнейшего изучения проблем внедрения поликультурного образования в практику школьного образования. К направлениям этой работы следует отнести:

- решение задачи соотношения национально-культурного и поликультурного компонентов в содержании образовательного процесса;

- создание программы повышения квалификации педагогов в области поликультурного образования;

- разработку содержания и форм работы с родителями учащихся разных этнокультурных групп.



Литература.

1. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, 2001.

2. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. Harvard University Press, 1997.

3. Бессарабова И.С. Определения поликультурного образования / / Фундаментальные исследования . – 2007. - №.12. С. 478-481.

4. Горячев Ю.А, Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А., Савченко Т.В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. – М.: Издательский дом «Этносфера», 2008. – 112 с.

5. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. – Ростов-н/Д., 2003.

6. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Тверь, 2000.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

9. Паин Э. Мирное сосуществование ХХ века //Россия в глобальной политике. 2011. № 2.

10. Пафова М.В. Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика. 2005. № 9. С. 72-79.

11. Савоскул М.С. Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации (по итогам исследования российских немцев в регионе Нюрнберг – Эрланген) // Население и общество. 2006. № 243 – 244.

12. Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 67-74.



Поделиться: