Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Интеграция различных видов деятельности, форм и средств работы по экологическому воспитанию в современном дошкольном учреждении
Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе.
Очень часто деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит под угрозу существование человечества в целом. Поэтому одной из задач современной педагогики становится задача экологического образования человека. Проблема экологического воспитания стоит и перед дошкольной педагогикой. В концепции В.И. Вернадского о биосфере отражена идея единства человека и природы, где человек является решающей преобразующей силой благодаря его способности мыслить. В соответствии с этим он полагал возможным переход биосферы в новую эпоху — ноосферу, где развитие общества и природы будет направляться человеческим разумом. Таким образом, экологическое сознание современного человека должно формироваться на основе его представления о том, что он сам есть явление природы, часть ее, жить вне природы он не может, с другой же стороны, с развитием культуры и цивилизации природа, ее состояние все в большей степени зависит от отношения человека к ней. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом становления экологического сознания, поэтому реализация программы экологического воспитания дошкольников должна предусматривать развитие разных видов деятельности, обеспечивающих активное взаимодействие ребенка с природой. Приобретенные дошкольником в процессе экологического воспитания нравственный опыт и гуманистические черты, становятся достоянием личности ребенка в целом, формируют его общую гуманную позицию в отношении к миру, моральную направленность деятельности и поведения в нем. Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: это непосредственно образовательная деятельность, наблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, занятия по физической культуре, праздники в рамках народного творчества. Проведение занятий по физической культуре предусматривает сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры. Экологическое воспитание дошкольников может опираться также и на народную педагогику. В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармонической взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга. Например, пословицы — это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра» (В.И.Даль). В пословице заключена народная оценка жизни, отражены наблюдения народного ума. «Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства». Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств такого образования, детей является активное использование экскурсий, посредством которых решаются следующие задачи: - стимуляция устойчивого познавательного интереса дошкольников к объектам природы; - развитие способности выражать свои эмоции и чувства при взаимодействии с природными объектами; - закрепление правил взаимодействия с природными объектами; - формирование у детей потребности практического созидания и оказания помощи природным объектам. Экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. Совершение ребенком гуманного поступка станет возможным в том случае, если у него будут сформированы знания о животных и растениях и нормах отношения к ним, умения осуществлять разнообразную деятельность в природной среде, эмоционально-чувствительный положительный опыт общения с ней. Из моих наблюдений следует, что яркой особенностью отношения дошкольников к животным и растениям является эмоциональность. Положительные эмоциональные реакции вызывают у детей, прежде всего, жизненные проявления высокоорганизованных животных, обладающих чувствами и поведением. С ними дети охотно вступают в общение, играют, проявляют заботу и стремятся помочь. Представители низкоорганизованных классов животных — насекомые, пресмыкающиеся, земноводные — часто вызывают у детей отрицательные эмоции и чувства. Эта избирательность отношения к разным живым объектам довольно устойчива. Усидев гусеницу, ребенок скажет, что внешний вид этого животного неприятен, откажется брать его в руки, ребенок может наступить, раздавить, проявляя тем самым свою агрессию по отношению к гусенице. Беседы с детьми показывают, что их отталкивает от общения с такими животными их внешняя непривлекательность и нежелание вступать в контакт с человеком. Вероятно, большую роль в формировании к ним негативного отношения играет отсутствие у дошкольников знаний об интересных особенностях внешнего вида этих животных, о своеобразной красоте и целесообразности их строения и приспособления к среде, о познании и использовании человеком этих особенностей. Растения вызывают интерес детей в основном в период цветения и появления плодов, хотя эмоциональный отклик более слабый, чем по отношению к животным. Вероятно, отсутствие знаний о растениях как живых организмах существенно влияет на характер отношения к ним. Избирательность, присущая отношению детей к природе проявляется не только к разным объектам. По-разному дошкольники относятся к одному и тому же объекту в разных ситуациях. Так, Саша Ф. замечает неправильный поступок взрослого мальчика, просит воспитателя согнать его с дерева, сочувствует, что дереву больно. На следующий день Саша Ф. сам раскачивается на дереве, ломая ветки, на удивленное замечание педагога, заявляя, что он родился в год обезьяны и поэтому должен лазать по деревьям. Наблюдения показывают, что в целом дошкольники проявляют к животным и растениям положительные чувства. Вместе с тем, положительная эмоция и стремление помочь не всегда приводит к совершению гуманного поступка. Встречаются и собственно негативные проявления, которые настораживают. Эти проявления опасны тем, что происходит упражнение детей в негуманном отношении и живому. Из внешнего плана практического действия они переходят во внутренний план, становятся позицией личности. Основными причинами низкого уровня экологической воспитанности дошкольников являются: - недостаток или отсутствие знаний о животных и растениях как живых существах, о нормах отношения к ним, о разнообразных ценностях природы; - несформированность познавательных умений и низкий уровень развития наблюдательности; - слабая степень владения навыками и умениями по уходу за живыми существами; - эмоциональная глухота, несформированность эмоционально-чувственного опыта положительного общения ребенка с природой. Детей по уровню их гуманистических проявлений можно объединить в следующие группы: - дети, экологически воспитанные; - дети, проявляющие доброжелательность в отношении к живому, но имеющие недостаточные знания или навыки; - дети, имеющие достаточно полные знания и умения, но эмоционально глухие; - дети, недоброжелательные в отношении к живому, проявляющие равнодушие и негативизм при низком уровне знаний и умений. Для обеспечения возможности достижения детьми уровней экологической воспитанности необходимо правильно организовать педагогический процесс: на первом этапе – ведущим являлся блок обучения, на втором этапе — блок совместной деятельности воспитателя и детей, на третьем — самостоятельная деятельность и поведение дошкольников в природе. В экологической культуре закреплен духовно-нравственный опыт взаимодействия людей и природы, представленный в виде знаний, умений, ценностных ориентаций, способов деятельности, владение которыми позволяет человеку относиться к природе экологически правильно. Таким образом, на основе интеграции различных видов деятельности, форм и средств работы по экологическому воспитанию мы сможем добиться: - формирования экологически воспитанной личности с устойчиво положительным отношением ко всему живому; - изучения экологических закономерностей развития природы и познания норм и правил поведения человека в ней; - развития видов деятельности, обеспечивающих активное взаимодействие ребенка с природой. Приложение: методические разработки «Времена года» (для старшего возраста) Литература: 1. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: сборник научных трудов/ Российский РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд. «Акцидент», 1996.// Н.О. Никонова, М.И.Талызина. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста. 2. Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: межвузовский сборник научных трудов/ СПб, Изд. «Образование», 1994.//Т.А. Маркова. Особенности гуманистических проявлений детей старшего дошкольного возраста по отношению к живому в природе. 3. Т.А. Виноградова. Знания о человеке в системе экологического воспитания дошкольников. 4. С. Вдовиченко, Т.Воробьева. Экологические модели./Дошкольное воспитание №12,2008г. 5. А.Кимаева. Уголок природы./ Дошкольное воспитание №1, 2009г. 6. Т.А. Серебрякова, Н.А. Бакина. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9, 2010г. 7. Ю.А. Кириллова. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья. / Дошкольная педагогика №11 2011г. Поделиться: |