Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методические рекомендации по обучению решению текстовых задач с применением ИКТ
«Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения»
Д. Пойа
Задача – проблема, требующая исследования и разрешения. Текстовые задачи являются не только целью, но и важным средством обучения математике, средством развития универсальных учебных действий. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт моделирования, опыт применения математики к решению практических (или правдоподобных) задач. Решение текстовых задач, особенно арифметическими способами, способствует развитию естественного и математического языка. Текстовые задачи, способы их решения вызывают интерес к процессу поиска решения. Обучение решению текстовых задач – процесс трудоемкий и использование ИКТ в этом случае просто необходимо. Богатые возможности компьютера можно применять для визуализации учебного материала, имитационного моделирования проблем в изучаемой области и создании на уроке ситуаций мотивационного характера. Знания не передаются в "готовом виде", а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. При обучении решению текстовых задач использование компьютера связано, прежде всего, с реализацией функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения. Применять цифровые образовательные ресурсы целесообразно на любом этапе обучения решению задач, начиная с анализа текста условия и заканчивая проверкой и записью ответа. ИКТ позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. В своей работе по обучению решению текстовых задач я использую возможности интерактивной доски с устройством Mimio Studio-7 и УМК «Живая математика». Разработанную методику обучения решению текстовых задач я назвала «Золотой ключик», так как важно научить подбирать «ключик – способ решения» к каждой задаче (рис 2) Текстовая задача сложна для учащихся тем, что из обилия слов они должны выбрать только необходимую для решения данной задачи информацию. На интерактивной доске сначала учитель, а затем учащиеся выделяют нужные факты и их взаимосвязи (рис 3): можно подчеркивать пером, выделять маркером, выделять контрастным цветом или размером, удалять ненужный текст. Второй этап – составление краткого условия в виде схемы или таблицы (рис 4). ИКТ опять помогают: величины из текста можно перетащить в таблицу на глазах учащихся, или они это проделывают сами. Каждая величина занимает свое место в кратком условии, она не может быть не замечена, потеряна. Пером или инструментом «Текст» добавляем связи между величинами. Ставим и выделяем цветом вопрос задачи. Краткое условие готово. Тщательный анализ текста помогает по обнаруженным между величинами связям выбрать способ решения задачи: по действиям, составлением уравнения, использованием прямой или обратной пропорциональной зависимости, составлением системы уравнений, методом перебора или построением необходимых графиков (рис 5). Если ученик сумел правильно выбрать способ решения задачи, он ее фактически решил. Поэтому, выбор способа решения может быть самостоятельным заданием (рис 6): каждой задаче сопоставить оптимальный способ решения путем перетаскивания нужного ключика. Составление текста задачи по краткому условию – творческое задание для учащихся, которое можно усложнить, задав тему или жанр (рис 7). Например, составить задачу-сказку. Такие задания учащиеся с удовольствием выполняют, оформляя их в текстовом редакторе Ms Word и в виде презентации Power Paint. Самые интересные задачи могут войти в сборник задач, составленных учащимися. Очень важный этап решения текстовой задачи – переход от текста к математической модели. Здесь ИКТ не заменить обычной доской с мелом. Демонстрация наглядного, динамичного превращения текста в модель можно осуществить, работая с программами Power Paint, Mimio Studio или с Живой математикой. (рис 8-10) Интерактивные возможности Mimio очень хороши, например, при нахождении угла между часовой и минутной стрелками. Стрелки mimio-часов можно вращать в режиме on-line (рис 11). Текстовая задача – это замок, к которому надо подобрать свой ключик (иногда подходят несколько). Сделать это не просто, но можно, если следовать совету: Ученики и ученицы, Вам предлагается простой совет, Чтобы в задаче получился правильный ответ. Текст задачи изучай внимательно, Краткое условие составь обязательно. Оптимально выбирай способ решения: По действиям, пропорцией или уравнением. При выполнении действий не спеши, Проверь решение, ответ словами запиши. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий при обучении решению текстовых задач на уроках математики способствует:
Цифровые образовательные ресурсы к данной методике можно найти на сайте http://nadbul76.narod.ru Поделиться: |