Авторcтво: Беленькая Лариса Дмитриевна; Шевнина Мария Геннадьевна; Евневич Анна Анатольевна; Иванова Елена Анатольевна, учителя – дефектологи ГДОУ № 134 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Психолого-педагогическое обследование является составной частью комплексной медико-педагогической работы с детьми, страдающими патологией речи. Преимущество его заключается в том, что, будучи проведенным до начала занятий с ребенком, оно может быть полезным и дефектологу и логопеду, для методически правильной организации коррекционной работы. Дефектологу и логопеду необходимо учитывать не только состояние речевой сферы ребенка, но и иметь данные о состоянии таких процессов как восприятие (слуховое и зрительное), память, внимание, мышление. Естественно, что при нарушении памяти или внимания продуктивность ребенка в логопедической и педагогической работе будет мала и это обстоятельство накладывает определенные требования к проведению занятий. Чрезвычайно существенным является изучение эмоционально-волевых особенностей. Методика работы с апатичным, заторможенным ребенком иная, чем с активным, целенаправленным. Все эти и многие другие особенности психической деятельности ребенка и выявляет полное психолого-педагогическое обследование, помогая тем самым логопеду и дефектологу в их коррекционной работе.
Среди детей, поступающих на медико-педагогическую комиссию, и детский сад в речевые группы или группы для детей с ЗПР определенный процент составляют дети с полным или почти полным отсутствием речи. Обследование таких детей целесообразно начинать с предъявления заданий, которые не требуют существенного участия речи, но позволяют оценить уровень интеллектуального развития детей, что необходимо для рационального планирования дальнейшей коррекционно-воспитательной работы.
К числу таких тестов относятся различные варианты доски Сегена, кубики Кооса и методика Россолимо, доска Пинтера-Паттерсона и другое.
При обследовании по методике Сегена детям дают специальную доску с пазами (гнездами) различной формы и набор вкладок соответствующей конфигурации. Сначала дефектолог демонстрирует доску с вкладками на своих местах, затем вкладки снимаются, и ребенок должен распределить их на доске заново. Существует несколько вариантов досок Сегена разной степени сложности. Элементарная доска с 4-мя вкладками, доступна детям начиная с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски с 10-ю вкладками используется при обследовании детей старше трех лет. При проведении обследования по методике Сегена прежде всего следует обратить внимание на то, как ребенок воспринимает инструкцию и приступает к выполнению задания. Большинство детей сразу начинает делать вкладки (более или менее успешно), глубоко слабоумные дети бесцельно манипулируют фигурками, начинают стучать ими или засовывать их в рот. Другие пытаются положить вкладки, но делают это хаотично и бессистемно – тычут фигурку в любой паз, накладывают фигурки на уже занятые пазы и т.д., что характерно для детей с выраженным слабоумием.
Дети с ЗПР быстрее понимают задачу, но испытывают некоторые трудности при дифференциации конкретных форм (полукруга и овала, ромба и шестиугольника, и т.п.). Интеллектуально полноценные дети даже в раннем дошкольном возрасте способны выполнять задания вполне успешно. Некоторые трудности иного рода могут возникать у детей с общей моторной недостаточностью. Эти дети правильно понимают задания и способны его выполнить, но делают это неловко из-за недостаточности мелких движений рук.
Дополнительным показателем уровня интеллектуального развития ребенка является его восприимчивость к помощи дефектолога. Даже среди детей, выполняющих задание методом проб и ошибок, встречаются такие, которые способны улучшить результаты под влиянием дополнительных указаний дефектолога. Виды помощи ребенку со стороны дефектолога могут быть различными: можно убрать рассыпанные вкладки и выдавать их ребенку только по одной; можно ограничить объем воспринимаемого материала, закрыв часть рабочего поля доски и, наконец, можно прямо показать ребенку, какая фигура соответствует тому или иному пазу. В зависимости от того, какой из видов помощи приводит к улучшению действий ребенка, оценивается характер его затруднений. При этом обучаемость ребенка хорошо выявляется при повторных предъявлениях того же задания (после оказания соответствующей помощи). В одних случаях дети продолжают действовать хаотично даже при повторном или третьем предъявлении задания; в других случаях их действия при повторном выполнении теста становятся более целенаправленными и более успешными.
Близка по структуре проведения обследования и методика, предложенная Россолимо. Эту методику целесообразно применять для квалификации интеллектуального развития детей со значительными речевыми нарушениями. Ребенку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого-либо элемента. Например, на предъявляемой картине изображен мальчик, который ложится спать, а подушка на кровати отсутствует. Если обследуемый ребенок не замечает этого несоответствия, ему нужно помочь. В качестве помощи можно предъявить ребенку вспомогательную картинку с изображением различных предметов, как нужных, так и не нужных. Дети даже со значительными речевыми нарушениями могут жестами показать подобранный ими для заданной ситуации предмет. Дети с нарушениями в интеллектуальной сфере испытывают затруднения при выполнении этого задания, зачастую они вообще не замечают, что на картинке чего-то не хватает. Дети с нормальным интеллектом легко понимают инструкцию и выполняют задание без затруднений.
Наиболее известной методикой для исследования интеллектуального развития детей является методика Косса. Для тестирования по этой методике применяют набор кубиков с разноокрашенными сторонами, из которых нужно составит узор (орнамент) по заданному на картинке образцу. Ребенок должен мысленно проанализировать чертеж, расчленяя его на составные части, и затем синтезировать его из кубиков. Это задание сложнее двух предыдущих. При оценке результатов данного теста мы учитывали не столько количество правильно воспроизводимых узоров, сколько способность ребенка овладеть принципами. В соответствии с этим ребенку предъявляется сначала один или два простых узора для ознакомления с заданием, а затем один более сложный для обучения и один более легкий для проверки способности ребенка к логическому переносу. Интеллектуально полноценные дети, даже если они нуждаются в некоторой помощи при выполнении сложного образца, затем хорошо усваивают принцип решения задачи применительно ко всем остальным. Умственно отсталые дети хуже обучаются построению одного чертежа и не способны к логическому переносу.
Приведем пример: Марина Ф., 4г. 2 мес. Из анамнеза: тяжелые роды с асфиксией; задержка в развитии логомоторных функций; начала говорить отдельные слова поздно; в настоящее время её словарь содержит несколько обиходных слов; в основном общается жестами. Девочка обследована с применением всех перечисленных методик. В результате обследования выявлено: девочка усидчива при выполнении заданий, не отвлекается даже при внешних помехах, проявляет заинтересованность в оценке своих действий дефектологом. Осмысление нового материала ей доступно, способы выполнения конструктивных заданий усваивает после небольшой подсказки дефектолога. Некоторое снижение её работоспособности в силу повышенной истощаемости, что компенсируется достаточной мотивацией и активной установкой на выполнение задания. Таким образом, в ходе обследования этого ребенка выявляются полноценные интеллектуальные возможности при снижении работоспособности, что позволяет дефектологу и логопеду правильно поставить диагноз и наметить план дальнейшей коррекционной работы.
Нина С., 6 лет. Моторная алалия. Направлена на выявление уровня интеллектуального развития. В процессе исследования девочке был предложен первый, самый простой чертеж методики Косса. Она, не глядя на чертеж, начала строит из кубиков башню. После прямого показа экспериментатора сумела верно воспроизвести узор. Далее при предъявлении последующих чертежей способ действий девочки не менялся: каждый раз она начинала строить башню и воспроизводила узор только после прямого показа. Лишь на седьмой раз девочка попыталась скопировать внешнюю форму действий экспериментатора и составила кубики в четырехугольник, не соотнося его по узору с образцом-рисунком. Следовательно, плохая обучаемость девочки, слабость ориентировки, трудности усвоения помощи и отсутствие логического переноса выявляется уже на наглядно-действенном уровне. Таким образом, неспособность к построению умозаключения свидетельствуют о недостаточности умственного развития.
Мы остановились на подробном описании этих методик, поскольку их применение при обследовании детей-дошкольников позволит проводить эффективную начальную дифференциальную диагностику между речевой патологией и снижением интеллектуального развития. Они позволят определить уровень умственного развития ребенка, его работоспособность, а также динамику этих характеристик в ходе осуществления комплекса коррекционно-логопедических воздействий.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1983.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
3. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
4. Стребелева Е.А. О путях развития мышления умственно отсталых дошкольников/ Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях. – Л.: Изд. ЛГПИ, 1986.
Поделиться: