Поиск по сайту

Использование метода пескотерапии в системе профилактики оптико-пространственной дисграфии на занятиях логопеда


Авторcтво: Шептунова Влада Константиновна, учитель-логопед ГДОУ № 99 Выборгского района Санкт-Петербурга


Речь - одна из важнейших психических функций человека - является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения, как отмечал в своих исследованиях Л.С. Выготский. Речевое общение необходимо для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Хорошо развитая речь ребенка является одним из важнейших условий для успешного школьного обучения. Различные речевые нарушения отрицательно влияют на все психические функции дошкольника, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые речевые нарушения влияют на формирование всех уровней познавательной деятельности, что подтверждает тесную взаимосвязь речи и мышления, о которой говорили многие исследователи психологи, языкознания, философии (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и др.),а так же речевые нарушения ограничивают социальные контакты, в процессе которых осуществляется познание окружающей действительности.

Сегодня у специалистов, которые занимаются воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, его применение способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но возросшее количество детей с речевой патологией объясняет трудности работы и делает необходимым поиск и использование инновационных технологий. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. В первую очередь, это работы исследователей и практиков М.А.Поваляевой, М.И.Чистяковой, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, В.М.Акименко, Т.М.Грабенко и других.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это:

· Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.

· Массаж языка.

· Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.

· Су-Джок терапия.

· Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

· Ароматерапия – лечение с помощью фито композиций ароматов цветов и растений.

· Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

· Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

· Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

· Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

· Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Применение данных методов коррекции, по мнению автора, нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными. «Их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия».

Используя пескотерапию на своих занятиях, я пришла к выводу, что у ребенка повышается не только эмоциональный фон, этот метод позволяет значительно повысить результативность коррекции оптико-пространственных нарушений.

Современные исследования оптико-пространственных представлений базируются на фундаментальных исследованиях Т.В. Ахутиной, А.Л.Лурия, П.К. Анохина и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневое иерархическое строение.

Письмо представляет собой сложную форму речедвигательной деятельности, в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный, общедвигательный. Психофизиологической основой письма является совместная работа акустического, кинетического, кинестетического, проприоцептивного, оптического и пространственного анализаторов.

Методы коррекции должны быть адекватны методам нарушения. Профилактика оптико-пространственной дисграфии должна включать в себя:

· развитие пальчиковой моторики,

· развитие оптико-пространственных представлений,

· развитие пространственных представлений,

· развитие зрительного внимания и памяти,

· развитие слухового внимания и памяти.

· формирование речевых зрительно-пространственных обозначений.

У многих детей, поступающих в логопедические группы, наблюдается нарушение пространственной ориентации, ориентировки на листе бумаги. На своих занятиях данные нарушения я исправляю, используя технологию пескотерапии. Игры с песком позволяют решить сразу несколько задач:

  • спадает эмоциональная напряженность, и ребенок быстрее проходит адаптационный период;
  • развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук;
  • ошибки, сделанные на песке не так заметны, как на бумаге, и легче исправляются;
  • совершенствуется пространственная ориентировка;
  • развивается активность;
  • снимается мышечная напряженность;

Дети с удовольствием рисуют «картины» на песке, располагая предметы в указанной логопедом последовательности. Образ буквы легче запоминается, если предварительно была «превращена» и прорисована на песочных дорожках. Нравится ребятам сдувать песок, прикрывающий буквы, дописывать их или менять «П» на «Н», «Р» на «В» и т.д.

В 2010 году нашему детскому саду был присвоен статус лаборатории по теме «Социальное партнерство педагогов, родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения». На совместных занятиях с родителями, в рамках реализации темы, я предлагала игры, которые можно использовать и в домашних условиях (насыпов манку на поднос или в небольшой пластмассовый тазик). Родители их успешно осваивали и использовали в домашних занятиях с детьми.

Логопедические игры в песочнице:

«Волшебный ветерок»

Насыпаем в песочницу немного песка так, чтобы при сдувании было видно дно. Ребенок дует в коктейльную трубочку и «рисует» на песке из дорожек предложенные логопедом буквы.

«Нащупай букву»

Засыпаем слоем песка несколько пластмассовых (деревянных) букв. Логопед предлагает ребенку найти загаданную букву или угадать, какие буквы спрятаны в песочнице.

«Веселые превращения»

На песке контур барашка и рыбки. Предлагаем ребенку посмотреть, как красиво завивается шерсть барашка и превратить завитушки в буковки «В», чешуйки у рыбки - «Р».

«Прятки»

В песке, под небольшим слоем лежат карточки с написанными на них буквами. Предлагаем ребенку небольшим сдуванием песка с карточки, угадать по части всю букву.

«Загадки морского царя»

На песке из ракушек и водорослей выложены буквы. Логопед просит ребенка разгадать загадки морского царя, догадаться, какие буквы написаны на песке.

В дальнейшем многие родители отмечали успешное продвижение детей в коррекции пространственных нарушений. Так, например, Витя М., затрудняющийся в ориентации на листе бумаги, в оречевлении зрительно-пространственных обозначений, после использования пескотерапии на индивидуальных занятиях показал положительную динамику, которой не наблюдалось при использовании традиционных методов.

Занимаясь в экспериментальном порядке пескотерапией на протяжении 3 лет, я с полным основанием могу отметить, что данный метод имеет не только стимулирующий, но и коррекционный эффект. Это подтверждают и западные специалисты, использующие методы арт-терапии уже очень давно, в то время как в нашей стране данные технологии относительно новы. Интерес к ним проявился 20 – 30 лет назад.

Статистика за последние 3 года, с учитом результатов проведенной мной диагностики письменной речи у выпускников группы в 1-ом и 2-ом классах общеобразовательных школ, показывает, что использование метода пескотерапии привело к сокращению количества допускаемых детьми ошибок в разных видах письменных работ на 27%.

Используемая литература:

1. Л.С. Выготский. Мышление и речь. М. – Л., 1934

2. В.М.Акименко Развивающие технологии в логопедии. Феникс. 2011

3.Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии.


Поделиться: