Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Использование метода пескотерапии в системе профилактики оптико-пространственной дисграфии на занятиях логопеда
Речь - одна из важнейших психических функций человека - является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения, как отмечал в своих исследованиях Л.С. Выготский. Речевое общение необходимо для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Хорошо развитая речь ребенка является одним из важнейших условий для успешного школьного обучения. Различные речевые нарушения отрицательно влияют на все психические функции дошкольника, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые речевые нарушения влияют на формирование всех уровней познавательной деятельности, что подтверждает тесную взаимосвязь речи и мышления, о которой говорили многие исследователи психологи, языкознания, философии (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и др.),а так же речевые нарушения ограничивают социальные контакты, в процессе которых осуществляется познание окружающей действительности. Сегодня у специалистов, которые занимаются воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, его применение способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но возросшее количество детей с речевой патологией объясняет трудности работы и делает необходимым поиск и использование инновационных технологий. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. В первую очередь, это работы исследователей и практиков М.А.Поваляевой, М.И.Чистяковой, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, В.М.Акименко, Т.М.Грабенко и других. По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это: · Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией. · Массаж языка. · Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины. · Су-Джок терапия. · Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании. · Ароматерапия – лечение с помощью фито композиций ароматов цветов и растений. · Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. · Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. · Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. · Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию. · Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.
Применение данных методов коррекции, по мнению автора, нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными. «Их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия». Используя пескотерапию на своих занятиях, я пришла к выводу, что у ребенка повышается не только эмоциональный фон, этот метод позволяет значительно повысить результативность коррекции оптико-пространственных нарушений.
Современные исследования оптико-пространственных представлений базируются на фундаментальных исследованиях Т.В. Ахутиной, А.Л.Лурия, П.К. Анохина и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневое иерархическое строение.
Письмо представляет собой сложную форму речедвигательной деятельности, в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный, общедвигательный. Психофизиологической основой письма является совместная работа акустического, кинетического, кинестетического, проприоцептивного, оптического и пространственного анализаторов.
Методы коррекции должны быть адекватны методам нарушения. Профилактика оптико-пространственной дисграфии должна включать в себя: · развитие пальчиковой моторики, · развитие оптико-пространственных представлений, · развитие пространственных представлений, · развитие зрительного внимания и памяти, · развитие слухового внимания и памяти. · формирование речевых зрительно-пространственных обозначений.
У многих детей, поступающих в логопедические группы, наблюдается нарушение пространственной ориентации, ориентировки на листе бумаги. На своих занятиях данные нарушения я исправляю, используя технологию пескотерапии. Игры с песком позволяют решить сразу несколько задач:
Дети с удовольствием рисуют «картины» на песке, располагая предметы в указанной логопедом последовательности. Образ буквы легче запоминается, если предварительно была «превращена» и прорисована на песочных дорожках. Нравится ребятам сдувать песок, прикрывающий буквы, дописывать их или менять «П» на «Н», «Р» на «В» и т.д.
В 2010 году нашему детскому саду был присвоен статус лаборатории по теме «Социальное партнерство педагогов, родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения». На совместных занятиях с родителями, в рамках реализации темы, я предлагала игры, которые можно использовать и в домашних условиях (насыпов манку на поднос или в небольшой пластмассовый тазик). Родители их успешно осваивали и использовали в домашних занятиях с детьми.
Логопедические игры в песочнице: «Волшебный ветерок» Насыпаем в песочницу немного песка так, чтобы при сдувании было видно дно. Ребенок дует в коктейльную трубочку и «рисует» на песке из дорожек предложенные логопедом буквы. «Нащупай букву» Засыпаем слоем песка несколько пластмассовых (деревянных) букв. Логопед предлагает ребенку найти загаданную букву или угадать, какие буквы спрятаны в песочнице. «Веселые превращения» На песке контур барашка и рыбки. Предлагаем ребенку посмотреть, как красиво завивается шерсть барашка и превратить завитушки в буковки «В», чешуйки у рыбки - «Р». «Прятки» В песке, под небольшим слоем лежат карточки с написанными на них буквами. Предлагаем ребенку небольшим сдуванием песка с карточки, угадать по части всю букву. «Загадки морского царя» На песке из ракушек и водорослей выложены буквы. Логопед просит ребенка разгадать загадки морского царя, догадаться, какие буквы написаны на песке.
В дальнейшем многие родители отмечали успешное продвижение детей в коррекции пространственных нарушений. Так, например, Витя М., затрудняющийся в ориентации на листе бумаги, в оречевлении зрительно-пространственных обозначений, после использования пескотерапии на индивидуальных занятиях показал положительную динамику, которой не наблюдалось при использовании традиционных методов. Занимаясь в экспериментальном порядке пескотерапией на протяжении 3 лет, я с полным основанием могу отметить, что данный метод имеет не только стимулирующий, но и коррекционный эффект. Это подтверждают и западные специалисты, использующие методы арт-терапии уже очень давно, в то время как в нашей стране данные технологии относительно новы. Интерес к ним проявился 20 – 30 лет назад. Статистика за последние 3 года, с учитом результатов проведенной мной диагностики письменной речи у выпускников группы в 1-ом и 2-ом классах общеобразовательных школ, показывает, что использование метода пескотерапии привело к сокращению количества допускаемых детьми ошибок в разных видах письменных работ на 27%.
Используемая литература:
1. Л.С. Выготский. Мышление и речь. М. – Л., 1934 2. В.М.Акименко Развивающие технологии в логопедии. Феникс. 2011 3.Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии.
Поделиться: |