Авторcтво: Бабушкина Рената Леонидовна, учитель - логопед; Кислякова Оксана Маратовна, музыкальный руководитель; ГДОУ № 11 Калининского района Санкт-Петербурга |
Традиционно логопедическая ритмика применяется в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия (Г.А. Волкова [2]).
Предлагаемая нами модель логопедической ритмики представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова [1]).
Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта, неоднородностью клинических проявлений. Помимо недоразвития речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций). К часто встречающимся сопутствующим отклонениям личности при общем недоразвитии речи также относятся нарушения в эмоциональной сфере и коммуникативном поведении (Р.Е. Левина [3], Е.М. Мастюкова [4], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [7]).
Сочетание недостаточности коммуникативного аспекта речевой функции у дошкольников с ОНР с отклонениями неречевого характера приводит к осознанию необходимости комплексного подхода при организации коррекционно-развивающей работы с этой категорией воспитанников.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у детей дошкольного возраста открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения таких детей, так как подразумевает всестороннее воздействие на личность в деятельностном аспекте (Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова [1]).
Основной целью системы занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых психических функций и коммуникативного поведения, что способствует скорейшей адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи коррекционно-развивающего воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики имеют оздоровительную, образовательную, воспитательную и коррекционную направленность.
Задачи логопедической ритмики:
Ø развитие сенсорных функций: слухо-пространственного гнозиса, тембрового, динамического, звуковысотного, ритмического слуха; зрительного восприятия, зрительно-пространственных представлений.
Ø развитие психомоторных функций: произвольности, координированности действий, регуляции мышечного тонуса на уровне макродвижений и микродвижений; мимической, артикуляционной моторики, неречевого дыхания.
Ø развитие коммуникативно-речевой деятельности (импрессивной, экспрессивной речи, коммуникативной компетентности).
Реализация поставленных задач осуществляется на основе использования разнообразных наглядных, словесных и практических методов.
ü Наглядные методы: рассматривание, обследование дидактических и музыкальных игрушек, предметных и сюжетных картин, музыкальных иллюстраций (зрительное, слуховое, кинестетическое, комбинированное); использование схем и пиктограмм.
ü Словесные методы: рассказывание, инструкция, вопросы, речевой материал, записанный на звуковой носитель; педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
ü Практические методы обучения: наглядно-действенный и сопряженный показ способа действия, регламентированные, имитационные упражнения, действия с дидактическими игрушками, музыкальными инструментами и их заменителями.
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 15 - 20 минут, в зависимости от этапа логопедической коррекции. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной сенсорной направленности и активности, что позволяет на протяжении всего занятия поддерживать интерес детей к происходящему. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Тема: «В гости к игрушкам».
Игровой материал: резиновые игрушки, колокольчики, карточки с ритмическими рисунками, маленькие пластмассовые трубочки.
Разделы занятия по логопедической ритмике
|
Ход занятия по логопедической ритмике
|
1. Организационный момент. Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй».
|
Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.
Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом».
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
|
2. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Гудок».
|
Педагог: «Сегодня мы отправимся в путешествие».
Звучит театральный шум «Поезда».
Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У – у!».
|
3. Игроритмика «Скоро поезд отойдет».
|
Несколько ведущих (машинистов) формируют свои паровозики. Двигаясь по залу, ведущие изображают паровозы, приглашают детей прокатиться. Они исполняют польскую народную мелодию «Скоро поезд отойдет»:
«Тут и там, тут и там на перроне шум и гам.
Вот гудок в путь зовет, скоро поезд отойдет».
С окончанием музыки ведущие останавливаются перед выбранными партнерами и хлопают в ладоши. Партнеры повторяют заданный ритмический рисунок; партнер становится сзади ведущего, кладет ему руки на плечи. Пары продолжают двигаться топающим шагом под музыку.
|
4. Коммуникативное упражнение «Здесь живет…».
|
Педагог: «Посмотрите, как много вокруг игрушек. Выберите ту игрушку, которая вам нравится, и подойдите к ней».
Дети выбирают игрушки, ставят перед собой и рассказывают им о себе:
Здесь живет Хмурилка,
Здесь живет Дразнилка,
Здесь живет Страшилка,
Здесь живет
Смешилка,
Это - носик Бибка,
А где твоя улыбка?"
|
Нахмуриться, указательными пальцами свести брови;
Упражнение «Буратино»,
Высунуть язык,
Глаза и рот широко открыты,
Руки вытянуты вперед, пальцы растопырены;
Указательные пальцы на щеках, ребенок улыбается; Указательные пальцы сведены на кончике носа;
Руки разведены в сторону, губы растянуты в улыбке
|
|
5. Игро-гимнастика «Игрушки»
|
Педагог предлагает изобразить выбранные игрушки, дети копируют позу игрушки.
Педагог оценивают правильность движений.
|
6. Вокальное музицирование «Ты кто?»
|
Педагог: Теперь вы превратились в сказочных героев. Пропойте мне свое имя. Ты кто?
Дети пропевают свои имена.
Педагог: «Здесь можно покататься на качелях, каруселях, играть с друзьями».
|
7. Игрогимнастика «Музыкальные качели».
|
Дети встают в пары, берутся за руки, поочередно приседают под музыку. В паре один поднимается на носки, другой приседает, затем наоборот. Действия сопровождаются пением:
«Есть качели на лугу – вверх, вниз, вверх, вниз.
Я качаться побегу – вверх, вниз, вверх, вниз».
|
8. Инструментальное музицирование «Звездное небо»..
|
Педагог: «На небе зажглись звезды и тихим, нежным голосом переговариваются друг с другом и лишь месяц, проплывая между ними слышит их песню». (К. Орф «Космическая музыка» с использованием ритмических схем [6]).
Дети стоят по залу врассыпную, у них в руках музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, колокольчики). Играют на музыкальных инструментах те дети, рядом с которыми проходит педагог.
|
9. Релаксационное упражнение «Ночь»
|
Педагог укладывает детей с игрушкам на пол отдыхать:
«Ночь пришла, темноту привела,
Задремал петушок, запел сверчок,
Ложись на бочок, баю – бай, засыпай».
Звучит «Колыбельная» музыка П.И. Чайковского [5]. Дети лежат на ковре, педагог, поглаживая каждого ребенка, тихо произносит:
«Тучи месяц спать кладут, хоровод ведут:
- Поскорее вырастай, баю – бай! Гонит заиньку метель в снежную постель: «На мороз не выбегай, баю- бай». Мишку мама прячет в мех, им теплее всех: «До весны не вылезай, баю – бай». Только еж не хочет спать, рассердилась мать: «Спи! И глаз не открывай, баю – бай».
С окончанием колыбельной дети открывают глаза, садятся лицом к педагогу.
|
10. Пальчиковая гимнастика «Солнце поднимается».
|
Педагог и дети произносят вместе:
«Солнце поднимается.
Все вокруг просыпается,
Вставай, Большак,
Вставай, Указка,
Вставай, Середка,
Вставай, Сиротка
И ты, Крошка,
И вся ладошка!».
|
Руки сжаты в кулаки, от груди поднимаются вверх,
Растопыривают пальцы,
Указательным и большим пальцами правой руки массируют поочередно подушечки называемых пальцев левой руки,
Ребром правой ладони «распиливают» левую ладонь.
|
|
11. Подведение итогов
|
Педагог спрашивает детей, где сегодня побывали? Кого встретили, что больше понравилось. Затем педагог оценивает деятельность каждого из детей и предлагает детям отправиться в группу.
|
12. Организация окончание занятия. Игрогимнастика «Ходьба»
|
Дети выходят из зала под любую спокойную музыку.
|
Литература:
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой – СПб: КАРО, 2005. – 176 с.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
3. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи: характеристика общего недоразвития речи у детей/ // Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1968, – С. 67-166.
4. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Обучение и воспитание детей группы риска. – М., 1996. – С. 162-175.
5. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 1 ч. – 606 с.
6. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. – М.: АСТ, 2004. – 20 с.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с ОНР в специальном детском саду //Дефектология. – 1985. – № 6. – С. 58-62.
Поделиться: