Авторcтво: Лебедева Ольга А., заместитель директора по воспитательной работе; Дуркина М.Юрьевна, педагог дополнительного образования ГОУ школы-интерната № 1 (1 вида) Выборгского района Санкт-Петербурга |
Одним из важнейших направлений обучения и воспитания неслышащих школьников является включение их в широкий спектр социального взаимодействия и приобретения ими неформальных коммуникативных связей со слышащими людьми. Это взаимодействие осуществляется через участие воспитанников школы-интерната №1 в различных социальных проектах. Нестандартные и оригинальные методы работы, используемые сегодня в проектах, активизируют познавательную и творческую деятельность детей, формируют и развивают эмоционально- чувственную сферу, учат жить в гармонии с собой, с окружающим миром. Благодаря таким проектам неслышащие учащиеся вступают во взаимодействие со слышащими людьми, поэтому возникает некое взаимопроникновение одного мира в другой. Для нас это очень важно, так как одна из основных задач общества – воспитание толерантности к непохожим на нас людям.
Два года назад учащиеся нашей школы совместно с педагогами стали участниками замечательного проекта «Слышим сердцем» (неслышащие дети и музыканты в поисках общего языка). Участниками проекта также стали студенты колледжа имени М.М. Мусоргского и молодые актёры театра «Шедеврика». Проект осуществлялся Городской ассоциацией общественных организаций родителей детей-инвалидов (далее ГАООРДИ) при поддержке Комитета по молодежной политике. Цель проекта – создание условий для совместного творчества неслышащих школьников и молодых музыкантов. Участие в проекте произвело на наших воспитанников незабываемое впечатление. В рамках проекта ребята познакомились с молодыми музыкантами, узнали о богатой истории колледжа, о возможностях разных музыкальных инструментов, участвовали в творческих тренингах, экскурсиях, праздниках и поездках, готовили совместные номера для заключительного концерта проекта «Слышим сердцем».
Продолжением дружбы и творческого сотрудничества со студентами колледжа имени М.М. Мусоргского стало участие наших школьников в новом интересном проекте «Анимация – творчество для каждого». Цель проекта – создание анимационного фильма по мотивам сказки «Волшебный горшочек».
Проект предполагал использование различных форм, методов и способов обучения:
· Беседы;
· Встречи и обсуждения;
· Экскурсии;
· Творческие работы;
· Мастер-классы;
· Тренинги;
· Презентации;
· Аппликации.
Участниками проекта стали студенты колледжа им. М.М. Мусоргского,
ученики 4 класса и педагоги нашей школы-интерната, мастера прикладного искусства подросткового центра на Английской набережной, сотрудники ГАООРДИ.
В рамках проекта учащиеся и педагоги школы-интерната встретились с молодыми музыкантами, обсудили предстоящую работу, прослушали интересный рассказ режиссера Анны Кулыгиной о том, как делаются мультфильмы и сделали рисунки к мультипликации. В своих работах маленькие художники рассказали о том, как распускается цветок, постепенно раскрывая свои нежные лепестки, растёт дерево, гриб, отразили смену настроения у сказочного человека.
Следующим этапом работы над фильмом стало знакомство ребят с удивительным, волшебным искусством, превращающим бесформенный кусок глины в яркую и радостную керамическую фигуру. Учащиеся младших классов узнали о технологии изготовления глиняных игрушек, о правилах их росписи и обжига. На вступительной беседе в керамической мастерской ребятам рассказали об истории ремесла, его традициях и особенностях. Затем опытные мастера предложили четвероклассникам придумать и сделать свои игрушки. Надо было видеть, с каким восторгом ребята включались в работу! Школьники с любовью трудились над своими фигурками. Вместе с ними в мастерской работали студенты имени М.М. Мусоргского, они помогали своим маленьким друзьям советами, подбадривали их во время работы. К концу занятия в керамической мастерской на столе красовались забавные, яркие игрушки, сделанные руками маленьких участников проекта. Ребята были довольны и с радостью демонстрировали свои изделия друг другу, своим друзьям – студентам и преподавателям мастерской.
Заключительным этапом проекта стало создание анимационного фильма по сказке «Волшебный горшочек». Героев для фильма должны были вылепить из пластилина сами ребята. Прочитав сказку, они договорились между собой, кто и каких персонажей будет лепить. Процесс лепки захватил маленьких создателей фильма. И, о чудо! На свет появились забавные герои сказки: Роза, Слон, Улитка, Гриб, Муха и другие.
Сказочные герои фильма были готовы… Что же дальше? Такого ребята ещё не видели: сделанные их руками пластилиновые фигурки заморгали, заходили, затанцевали. Это произошло, благодаря помощи режиссёра – Анны Кулыгиной, которая работала вместе с четвероклассниками над созданием анимационного фильма.
Школьники не скрывали своих эмоций: восторг, удивление, восхищение – всё это, переполняло детские души. Готовый мультфильм увидели зрители: учащиеся, педагоги, родители и гости, пришедшие на школьный праздник. Фильм понравился всем!
Можно смело сказать, что участие в таких проектах развивает наших детей, учит взаимодействовать в коллективе, побуждает общаться речью, даёт толчок их фантазии, помогает развивать творческие способности, обучает изобразительным навыкам и технологиям, которые, возможно, пригодятся им в будущей взрослой жизни.
Поделиться: