Авторcтво: Голубева Нина Ивановна, социальный педагог ГОУ лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Из всего, что знает современный человек,
меньше всего он знает самого себя.
Система общего образования дает ему начальные представления об анатомии человеческого организма, гигиене, основах безопасности жизнедеятельности, но не формирует умений и навыков управления своим организмом. Как следствие, человек не умеет воспринимать свой организм в качестве источника информации, позволяющей вскрывать и использовать резервы развития здоровья.
В результате с возрастом человек перестает считаться с базовыми потребностями своего организма, привыкает не слышать его и вспоминает о нем лишь при заболевании. Это приводит к формированию привычки ориентироваться на негативные внешние и внутренние факторы и возникающие проблемы со здоровьем. Ситуация усугубляется еще и тем, что здоровье сегодня не является самостоятельной ценностью для человека, и он не использует даже те знания, которые у него есть, они все время остаются «за кадром».
Наш современник довольно много знает о своих проблемах, болезнях, но мало знает о своем здоровье. Здоровье чаще всего понимается им как отсутствие болезней. Между тем здоровье – это не только отсутствие болезней, но и возможность противостоять негативным влияниям современной жизни, это резерв, которым можно управлять: сохранять, восстанавливать и приумножать.
Классификация И.И. Брехмана (7 состояний человеческого здоровья):
1. Абсолютное здоровье.
2. Практически здоров.
3. Предболезнь.
4. Заболевание.
5. Болезнь.
6. Инвалидизация.
7. Терминальное состояние (смерть).
Состояние здоровья большинства наших современников, к сожалению, относится к 3 типу. Это состояние характеризуется тем, что резервы здоровья достаточны лишь для поддержания жизнедеятельности в «ненагрузочном» режиме, и любое, даже незначителное, превышение нагрузки на организм (физической, психической) приводит к быстрому утомлению и истощению. Проблемой сегодня является и то, что человек использует наиболее рекламируемые «оздоровительные» методики, которые зачастую являются вредными для конкретного человека.
Наиболее значимой трудностью в деятельности по сохранению и развитию здоровья, является то, что традиционно она рассматривается как работа с отдельными системами (пищеварительной, сердечно - сосудистой, дыхательной), поэтому человек обращается либо к физкультуре, либо к диете, либо к аутотренингу.
Имеет место «нулевой» уровень здоровья. Он характерен для людей живущих по принципам: «Живем один раз», «Надо брать от жизни все». А это в современном обществе ведет к ухудшению здоровья.
В качестве сопутствующих профессионально значимых факторов риска для здоровья учителей следует назвать:
1. сильную загруженность по основному месту работы.
2. необходимость заполнения и корректировки больших объемов учебной и методической документации.
3. зачастую сложный психологический климат в коллективе.
4. долгое нахождение в позе «стоя».
5. большую нагрузку на голосовые связки.
6. психологическую неудовлетворенность.
По частоте нарушений здоровья профессия учителя исследователями относится к группе риска. С увеличением стажа работы происходит значительное снижение здоровья учителей.
Среди заболеваний преобладают:
1. Сердечно — сосудистые.
2. Желудочно – кишечные.
3. Нарушение опорно-двигательного аппарата.
У учителей эмоциональная устойчивость наблюдается в течение первых 10-15 лет работы. Затем меняется на противоположную. Для учителей со стажем работы 20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей до уровня неврозов.
Предлагаем читателям журнала анкету по оценке своего образа жизни (подсчитывается в баллах):
1. Питание (регулярность)
Регулярно 1 2 3 4 5б.
Нерегулярно 6 7 8 910б.
2. Питание (качество)
Полноценное 1 2 3 4 5б.
Неполноценное 6 7 8 910б.
3. Питание (жидкости)
Норма 1 2 3 4 5б.
Отклонения 6 7 8 9 10б.
4. Сон
Полноценный 1 2 3 4 5 6б.
Неполноценный 7 8 9 10б.
5. Двигательная активность
Достаточная 1 2 3 4 5б.
Недостаточная 6 7 8 9 10б.
6. Закаливание
Регулярное 1 2 3 4 5 6 7б.
Не закаливаюсь 8 9 10б.
7. Жилищные условия
Хорошие 1 2 3 4 5б.
Плохие 6 7 8 9 10б.
8. Взаимоотношения в семье
Хорошие 1 2 3 4б.
9. Работа
Удовлетворяет 1 2 3 4 5б.
Не удовлетворяет 6 7 8 9 10б.
10. Профессиональная нагрузка
Адекватная 1 2 3 4 5 6б.
Неадекватная 7 8 9 10б.
11. Взаимоотношения с коллегами
Хорошие 1 2 3б.
Плохие 4 5 6 7 8 9 10б.
12. Курение
Никогда 1 2 3б.
Постоянно 4 5 6 7 8 9 10б.
13. Употребление алкоголя
Никогда 1 2 3б.
Постоянно 4 5 6 7 8 9 10б.
14. Употребление успокаивающих препаратов
Редко 1 2 3б.
Часто 4 5 6 7 8 9 10б.
15. Употребление кофе, чая
Редко 1 2 3 4 5б.
Часто 6 7 8 9 10б.
16. Досуг
Наличие 1 2 3 4 5б.
Отсутствие 6 7 8 9 10б.
17. Хобби
Наличие 1 2 3 4 5б.
Отсутствие 6 7 8 9 10б.
Для подсчета баллов требуется обвести кружком нужный балл.
В результате суммирования баллов по всем направления определить образ жизни:
отличный 0-50б,
хороший 51-90б,
удовлетворительный 91-130б,
неудовлетворительный 131-170б.
Анкета рекомендована М.А. Резниковым и В.В. Вершининой, сотрудниками кафедры валеологии СПб АППО и апробирована педагогами ГОУ лицея № 101 Выборгского района СПб в результате исследования по здоровому образу жизни.
Тому, кто захочет не только укрепить, но и развить свое здоровье, следует помнить, что в конечном итоге результатом должны стать личная оздоровительная программа, создавать, выполнять и развивать которую предстоит всему коллективу образовательного учреждения.
Поделиться: