Поиск по сайту

Инклюзия в частном детском саду «РОСТ»


Авторcтво: Климакина Ирина Григорьевна, генеральный директор НОУ «РОСТ»


Насколько готово общество честно и открыто признать, что среди нас есть инвалиды?

Сложный вопрос. Но, тем не менее, нужно отметить, что государство стало уделять много внимания проблемам взаимодействия общества и «особых» детей.

Частные образовательные учреждения быстро реагируют на любой запрос общества. Считая, что абсолютно каждый ребенок независимо от пола, расы и от уровня способностей имеет право на получение качественного образования, в 2006 году мы открыли новое структурное подразделение - Центр интегрированного обучения. Принимая решение об открытии нового подразделения, мы учитывали особенности нашей образовательной программы. Детские сады РОСТ работают по образовательной программе «Сообщество», в которой есть раздел «Включение детей с особыми потребностями в обычные дошкольные образовательные учреждения и школы».

Программа была создана в апреле 1994г., разработчиками программы является Центр развития ребенка Джорджтаунского университета, коллектив дошкольного проекта Сороса, г. Вашингтон, США, ее международное название «Step by step». В России эта программа появилась в 1998 г. и получила название «Сообщество», реализуется в 34 регионах Российской Федерации.

Особенностью программы является то, что она опирается на исследования и труды известнейших психологов Выготского и Пиаже и учитывает особенности развития и формирования психики и основных психических процессов во всех возрастах. А обучение по этой программе предполагает учет индивидуальных особенностей развития и формирования личности каждого отдельного ребенка.

Почему именно программа «Сообщество» дает широкую возможность интеграции детей в обычные учреждения?

· изучение семьи ребенка. Его родители в программе являются активными

участниками образовательного процесса. Изучению и включению в образовательный процесс семьи уделяется очень большое значение. Родители и педагоги – партнеры!

· основа обучения - индивидуализация, каждый ребенок рассматривается как уникальный и неповторимый. Образовательный процесс планируется с учетом индивидуальных особенностей, стиля обучения и типа интеллекта ребенка.

· специалисты подходят комплексно к обучению ребенка, принимая во внимание социальное, когнитивное и физическое развитие ребенка.

· основа основ - обучение сообща: дети лучше всего учатся друг у друга, т.е. педагоги создают возможность взаимодействия в парах и группах.

· педагоги постоянно повышают свою квалификацию, пробуя, экспериментируя, используя новые формы работы.

Какие средства используют педагоги для того, чтобы воплотить в жизнь нашего сада индивидуализацию образовательного процесса?

В течение месяца после поступления ребёнка в детский сад воспитатели и специалисты заполняют журнал наблюдения и развития ребёнка. Подобная диагностика проходит 3 раза в год: начальная, промежуточная и итоговая в конце учебного года. Для диагностики мы используем метод наблюдения.

Цель данной диагностики – получение информации о социальном и эмоциональном развитии ребенка, развитии речи, когнитивном развитии, о сформированных базовых знаниях и представлениях, креативном развитии и физическом развитии ребенка, а также о состоянии здоровья.

Вся эта информация о ребенке необходима воспитателям для составления плана развития каждого воспитанника и позволяет так организовать жизнедеятельность в группе, чтобы потребности ребёнка были, как можно лучше удовлетворены

Кроме наблюдений на каждого воспитанника мы собираем портфолио. Это коллекции работ, которые ребёнок выполнил в течение некоторого времени (рисунки, поделки, рабочие листы, тетради и т.д.). С детьми обязательно проводим беседы и интервью.

Результаты наблюдения педагоги обсуждают с родителями, коллегами, специалистами. По итогам промежуточной диагностики родителям предоставляем листы достижений ребенка.

На основе полученных результатов обо всех детях в группе, воспитатели составляют сводную карту группы, где для каждого ребенка определено направление дальнейшего развития.

Центры активности

или

как организован образовательный процесс?

Многие теоретики считают, что игра для ребенка – это его работа. В раннем возрасте игра – это познание, а познание – это игра. Эти два процесса нельзя разделить. Поддерживая игру детей, взрослые помогают естественному развитию их навыков и способностей.

Программа «Сообщество» использует игру, как основу учебно-воспитательного процесса. Для этого в пространстве групповых комнат организованы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности и исследований. Центры активности открыты всегда! Дети сами решают в течение дня, в каком центре они будут играть, что будут делать, и какие материалы им нужны.

Основные центры:

Искусство

Строительство

Кулинария

Драматизация

Литература

Математика

Музыка

Песок и вода

Естествознание

Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств.

Как построено образовательное занятие?

Представьте любое занятие, которое проходит в детском саду. Форма проведения такого занятия может быть различной, но, как правило, это фронтальное занятие по какой-то определенной теме со всеми детьми группы или подгруппами. В программе «Сообщество» образовательное занятие проходит также в центрах активности. Мы используем форму группового сбора «круг друзей» Все дети собираются на ковре вместе с воспитателями, где происходит представление тех центров, которые сегодня будут открыты. Воспитатели в игровой форме представляют центры, рассказывают о задачах стоящих перед детьми. Как правило, количество центров активности определяет возраст детей. Например, в группе младшего возраста это будет только 2 центра активности, а в подготовительной группе может быть 7-8 и даже 11 центров. Количество зависит и от сложности материала, представленного в центрах. Если идет изучение нового материала, то детей в центрах активности сопровождают воспитатели обязательно. В наших детских садах работают с детьми 2 воспитателя одновременно. В проведении занятия участвует и младший воспитатель. В центрах, в которых предложен знакомый материал, дети работают самостоятельно. Если материал для изучения несложен и ребенок может справиться самостоятельно, то педагоги предлагают операционные карты, по которым ребенок выполняет задание. Грамотно подобранный материал обеспечивает самостоятельность детей. Хотим обратить внимание на то, что материалы воспитатели готовят 3 уровней сложности: простой, средней сложности и высокого уровня сложности, ориентируясь на уровень развития ребенка. Это позволяет использовать индивидуализацию и работать с детьми с особыми образовательными потребностями.

Взрослые дети самостоятельно меняют центры, и после работы в центрах активности проходит еще один групповой сбор, на котором подводят итоги работы и каждый ребенок рассказывает о своих достижениях: что у него получилось, что понравилось, показывает свои работы, а чего он не успел завершить. Тем самым, воспитатель может запланировать работу с этим ребенком во второй половине дня.

Инклюзия в РОСТе. Результаты работы.

В практике нашего детского сада с 2006 года и по настоящее время осуществляется работа с детьми с особыми образовательными потребностями.

В частных садах РОСТ ежегодно воспитывается 90 - 100 детей дошкольного возраста. В течение нескольких лет РОСТ предоставляет возможность посещения детского сада детям с различными проблемами в здоровье, такими как: целиакия (2,5 % детей), дети-аллергики (17.5% детей), с неврологическими заболеваниями (12,5 % детей), с эпилепсией (2,5 % детей), с нарушениями слуха (2,5 % детей), с заболеваниями позвоночника, нарушением осанки, плоскостопием (7,5 % детей). То есть, 45% детей от общего количества имеют проблемы со здоровьем.

Для всех этих детей персонал детского сада РОСТ строго соблюдает индивидуальный подход в медицинском сопровождении, организуя целый ряд профилактических и оздоровительных мероприятий.

Учитывая возможности нашей образовательной программы, мы готовы осуществлять интеграцию детей с особенностями развития в группы детского сада, так как создаваемая в наших группах эмоциональная и физическая среда лучше всего способствует инклюзии.

Для детей с ограниченными возможностями программа «Сообщество» даёт возможность наблюдать и имитировать модели поведения детей, развивающихся в норме, а также взаимодействовать с ними. Другими словами, дети с особыми образовательными потребностями могут развивать социальные навыки так, как это происходит у большинства детей – через непосредственный опыт, полностью реализуя свой потенциал.

Предлагаем Вашему вниманию результаты работы на примере двух детей.

В детском саду «РОСТ» проходит работа по реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Девочка пришла после операции в апреле 2009 года в возрасте 3-х лет. Но развитие соответствовало 1 году 6 мес. Речь отсутствовала полностью, общение строилось при помощи мимики и жестов.

Ребенок был малоэмоционален. Она не умела проявлять эмоции, иногда вела себя очень агрессивно, что проявлялось в качестве самозащиты, так как не знала и не умела по-другому общаться с окружающими. Круг социальных контактов ограничивался только мамой. Опыта общения с детьми и другими взрослыми не было.

Чуть позже речь стала проявляться, но только при сильных эмоциональных всплесках. Не умея говорить, она очень хорошо рисовала.

За время коррекционной работы на занятиях со специалистами и педагогами в группе наблюдается прогрессирующая динамика. Сейчас ей 4 года 6мес., она стала легко общаться со сверстниками при помощи речи, употреблять фразы и простые предложения. Активно участвует во всех видах деятельности. Изменилась она и по характеру. Теперь она отличается отзывчивостью, открытостью, свободно принимает участие в сюжетно-ролевых играх, любит музыкальные занятия и изобразительную деятельность. По характеру сильная личность и в друзья выбирает таких же детей. Добиться таких результатов нам помогли знания специальной педагогики. В своей работе мы использовали утрированное произнесение слов, обязательно подкрепляли наглядностью. Формирование речи также происходило через движения и эмоциональные жесты. Звучащие игрушки использовались как способ формирования чувства такта и ритма. На данный момент ребенок проявляет огромное стремление овладеть большим количеством новых знаний и в некоторых аспектах развития уже опережает своих сверстников. Она - наша звездочка, талант, наше открытие.

Также наши детские сады посещают дети с проблемами в здоровье, такими как целиакия. Это серьезное заболевание, которое отражается на психическом развитии детей. В 2009 году к нам пришел мальчик в возрасте 2,6 года с диагнозом целиакия. Для таких детей характерно нарушение волевой сферы и отвлеченность, наблюдается зависимость эмоционально-волевой сферы от введения новых продуктов в питание. За время пребывания в детском саду педагоги выявили сильные стороны ребенка, на которые могли опираться при работе с ним. Он увлекается музыкой, любит петь, играть на музыкальных инструментах, а также у него отмечается очень хорошая память. Ребенок лучше воспринимает информацию индивидуально. Учитывая все эти факторы, педагоги и планируют свою работу с этим ребенком, что дает положительные результаты.

Практикуя включение детей с особыми образовательными потребностями в школьную жизнь, мы стремимся раскрыть потенциал каждого ребёнка. Дети без специфических проблем в развитии также получают пользу от инклюзивного обучения. У них появляется понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, они учатся лучше принимать различия, узнают, что все люди при определенной помощи извне могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха.

Поделиться: