Авторcтво: Плахина Елена Владимировна, воспитатель; Драчева Лариса Евгеньевна, воспитатель ГДОУ № 76 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга |
Мы работаем в коррекционном детском саду. Нашу группу посещают дети со сложной структурой дефекта в возрасте от четырех до семи лет с различными формами умственных и двигательных нарушений.
Дети со сложной структурой дефекта (ССД), так же как и нормально развивающиеся сверстники, любят играть, но развитие их игровой деятельности требует специального обучения в силу недоразвитости познавательной сферы. Низкий уровень познавательной активности усугубляется нарушениями двигательных функций, имеющих в своей основе нарушения ЦНС. Ладони ребенка всегда сжаты в кулаки из-за спастики, он не готов обследовать окружающие предметы. Также, в связи с двигательными нарушениями, нарушены пространственные представления, зрительно-моторная координация, сильно ограничено поле зрения. В результате сенсорной депривации ребенок становится пассивным, у него наблюдаются частые депрессии, нарушения сна, аппетита, соматические заболевания. Такие дети, даже в старшем дошкольном возрасте, не способны самостоятельно развивать сюжет игры, для них представляет трудность принять познавательную задачу. Без сопровождения взрослого процесс игры просто невозможно осуществить до конца, так как волевые регулировки детей тоже недостаточно развиты. Здесь ребенку не просто нужна помощь, но и эмоциональная поддержка, так как ребенок еще должен захотеть принять помощь от другого человека.
Учитывая, что самой важной и самой сложной задачей нашего детского сада является социальная адаптация детей со сложной структурой дефекта, надо отметить, что игра – самый эффективный метод социализации детей. В игре они сначала на уровне игрового общения начинают разговаривать друг с другом, со взрослыми. Проблема речевого общения очень важна для детей с ССД. Игра «заставляет» их идти на общение с окружающими, расширяя, таким образом, зону ближайшего развития. Дети получают представления об отношениях людей, элементарные знания о некоторых профессиях, с представителями которых им придется в жизни встречаться. Игра, зачастую, дает детям образец поведения в обществе, а расширение круга общения ребенка в процессе игры дает возможность формировать элементарное социальное поведение.
Для детей ССД важно как развитие непосредственно игровой деятельности, так и использования игр в их когнитивном и социальном развитии.
Каждый ребенок индивидуален, особенно дети нашей группы, где индивидуальны и нарушения в развитии. Поэтому технологии и условия должны быть достаточно разнообразны, чтобы воспитатель мог подобрать метод к конкретному ребенку.
В своей работе с детьми нашей группы мы используем различные методы и технологии для лучшего усвоения детьми материала. К таким методам относятся Монтессори-терапия, песочная терапия, дидактические и адаптированные развивающие игры и многое другое. Вся эта деятельность помогает подвести ребенка к миру сказок, к театрализованной деятельности.
Театрализованным играм принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка. Фантастический мир сказки, мир театра всегда наполнен тайнами, чудесами и волшебством – дети с радостью погружаются в воображаемый, нереальный мир и активно в нем действуют.
Внутренний мир ребенка воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, он находит выход из трудных ситуаций.
Театрализованные игры и упражнения развивают моторику, способствуют улучшению ЗМК, звуковому сосредоточению, развитию речи, они окрашивают воображение, мышление, память различными эмоциями, одни из которых поднимают настроение, помогают мобилизовать все силы организма для активного восприятия любой информации. Другие же не дают простора фантазии, ухудшают запоминание, создают напряженность и подавленность и это не дает возможности ребенку адекватно воспринимать окружающий мир.
Театрализованная игра, как вид игровой деятельности, является наиболее доступным видом творчества и создает благоприятные условия для психофизического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
В процессе театрализованной игры в детях развивается их творческое начало, активизируется и совершенствуется словарный запас, развивается моторика рук и так далее. Участие в театрализованной игре доставляет детям радость, увлекает их и вызывает активный интерес. И, что немаловажно, эта деятельность помогает нам, педагогам, взаимодействовать с семьями воспитанников.
Многие родители, имеющие детей с ССД, настороженно воспринимают детский сад, не до конца ему доверяют. С самого начала работы перед нами встает задача – разрушить барьер между детским садом и семьей.
Часто, особенно на начальном этапе, мы советуемся с родителями, как поступить в той или иной ситуации, ведь родители лучше нас знают, как ребенок может проявить себя. Такая позиция воспитателя вызывает доверие и признание родителей. В дальнейшем, по мере того, как мы узнаем ребенка и семью, укрепляется сотрудничество и вырабатывается общая педагогическая тактика в работе с ребенком.
Мы рады поделиться с родителями опытом работы и показать им открытые занятия, игры, праздники, выставки детских работ (рисунков, поделок), показать оформление информационных бюллетеней групп, технологические фотоальбомы, рассказывающие об используемых в учреждении технологиях, мероприятиях, проводимых с детьми и о совместной деятельности детей и родителей в детском саду.
Мы стремимся приобщить родителей к жизни детей в детском саду. Эта форма работы включает в себя всевозможные совместные с родителями мероприятия, организованные для детей. Для родителей в детском саду постоянно проводятся консультации специалистов, семинары-практикумы, мастер-классы по изготовлению реквизита для театрализованной деятельности.Родители охотно выполняют наши рекомендации, участвуют в театрализованных постановках для детей, оформляют театрализованный уголок, изготовливают необходимые панно и пособия.
Такое взаимодействие с семьей значительно улучшает качество воспитательно-образовательной работы, так как работа с детьми была бы сложна без взаимодействия с родителями.
Используемая литература:
- Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Е.В. Загребнева, А.П. Зарин. Театрализованные игры и занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001г.
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнееа, Т.М. Грабенко. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
- О.В. Закревская. Развивайся, малыш.
- И.С. Погудкина. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет. Сборник игр и упражнений.
- М.Г. Сорокова. М.Монтессори. Теория и практика. Москва АКАДЕМИЯ 2003г.
Поделиться: