Поиск по сайту

Логоритмика как часть оздоровительного и коррекционного воздействия на детей с речевой патологией


Авторcтво: Румш Ирина Николаевна, учитель-логопед; Грабарь Лариса Леонидовна, музыкальный руководитель ГДОУ № 65 Выборгского района Санкт-Петербурга


В последние годы отмечается значительный рост количества детей с разного рода психофизиологическими нарушениями. По статистическим данным, только 10% новорожденных появ­ляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии разви­тия, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отста­вание в развитии. Дети с нарушениями речи, составляющие контингент логопе­дических групп дошкольных образовательных учреждений, пред­ставляют собой сложную и разнородную группу, как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Практика показывает, что в настоящее время наиболее распространенной тяжелой речевой патологией у дошкольников является – общее недоразвитие речи. Тяжесть этого дефекта определяется тем, что помимо недостаточной сформированности всех языковых структур (звукопроизношения, фонематических функций, лексики, грамматики, связной речи), он включает в себя и сопутствующие нарушения других психических и моторных функций (восприятия, внимания, памяти, общей, мелкой и артикуляционной моторики и других). При благо­приятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. От того, насколько эффективно проводит­ся работа в логопедической группе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Поэтому, при организации комплексного коррекционного и оздоровительного воздействия на ребенка в целом, в систему работы нашего детского сада были включены логоритмические занятия.

Логопедическая ритмика — одно из средств развития и совер­шенствования моторики и речи дошкольников с речевыми наруше­ниями. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.

Логопедическая ритмика, является составным звеном лечебной ритмики и, соответственно, частью кинезитерапии, полем деятельности которой, в свою очередь, является применение различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций в лечебно-коррекционных целях.

Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик.

Объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных функций детей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Целью — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Основополагающий принцип проведения занятий — взаи­мосвязь речи, музыки и движения. Музыка используется для упорядоче­ния темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Авторы представляют один из конспектов логоритмического занятия для детей логопедической подготовительной к школе группы.

ВЕСНА В ПЕТЕРБУРГЕ

ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по лексическим темам: «Петербург», «Весна».

ЗАДАЧИ:

1. Развитие мелкой и общей моторики, речевого дыхания, орального праксиса;

2. Воспитание правильной осанки, походки, грации движений;

3. Развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;

4. Развитие чувства темпа и ритма движения и речи;

5. Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти; Произвольного внимания, концентрации и переключаемости внимания;

6. Развитие фонематических представлений. Работа над слоговой структурой слова;

7. Закрепление умения различать разный характер музыки и передавать его в движении и пении;

8. Развитие звуковысотного слуха;

9. Развитие навыков коммуникации, самоорганизации и контроля;

10. Воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины с видами Петербурга, предметные картинки, предметы-заместители, карточки со словами, карандаши, аудиокассеты с записями композиции Л.Кустовой, музыкой П.Мориа.

ru1.jpg

ru2.jpg

ru3.jpg

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети свободно входят в зал. Повторяют за музыкальным руководителем музыкальное приветствие. Садятся на стулья полукругом.

Логопед: - Прочитайте слова на карточках, отхлопайте количество слогов с выделением ударного слога более громким хлопком (индивидуально). Слова – солнышко, капель, скворушка и т.д. Когда это бывает? Отгадайте это слово по первым звукам других слов (предметные картинки). Дети составляют слово ВЕСНА.

Музыкальный руководитель: - Послушайте звуки весны, назовите их ? (За ширмой педагог производит действия, имитирующие капель, пение птиц, кукушки, журчание ручья).

- Весна пришла к нам в город. В каком городе мы живем?

Дети поют любую песню о Петербурге по выбору музыкального руководителя.

Логопед: До чего красив, до чего хорош,

Город родной, в котором живешь.

Приглашаем вас на прогулку по центру нашего города:

Муз.А – ходьба парами; (Марш двух частной формы по выбору)

Муз.Б – ходьба врассыпную.

Музыкальный руководитель: Игра «Слова на ладошках» (Муз. Е. Попляновой): Дети встают в полукруг и поют вместе с музыкальным руководителем, сопровождая пение движениями:

«Мы найдем слова везде: разводят руки в стороны

И на небе и в воде, поднимают и опускают руки

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого? мимика удивления

Ну, тогда играем в слово».

Каждый ребенок пропевает свое слово или словосочетание (название памятников архитектуры Петербурга). Остальные дети повторяют за ним.

Композиция Л.Кустовой «По городу»:

Логопед: Прекрасна неба синева и главная река – Нева.

Над водою чайки вьются, о граниты волны бьются.

Муз.А – дети бегут вперед, поднимая руки вверх, отбегают назад, опуская руки вниз.

Муз.Б- изображают ладонями летящих птиц.

- Над Невой висят мосты,

Встретимся там я и ты.

По сигналу «Мост» дети находят себе пару, соединяют напряженные руки, затем опускают расслабленные руки вниз и под музыку бегут врассыпную.

- А если город праздник отмечает,

То в небе ярко засверкают

Тысячи цветных огней – салют.

Дети выполняют полуприседание с хлопком перед собой и опускают руки через стороны вниз; затем поочередно сжимают и разжимают кулачки.

- Салютом отмечают 9 мая большой праздник - День Победы. В нашем городе есть красивый парк, названный парком Победы. Приглашаю вас туда на прогулку. Отгадайте, на чем мы поедем в парк?

- Оно в любое время года и в любую непогоду, Очень быстро в час любой провезет вас под землей. (Метро)

Музыкальный руководитель: Игра «Метро». (Сб. «Музыка и движение для подготовительной группы»)

Логопед: Вот мы и в парке. Дети встают врассыпную и произносят на выдохе:

«Какой свежий воздух…»

«Какой свежий весенний воздух…»

«Какой свежий весенний воздух в парке…»

- Поглядим вокруг : посмотрим вверх, вниз, влево, вправо (гимнастика для глаз).

Дети выполняют движения.

- Как ярко светит солнце.

Дети поднимают голову, зажмуривают правый, левый глаз.

- Какое солнце весной?

Подбирают слова-признаки.

- Поиграем с солнечными лучами.

Круговые вращения правой, левой рукой; перекат с ноги на ногу; хлопки в ритме музыки. («Экосез» муз. Шуберта)

- Посмотрите, какие большие деревья растут в парке: ели, дубы, березы, ивы (дети изображают деревья). А вот и тополь:

На могучем тополе полусогнутые руки подняты

Дружно почки лопнули. вверх, раскрывают кулачки.

А из каждой почки поочередно показывают

Вылезли листочки. раскрытые ладони

Развернули трубочки, раскрывают кисти, параллельно

Распушили юбочки, полу

Оглянулись, улыбнулись оглядываются, улыбаются

И сказали: «Мы проснулись»

- Вдруг подул легкий теплый весенний ветерок. Поднимают руки вверх и шевелят пальцами. Налетел сильный, холодный ветер. Производят наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками. Затем дети выполняют движения в соответствии музыкальными фразами. (Упр. «Ветерок-ветер» муз. Л.Бетховена)

- Ветер нагнал темные дождевые тучи. Дети хмурятся.

- Закапал дождь. Повторим песенку дождя. Повторяют ритмический рисунок за педагогом карандашами по табуреткам (индивидуально).

Капля раз, капля два. Поочередно соединяют пальцы рук

Очень медленно сперва, с большим пальцем в ритме стиха.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

ru5.jpg

Мы зонты свои раскрыли, Вытягивают руки над головой,

От дождя себя укрыли. Кладут ладонь на ладонь.

Бег под «зонтиками» врассыпную.

ru6.jpg

Затем это упражнение повторяют под музыку. (Упр. «Дождик» муз. Н.Любарского).

Музыкальный руководитель: дождик закончился, поиграем на лужайке. (Подвижная музыкальная игра по выбору).

Логопед: Пора возвращаться в детский сад. Вспомните, где мы сегодня гуляли, что интересного видели? Дети отвечают полными предложениями.

- В детский сад мы поедем на автобусе, усаживайтесь поудобнее (поза «кучера»), закрывайте глаза, отдыхайте.

Релаксация: Звучит музыка П.Мориа.

Литература

1. Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СП-б, 2005

2.Г.А.Волкова. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий) – СП-б, 1997

3. А.В.Никитина. 33 лексические темы. Для детей 6-7 лет. СП-б. 2008.

4. Г.Ф.Садретдинова, М.В.Смирнова. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающими недоразвитием речи. СП-б 1997.

5. Сб. Е.Попляновой. А мы на уроке играем.

6. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.Просвещение 1991.

7. Музыка и движение. 6-7 лет. М.Просвещение 1984.

Поделиться: