Авторcтво: Морозова Вера Юрьевна |
Изменения в системе образования, происходящие и проектируемые, неизбежно вызывают изменения в управлении образованием.
Переход к новой управленческой стратегии предполагает создание иной информационной базы принятия решений всеми субъектами процесса управления школой.
Как отмечал О.Е. Лебедев [5], на протяжении последних десятилетий информационной базой принятия решений на уровне школы была информация о должном – о требованиях к деятельности школы, о поставленных перед системой образования задачах и т.п. Степень регламентации деятельности школы постоянно повышалась. Широко были распространены требования к уроку, планированию работы как школы, так и учителей, внутришкольному контролю, к организации внеурочной работы, срокам прохождения курсов повышения квалификации. Требования зачастую носили рекомендательный характер, но на практике были обязательными для исполнения при любых условиях. В основе требований лежало представление о том, какой должна быть школа и учитель на данном этапе развития общества.
В результате «широкое распространение получили имитация должных результатов и имитация требуемых мероприятий» [5, с.16]. В первом случае это выражалось в откровенном завышении процента успеваемости учащихся, во втором – в создании различных отчетных документов, иногда описывающих «виртуальные», т.е. никогда не проводимые мероприятия, с целью предъявления этих отчетов при многочисленных проверках работы школы и учителей. В сложившейся ситуации необходимости в принятии управленческих решений, которые имели бы стратегический характер, практически не было. «Из всех компонентов управленческой деятельности на первый план вышел контроль, формы и методы которого были весьма детально разработаны» [5, с. 17.].
В современной ситуации необходимость в имитационной деятельности практически отпадает. Появляется потребность в реальном решении управленческих задач, которые входят в сферу компетенции образовательного учреждения. Назрела необходимость организации мониторинга деятельности образовательного учреждения, направленного на достижение нового качества образования. Организация и проведение Единого Государственного экзамена (ЕГЭ) один из первых шагов в этом направлении.
Идея организации информационной поддержки (ИП) принятия решений первоначально относилась исключительно к управленческим решениям [1,3]. Но в период резкого увеличения объемов перерабатываемой человеком информации эта идея распространилась и на процессы принятия решения людьми, не являющимися управленцами высшего звена.
Необходимость организации информационной поддержки на региональном уровне решается путем создания информационных порталов ЕГЭ. Но эту работу необходимо грамотно вести и «на местах» - в школах. От того, как будет организована данная работа, зависит во многом качество работы школы в целом.
Возможности современных технических средств могут сильно влиять на структуру и состав систем информационной поддержки решений. Ф.Х. Азизов и В.Н. Мальцев выделяют в ней следующие блоки [1]: ЭВМ и сети; информационную базу; программные средства работы с базами данных; персонал поддержки; вспомогательный и обслуживающий персонал.
Информационная поддержка организации ЕГЭ в своем составе должна содержать как технические компоненты, так и организационную и информационную деятельность школьной администрации и может быть представлена следующим образом:
Безусловно, на первом месте в организации ИП ЕГЭ в школе находятся персональные компьютеры, сети (Интернет, школьные информационные сети) и прочие технические средства (сканеры, принтеры, диски и др.). Это происходит потому, что с помощью сетей Интернет и школьных информационных сетей можно найти информацию по интересующей проблеме, установить контакты с единомышленниками, организовать общение и обмен опытом. Благодаря этому «техническому» компоненту системы учителя имеют возможность получать по электронной почте информацию о новых проблемных курсах, семинарах по организации ЕГЭ, о новых нормативных документах и методических пособиях. В сети проводится обмен методическими материалами по подготовке учащихся к экзамену, организуются дискуссии по самым разным вопросам.
Как показывают исследования [2], учителя из всех форм информационного сопровождения ЕГЭ особо выделяют профессиональное общение, возможность обмена опытом, обсуждения своих и чужих идей и наработок. Сетевые методические объединения не имеют территориальных границ, поэтому учитель-предметник получает возможность обратиться к своим коллегам и к сетевому методисту с любым вопросом по электронной почте в удобное для себя время.
Постоянная оперативная связь учителей-предметников с коллегами и методистом помогает складываться профессиональному сетевому сообществу педагогов, а также позволяет открыто решать многие профессиональные вопросы. Методические находки и наработки каждого учителя становятся общим достоянием всех преподавателей, оперативно получают проверку и апробацию коллег.
Необходимо отметить, для того, чтобы учитель использовал Интернет-технологии для своей работы по организации подготовке к ЕГЭ, он должен уметь: искать информацию в сети, работать с электронной почтой, общаться в реальном режиме времени (on-line), представлять собственную информацию в электронном виде и знать способы ее размещения в сети. Таким образом, формирование информационных умений учителя должно быть обязательным компонентом системы повышения квалификации, переподготовки учителей, а учитель должен понимать необходимость их использования в реальной школьной практике.
Не менее важную роль организации ИП ЕГЭ играет создание информационных центров в образовательных учреждениях. Основными задачами функционирования информационного центра являются задачи организации, перераспределения и управления информационными потоками как внутри учреждения, так и за его пределами. В этих центрах формируется информационная база ЕГЭ (часть которой может быть структурирована и организована на основе концепции компьютерных баз данных) и(или) архивов документов. Необходимо отметить, что информационная база должна содержать не только нормативно-правовые документы, которые традиционно вывешиваются на стендах по ЕГЭ. На стендах желательно вывешивать списки учащихся с указанием выбранных ими экзаменов. Это позволит ученикам лишний раз вспомнить о своем выборе. Важно: если они изменили свой выбор, а на стенде не обновленная информация, значит, данная информация «не дошла» до администрации. Желательно, чтобы в школьных кабинетах у учителей были официальные пособия по подготовке к ЕГЭ. Это позволит учащимся выбрать хорошие пособия для самостоятельной работы.
Важную роль в организации ИП ЕГЭ играет наличие в образовательном учреждении программных средств работы с тестами ЕГЭ. В организации данной работы возрастает роль заместителя директора по школьной информационной сети, одной из задач которого является организация работы компьютерных классов, чтобы учащиеся могли проходить тренировочные тестирования по всем предметам, сдаваемых в форме ЕГЭ.
Особую роль в организации ИП ЕГЭ играет персонал поддержки, включающий лиц из окружения руководства, работников органов образования, которые занимаются организацией ЕГЭ в школе, в районе. Это «человеческий» элемент системы, обладающий своей «естественной» памятью и интеллектом, пониманием возникающих проблем, умением пополнять информационную базу и архив документов и формулировать к ним нужные запросы, оценивать результаты информационного поиска, формировать итоговые документы поддержки организации экзамена. Очень важно, чтобы все учащиеся выпускных классов знали ответственного за организацию ЕГЭ в школе (и это не обязательно зам по УВР). К нему они должны обращаться в случае каких-либо изменений или за ответами на интересующие их вопросы, связанные с организацией экзаменов в формате ЕГЭ в школе.
Выводы: 1. Изменения в системе образования неизбежно вызывают изменения в управлении образованием, в том числе в организации итоговой аттестации учащихся в формате ЕГЭ.
2. На данном этапе модернизации образования назрела необходимость в организации информационной поддержки организации ЕГЭ в школе, главной целью которой является предоставление учителям, учащимся и их родителям полной и достоверной информации об организации и проведении ЕГЭ.
3. Данная статья – это только приглашение к разговору на данную тему. Нам всем еще предстоит многому научиться. И делать все надо сообща, перенимая удачный опыт друг друга.
Литература
Азизов Ф.Х., Мальцев В.Н. Поддержка управленческих решений. – М.: ИРДАШ, 1994. – 128 с.
Акулова О.В. и др. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 290 с.
Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник.
Кричевский В.Ю.. Многогранность управления. // Управление современной школой (размышления руководителя). / Под ред. В.Ю. Кричевского. / Сост. Л.Б. Стуканова, Л.Ю. Гладышева. – СПб.: СПБГУПМ, 1997. – 204 с.
Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. – СПб: СПбАППО, 2006. – 96 с.
Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб.: КАРО, 2003. – 384 с.
Эффективное управление школой в современных условиях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 272 с.
Поделиться: