Поиск по сайту

«Круговорот воды в природе». Образовательная область «Познание», методическая разработка.


Авторcтво: Игнатьева Наталья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №128 Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация: Очевидно, что важно не только сформировать у дошкольника первичные знания об окружающем мире, но и заложить основы понимания необходимости таких отдельных природных явлений как вода. Ведь именно в дошкольном возрасте, дети наиболее восприимчивы и эмпатичны. Экологическое  воспитание дошкольников в наши дни приобретает особое значение. Чтобы научить детей бережно и ответственно относиться к природе, следует прививать им умения и навыки наблюдений, способность замечать и анализировать увиденное, делать умозаключения, необходимо прививать малышам эмоционально- положительное отношение к природе родного края, к окружающему миру. Ведь это формируется через собственный жизненный опыт ребенка.

Ключевые слова: окружающий мир, 

Основная образовательная область: «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Физическое развитие», «Познание».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

                                               Программное содержание:

Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды в жизни человека;

Развивающие: Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Развивать память, связную речь, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес, понимание необходимости беречь и охранять природу.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, физминутка, эксперимент.

Материалы и оборудование: Презентация, проектор, ноутбук. Иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», мнемотаблица. Свеча, холодная вода, лампа, зеркало (стекло).  

                                                Предварительная работа:

Коммуникация: Беседы и рассматривание картин по теме: «Вода и ее состояние»

Чтение художественной литературы: Е.Шемякина «Приключение капельки Каппи», О.Фадеева «Вода».

Физическая культура: Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики, физкультминутки, дыхательных упражнений, точечного массажа, пальчиковой гимнастик.

Взаимодействие с родителями: Чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, заучивание стихотворений, опыты и эксперименты с участием родителей.

                                                          Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение   Н.Рыжовой:

                                                 Вы слыхали о воде?

                                                 Говорят, она везде!

                                                В лужах, в море , в океане

                                                И в водопроводном кране.

                                                Как сосулька- замерзает,

                                                В лес туманом заползает,

                                                На плите у нас кипит,

                                                Паром чайника шипит,

                                                Без нее вам не умыться,

                                                Не наесться, ни напиться!

                                                Смею вам я доложить:

                                                Без воды нам не прожить!

А теперь посмотрим на экран:

                                                           (слайд №2)

                                                            

Воспитатель читает детям загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. – Вода.

- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.

Посмотрите, что у меня в руках? ( воспитатель раскручивает глобус)

Ответы детей.

- Какого цвета больше? Синего.

- А что у нас раскрашено на глобусе синим цветом? Вода.

- На земле вода содержится во многих водоемах.

- Назовите их: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.

Дети рассматривают иллюстрации на тему: «Вода в природе».

- Чем отличается вода в морях и океанах, от воды в озерах, реках, родниках?

Ответы детей: В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, ее можно использовать для питья.

Наш город очень большой, чистой воды ему требуется очень много, поэтому из рек мы берем много воды.

-Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Сегодня утром, когда я шла на работу, одна капелька упала мне на плечо и вот что она мне рассказала.

Посмотрите пожалуйста на экран:

                                                         (слайд № 3)

                                          

Вот какую волшебную историю рассказала мне водяная капелька. Эту историю можно рассказывать целый день, а может и больше. Я расскажу вам лишь одно ее приключение:

                                                  

                                                             ( слайд №4).

                                               

 

Когда то эта капелька путешествовала высоко-высоко, проплывая в небе пушистым облачком.

                                                            ( слайд №5)

                                               

 

Потом облако набухло, потемнело, стало темной тучей и пролилось на землю дождем.

 

                                                         (слайд№6)

                                               

Дождевые капли просачивались в землю между корнями растений, собирались в ручейки.

Эти капельные ручейки стекли в реки, реки несли их в моря, где они терялись среди других капель.

                                                             (слайд №7)

                                               

                                         

Жаркое солнце нагревало поверхность морей, рек и озер, потоки теплого воздуха поднимались вверх, уносили с собой крошечные капельки в виде пара, и высоко в голубом небе эти капельки снова собирались в белые облака, чтобы пролиться на землю теплым дождем, там куда принесет их ветер.

                                                         (слайд №8)

                                              

В холодных странах, капелька успела побывать и красивой снежинкой, и сверкающей крошкой льда, но стоило пригреть солнышку- и она снова отправлялась в свое бесконечное странствие: туча-дождь-ручей-река-море-облако - Все это называется:   КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

                                                          (слайд№9)

                                            

 Давайте еще раз посмотрим путешествие капельки.

      Солнце пригрело озеро, море, и вода стала испаряться и подниматься в небо.

      В небе капельки собираются в тучу, где их становится очень много.

      Высоко в небе туча начала охлаждаться и на землю пролился дождь.

      Дождевые капли просачивались в землю между корнями растений, собирались в ручейки. 

      Эти капельные ручейки стекли в реки, реки несли их в моря, где они терялись среди других капель. Солнце пригревало поверхность воды, и капелька снова начинала свое путешествие.

                                Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

- А сейчас мы все превращаемся в капельки. У меня в руках ленточки.

1-я ленточка желтая - это солнышко, когда оно греет, капельки разбегаются и начинают подниматься в небо, в пушистое облако.

2-я ленточка голубая - это пушистое облачко.

3-я ленточка темно – синяя, - это темная туча. Капельки прижимаются друг к другу, и им становится тесно, и капельки выпадают в виде дождя на землю.

4-я и 5-я ленточки зеленого и коричневого цвета- капельки рассыпаются на траву , землю , деревья, и снова собираются в ручейки.

6-я ленточка синяя - это ручейки, речки и озера, капельки собираются в ручейки, стекаются в ручьи и озера.

                                                     Экспериментирование.

А теперь попробуем с вами посмотреть, как же это происходит.

Зажжем свечку - это будет солнышко. Над солнышком поместить емкость с водой - это будет озеро.

Вода нагревается, и что же мы видим? (вода начала подниматься в виде пара.) Над паром мы опустим зеркало.

Что же мы увидели? ( на зеркале собираются капельки.)

Что произойдет с нашими капельками? (они начнут стекать с зеркала- похоже, что идет дождь).

Мы с вами еще раз посмотрели, как происходит круговорот воды в природе.

А теперь давайте зарисуем это явление в нашей таблице.

                                                           Мнемотаблица.

В центральном квадрате мы нарисуем капельку. В левом, верхнем углу нашей таблицы мы нарисуем круг - это будет озеро. Над капелькой мы нарисуем солнышко, которое греет поверхность озера.

Ребята, наше занятие закончено. Вы все мо-лод-цы!

                                         Список используемой литературы:

1.      Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж.2006.

2.      Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М.,2006.

3.      Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.-М., 2011.

4.      Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.М.,2005.

5.      Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.,2005.

 

 


Поделиться: