Поиск по сайту

Духовная и психологическая безопасность в информационном обществе


Авторcтво: Доронина Светлана Геннадьевна, заведующий, Курочкина Лариса Олеговна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 7 Пушкинского района Санкт-Петербурга


       Повседневная жизнь людей всё более связывается с использованием информационных технологий. Очень трудно представить ее без компьютера, Интернета, планшетов и прочих гаджетов. Ловим себя на мысли, что появляется зависимость от социальных сетей, частой проверки электронной почты, поступающих сообщений. А дальше мы не встречаемся, не общаемся вживую, и все сводится к переписке в Интернете, смайликам и подаркам на страницах социальных сетей. Так уже характерен для дошкольников образ жизни: они первым делом берутся за телефоны, включают компьютерные игры и выходят во всемирную паутину. Так дети становятся зависимыми от Интернета. Сейчас можно увидеть ребенка в транспорте, поликлинике, магазинах, играющего или смотрящего мультфильмы за планшетом. В этом случае стоит «бить тревогу» о безопасности детей в информационном обществе.

       Информационное воздействие становится пультом управления людьми. Использование без контроля информационных технологий зачастую оказывает на детей влияние, травмирующее психику, дает толчок к поведению, вызывающему агрессию, жестокость. От информационной грамотности детей взрослые отстают, не предполагая, какой опасности дети подвергаются. А было бы не плохо поинтересоваться содержанием сайтов, которые посещает ребенок, посмотреть в какие компьютерные игры играет, что слушает и что смотрит. Современная информационная среда, насыщенная вредной для развития детей информацией, начинает приобретать глобальные масштабы. У детей и подростков нет способности фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию не осознавая, что она может быть неправомерной, неэтичной, сомнительной, неподтвержденной, наносящей вред.

       Важнейшей проблемой является негативное воздействие информации на психику ребенка. Дети в современном обществе находятся совсем в другой социальной ситуации развития в равнении с предшественниками. Они живут и развиваются в мире информационных технологий, это «цифровое» поколение и живет оно в веке цифровизации. Зачастую родители малышей чувствуют гордость, что их чадо с малого овладел гаджетами и совершенно точно знает, как найти информацию. Но, к сожалению, не все законные представители отдают отчет, что за этим скрывается огромная опасность, которая закрадывается вглубь психики ребенка и способна нанести вред его развитию. Такие дети взрослеют по-другому, они «живут» информационной средой и в информационной среде, но, конечно, есть риски того, что при таком перенасыщении возможно отставание личностного и мотивационного, волевого развития. Современный ребенок может быть взрослым интеллектуально, а в личностном развитии - все еще ребенком.

       Но ведь при рациональном, дозированном, правильном использовании информации любой источник может оказаться платформой для развития сознания ребенка, так как интернет, включая социальные сети, является в современном обществе механизмом позитивной социализации детей любого возраста, особенно дошкольного. Именно в период детской социализации закладываются важные основы социальной жизни ребенка, формируются и развертываются нравственные представления, мышление, речь, физические и психические способности.

       Информационное пространство, информационное поле, в котором живет и развивается ребенок должно стать питательной средой для его развития и саморазвития на протяжении всей жизни, т. е. тем самым обеспечить процесс его позитивной социализации. Ребенок строит свою личность за счет предлагаемых миром взрослых социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды. Но процесс построения личности ребенка невозможен без решения проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста, без обеспечения условий их защиты от влияния негативной информации. К глубокому разочарованию, приходится осознавать, что проблема информационной безопасности детей до сих пор не решена в полном объеме и вызывает серьезные опасения, связанные с развитием личности ребенка дошкольного возраста.

       Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию. Информационная социализация формирует принципиально новые формы общения между детьми и приводит к возникновению новой психологической реальности и стиранию границ между реальностью и виртуальным миром. Жизнь постепенно перетекает в компьютерную игру, где можно начать сначала, новую жизнь получить оказывается очень просто, и жизнь теряет самоценность. В сфере развития мыслительных процессов наблюдается снижение детской любознательности и возрастание интеллектуальной пассивности вследствие легкой доступности развлекательной информации и значительному снижению доли развивающих видов активной деятельности самих детей. И как подтверждение этому - резкое снижение интереса наших детей к чтению. Недостаток чтения приводит к неразвитости речи; рост агрессии со стороны детей, «буллинги» в детских сообществах свидетельствуют о проблемном характере их развития; недостаточный уровень развития толерантности характерен для значительной части подрастающего поколения. Таким образом социальная ситуация развития современных детей и их психологические особенности свидетельствует о кризисных явлениях детства, обуславливающих необходимость модернизации системы образования, в которой средства массовой информации и коммуникации играют особую роль, создавая контуры и фундамент инновационных форм социализации детей дошкольного возраста.

       Принимая во внимание, что внутри социальной ситуации развития происходит процесс социализации ребенка, важно обеспечить условия безопасности для позитивного протекания данного процесса, создать состояние защищенности от дестабилизирующего воздействия среды, в которой живут и развиваются дети, от негативного влияния информационной продукции на их здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие. Главное право ребенка - это право на его детство, на проживание всех возрастных его периодов. Отдавая становление маленькой жизни компьютеру, мультфильмам, видеоиграм, взрослые подменяют свое личное общение на общение с «железякой».

       Развитие личности ребенка не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания, где огромную роль играет, несомненно, взрослый. Его взаимоотношения с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям. Никакие технические средства не смогут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Мы не можем не принимать во внимание то, что современные дети родились в век информационных технологий, хотим мы или нет, но мы не сможем полностью оградить их от этого. Взрослые, родители должны понимать, что вводить компьютерные игры, обучающие фильмы, мультфильмы надо после того, как дошкольник овладеет в полной мере свойственной ему игровой и творческой деятельностью.

       Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда ребенок готов будет использовать их только по назначению - поиск нужной информации. В информационном обществе существуют угрозы не только психологической, но и духовно-нравственной безопасности. Обеспечение информационной безопасности в сфере духовной жизни имеет целью защиту прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, с сохранением культурного достояния всех народов России, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала.

       К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни относятся:

- достоинство личности, свобода совести (за исключением пропаганды или агитации), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

- свобода массовой информации;

- неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна;

- языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей;

- объекты интеллектуальной собственности.

Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы:

- деформация системы массового информирования;

- ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия;

- возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений;

- неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.

       Деструктивный контент многих подростковых сайтов и чатов с пропагандой наркотиков, детской проституции, суицидов и экстремизма действует разрушительно на мышление юных граждан, его критичность и независимость, на всю духовно-нравственную сферу убеждений, веры и мировоззрение в целом.

       Цифровизация несет не только прямые риски и угрозы безопасному развитию ребенка, но может использоваться как инструмент деструктивного воздействия на сверстников в самом детском сообществе. В силу происходящего глубокого духовно-нравственного помрачения сознания ребенка, подростка, юноши под воздействием IT подобные ценности жизни, нормы морали и нравственности оказываются пустым звуком.

       Формирование информационной среды подрастающего поколения должно предусматривать не только ограничения, но и ориентацию на желательные, лучшие образцы информационной продукции с учетом их развивающего потенциала. В этой связи педагоги и родители должны не только ограничивать и защищать детей от вредной информации, но и ориентировать детей на позитивный контент, т.е. рекомендовать то, что действительно нужно и полезно для детей и является ресурсом их позитивной социализации.

 


Поделиться: