Поиск по сайту

Групповые формы работы в реализации интерактивных образовательных технологий на уроках биологии


Авторcтво: Грек Ирина Юрьевна, учитель МОУ «СОШ «Перспектива» г. Можайск, Московская область


       Согласно целевым ориентирам, представленным в ключевых документах современной образовательной системы, одной из важных задач преподавания является обеспечение качественного практико-ориентированного обучения. В связи с чем, речь идет об увеличении удельного веса практических занятий, реализуемых на основе интерактивных образовательных технологий. Дидактические условия, которые обеспечиваются в формате активного обучения, стимулируют комплексное развитие личностного потенциала обучающихся.
       Необходимость включения групповых форм в урочную систему соответствует идее активного обучения, в рамках которого обучающиеся работают в условиях взаимозависимости, активизации ряда
универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных. За счет коллективной работы и организации коллаборативного взаимодействия происходит углубление знаний, более прочное формирование причинно-следственных связей по предметному материалу. При этом, несмотря на признание значимости внедрения активных технологий обучения для обеспечения компетентностно-ориентированного обучения по предмету «Биология», в практике современного образования в настоящее время не разработано соответствующее дидактическое обеспечение для реализации групповых, интерактивных форм работы.
      Цель исследования: изучить сущность и педагогические условия применения интерактивных образовательных технологий на основе групповых форм работы на уроках биологии.
      Задачи:
 рассмотреть понятие «групповая форма работы», показать преимущества ее применения на
уроке;
 выявить специфику интерактивных образовательных технологий;
 охарактеризовать виды групповых форм работы на уроках биологии.
       Для обеспечения ряда дидактических условий организации учебного процесса необходимо четко понимать сущность урочных и внеурочных форм работы. Под групповой формой работы, согласно трактовке О.М. Филатовой, понимают: способ организации учебной деятельности обучающихся на уроке, наряду с индивидуальной и фронтальной, «с переменными группами детей в количестве от 5 до 7 человек» [5, c. 155]. Такие коллаборации создаются с использованием принципа дифференциации, предварительной диагностики уровня обученности, мотивированности обучающихся, а также на основе образовательных целей учебного процесса.
       На рисунке 1 приведены основные преимущества групповой работы в урочной системе занятий по биологии.

Рис. 1. Преимущества групповых форм работы на уроке биологии [2–6]
       Для педагога существует ряд доводов в пользу использования групповых форм работы на уроках биологии. В частности, это возможность осуществления контроля, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие партнерского взаимодействия и делегирование некоторых обязательств учащимся. Групповые формы работы являются демонстрацией реализации интерактивных образовательных технологий, которые объединяют целый «комплекс разнообразных дидактических приемов» [1, c. 213]. Интерактивные образовательные технологии базируются на принципах создания активной мотивации к мыслительной, исследовательской и практической деятельности в процессе обучения.
       В групповой интерактивной работе актуализируется субъект-субъектный подход на основе сотрудничества всех участников образования, при этом, за счет нестандартных форм работы, обучающиеся максимально вовлечены в учебный процесс. Интерактивные образовательные технологии предполагают организацию практической деятельности учеников, связанную с глубоким осмыслением теории и направленную на синтез нового знания в рамках проблемно-поискового, творческого формата коллаборативной работы. Следует отметить роль диалогового общения внутри учебных групп, когда достижение целей решения учебно-исследовательских задач будет обеспечиваться через мозговой штурм, спор полноправных оппонентов, предлагающих научные факты и данные собствен-
ных исследований и отстаивающих свой взгляд на решение проблемы.
      Таким образом, групповые формы работы как форма реализации интерактивных образовательных технологий, является средством продуктивной совместной деятельности на уроках биологии (обучающихся друг с другом, с учебным материалом, учителя с учениками). Важно отметить, что интерактивность достигается и путем привлечения ИКТ-технологий, массива аудиовизуальной информации как основы для дальнейшей групповой работы.
Возможные групповые формы работы в рамках практического использования интерактивных образовательных технологий на уроках биологии представлены в таблице 1.

Таблица 1
Групповые формы работы в рамках практического использования интерактивных образовательных технологий на уроках биологии


Рассмотренные формы групповой работы в полной мере реализуют принцип интерактивности образовательного процесса на уроках биологии.
      В заключение следует отметить, что к основным факторам успешного применения групповых форм работы на уроках относятся: обеспечение возможности неформальной дискуссии свободного
изложения материала; преобладание удельного веса творческой, учебно-исследовательской деятельности в сравнении с репродуктивными формами урочной работы; наличие групповых заданий и кейсов, которые требуют коллективных усилий.

                                                                                                         Список литературы

1. Базарная Е.Л. Современные образовательные технологии и их роль в организации образовательного процесса в вузе //
Global Science and Innovations IV Conference Proceedings. Editor-in-Chief Emin Atasoy. – 2018. – С. 213–216.
2. Бублий Н.Г. Исследование в действии: «Как групповая работа способствует познавательной активности учащихся на
уроке биологии» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – №2 (49) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-v-deystvii-kak-gruppovaya-rabota-sposobstvuet-poznava...
uchaschihsya-na-uroke-biologii (дата обращения: 06.05.2022).
3. Софронов Р.П. Кейс-технология в обучении биологии в школе / Р.П. Софронов, Л.В. Сидорова // Вестник БГУ. – 2015. –
№15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-v-obuchenii-biologii-v-shkole (дата
обращения: 06.05.2022).
4. Сычева Д.В. Структура кейс-технологии и ее преимущества как метода обучения в современной школе / Д.В. Сычева,
О.В. Хотулева, И.Е. Зыков // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. – Вып. 70. Ч. 3. –
Ялта: РИО ГПА, 2021. – С. 196–199.

Поделиться: