Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Групповые формы работы в реализации интерактивных образовательных технологий на уроках биологии
Согласно целевым ориентирам, представленным в ключевых документах современной образовательной системы, одной из важных задач преподавания является обеспечение качественного практико-ориентированного обучения. В связи с чем, речь идет об увеличении удельного веса практических занятий, реализуемых на основе интерактивных образовательных технологий. Дидактические условия, которые обеспечиваются в формате активного обучения, стимулируют комплексное развитие личностного потенциала обучающихся. Необходимость включения групповых форм в урочную систему соответствует идее активного обучения, в рамках которого обучающиеся работают в условиях взаимозависимости, активизации ряда универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных. За счет коллективной работы и организации коллаборативного взаимодействия происходит углубление знаний, более прочное формирование причинно-следственных связей по предметному материалу. При этом, несмотря на признание значимости внедрения активных технологий обучения для обеспечения компетентностно-ориентированного обучения по предмету «Биология», в практике современного образования в настоящее время не разработано соответствующее дидактическое обеспечение для реализации групповых, интерактивных форм работы. Цель исследования: изучить сущность и педагогические условия применения интерактивных образовательных технологий на основе групповых форм работы на уроках биологии. Задачи: рассмотреть понятие «групповая форма работы», показать преимущества ее применения на уроке; выявить специфику интерактивных образовательных технологий; охарактеризовать виды групповых форм работы на уроках биологии. Для обеспечения ряда дидактических условий организации учебного процесса необходимо четко понимать сущность урочных и внеурочных форм работы. Под групповой формой работы, согласно трактовке О.М. Филатовой, понимают: способ организации учебной деятельности обучающихся на уроке, наряду с индивидуальной и фронтальной, «с переменными группами детей в количестве от 5 до 7 человек» [5, c. 155]. Такие коллаборации создаются с использованием принципа дифференциации, предварительной диагностики уровня обученности, мотивированности обучающихся, а также на основе образовательных целей учебного процесса. На рисунке 1 приведены основные преимущества групповой работы в урочной системе занятий по биологии. Рис. 1. Преимущества групповых форм работы на уроке биологии [2–6] Для педагога существует ряд доводов в пользу использования групповых форм работы на уроках биологии. В частности, это возможность осуществления контроля, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие партнерского взаимодействия и делегирование некоторых обязательств учащимся. Групповые формы работы являются демонстрацией реализации интерактивных образовательных технологий, которые объединяют целый «комплекс разнообразных дидактических приемов» [1, c. 213]. Интерактивные образовательные технологии базируются на принципах создания активной мотивации к мыслительной, исследовательской и практической деятельности в процессе обучения. В групповой интерактивной работе актуализируется субъект-субъектный подход на основе сотрудничества всех участников образования, при этом, за счет нестандартных форм работы, обучающиеся максимально вовлечены в учебный процесс. Интерактивные образовательные технологии предполагают организацию практической деятельности учеников, связанную с глубоким осмыслением теории и направленную на синтез нового знания в рамках проблемно-поискового, творческого формата коллаборативной работы. Следует отметить роль диалогового общения внутри учебных групп, когда достижение целей решения учебно-исследовательских задач будет обеспечиваться через мозговой штурм, спор полноправных оппонентов, предлагающих научные факты и данные собствен- ных исследований и отстаивающих свой взгляд на решение проблемы. Таким образом, групповые формы работы как форма реализации интерактивных образовательных технологий, является средством продуктивной совместной деятельности на уроках биологии (обучающихся друг с другом, с учебным материалом, учителя с учениками). Важно отметить, что интерактивность достигается и путем привлечения ИКТ-технологий, массива аудиовизуальной информации как основы для дальнейшей групповой работы. Возможные групповые формы работы в рамках практического использования интерактивных образовательных технологий на уроках биологии представлены в таблице 1. Таблица 1 Групповые формы работы в рамках практического использования интерактивных образовательных технологий на уроках биологии Рассмотренные формы групповой работы в полной мере реализуют принцип интерактивности образовательного процесса на уроках биологии. В заключение следует отметить, что к основным факторам успешного применения групповых форм работы на уроках относятся: обеспечение возможности неформальной дискуссии свободного изложения материала; преобладание удельного веса творческой, учебно-исследовательской деятельности в сравнении с репродуктивными формами урочной работы; наличие групповых заданий и кейсов, которые требуют коллективных усилий. Список литературы 1. Базарная Е.Л. Современные образовательные технологии и их роль в организации образовательного процесса в вузе // Global Science and Innovations IV Conference Proceedings. Editor-in-Chief Emin Atasoy. – 2018. – С. 213–216. 2. Бублий Н.Г. Исследование в действии: «Как групповая работа способствует познавательной активности учащихся на уроке биологии» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – №2 (49) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-v-deystvii-kak-gruppovaya-rabota-sposobstvuet-poznava... uchaschihsya-na-uroke-biologii (дата обращения: 06.05.2022). 3. Софронов Р.П. Кейс-технология в обучении биологии в школе / Р.П. Софронов, Л.В. Сидорова // Вестник БГУ. – 2015. – №15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-v-obuchenii-biologii-v-shkole (дата обращения: 06.05.2022). 4. Сычева Д.В. Структура кейс-технологии и ее преимущества как метода обучения в современной школе / Д.В. Сычева, О.В. Хотулева, И.Е. Зыков // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. – Вып. 70. Ч. 3. – Ялта: РИО ГПА, 2021. – С. 196–199. Поделиться: |