Поиск по сайту

Развивающая среда дополнительного образования в современной России


Авторcтво: Шакурова Юлия Рафаиловна, директор МБУ ДО «ДМШ №1 им. Э. Бакирова», аспирант ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Елабуга, Республика Татарстан


       В Российской Федерации сложилась и развивается уникальная система дополнительного образования детей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) гл. 10, ст. 75, в Постановлении Правительства РФ от 14.09.2014 №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей», в Межведомственной программе развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года определены приоритеты развития дополнительного образования детей по переходу в новое качественное состояние системы. Заданы целевые ориентиры развития дополнительного образования:

- свобода выбора в получении образования в зависимости от склонностей и потребностей обучающихся, создание каждому условий для самореализации;

- внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс на основе создания более развитой системы внеурочной деятельности обучающихся путем расширения спектра услуг дополнительного образования.

      На рубеже XX и XXI веков в нашей стране существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования художественно-эстетического направления. Ценность этого вида образования состоит в том, что оно функционирует на основе социального заказа, отличается отсутствием жесткой регламентации деятельности, широким спектром образовательных услуг, гуманистическим взаимодействием участников образовательного процесса, что создает атмосферу, максимально благоприятную для самореализации.

      Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, которые в значительной степени затронули все сферы социальной жизни, вызвали глубокие перемены и в сфере образования. Повышается статус образованного, творчески мыслящего и высококультурного человека, как в производственных, так и в непроизводственных сферах. Появление новых прогрессивных технологий, социально-экономических отношений, предъявляют к личности повышенные требования. Обществу нужны не просто специалисты, а высококультурные и высокообразованные личности.

      В русле новой образовательной стратегии одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития и самореализации личности [2]. Изучение опыта работы учреждений дополнительного образования художественно-эстетического направления, анализ психолого-педагогической литературы показал, что учеными и педагогами-практиками осознается необходимость преобразований в деятельности данной системы, а именно, обновление содержания, осмысление, создание образовательной развивающей среды, адекватной новым задачам [1]. В этой связи актуальным становится целенаправленное проектирование развивающей среды учреждений дополнительного образования, которая позволяет обеспечить максимальные условия для самореализации обучающихся.

      Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть сориентированы на формирование у учащихся потребности в восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Вместе с тем, развивая способность понимать язык музыки, ощущать её выразительность, музыкальные школы воспитывают интерес к музыкальному искусству, вкус, дают учащимся необходимые знания, умения, навыки, развивают музыкально-творческие способности. Таким образом, формируется музыкальная, эстетическая культура учащихся, а они в свою очередь вносят частицу этой культуры в семью. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Основная цель воспитания и образования в школе искусств – художественное и эстетическое развитие ребёнка в широком смысле, воспитание любителя искусства, владеющего знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественно-эстетической деятельностью, умеющего культурно организовать и проводить свой досуг.

      Проблема внеучебной деятельности обучающихся исследовалась психологами, педагогами, методистами. Как педагогическая проблема она стала изучаться с начала XX века в трудах П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского и других.

      Поиск новых подходов к развитию, обучению и воспитанию, новых форм внеучебной деятельности в ДМШ и ДШИ волнует и сегодня ученых, педагогов. Помимо учебных предпрофессиональных и общеразвивающих комплексных программ, которые реализуются в ДМШ и ДШИ и направлены на воспитание интереса к обучению, новым подходом является проектирование развивающей среды внеучебной деятельности в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, который позволяет максимально раскрыть творческие способности обучающихся и выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом их наклонностей, интересов и потребностей. Проектный подход к решению данной задачи становится все более востребованным в современных российских реалиях [3]. Анализ отечественного опыта применения проектного подхода к решению актуальных задач, стоящих перед учреждением дополнительного образования, свидетельствует о его эффективности и возможностях тиражирования.

     С учетом опыта работы Детских музыкальных школ, результатов теоретического анализа проблемы, можно утверждать наличие в современной системе дополнительного образования следующего комплекса противоречий. Это, с одной стороны,

- возросшая потребность общества в личности, эффективно адаптируемой в социуме, способной к самореализации, а с другой – недопонимание воспитанниками и педагогами важности самореализации в их настоящем и дальнейшем жизнеустройстве;

- необходимость целенаправленного проектирования специально-организованной развивающей среды, создающей благоприятные условия для развития индивидуальных творческих способностей детей и подростков, удовлетворения их интересов в сфере дополнительного образования и неэффективным использованием в дополнительном образовании возможностей развивающей среды внеучебной деятельности (являясь менее регламентированной), изначально обладающей необходимыми условиями для самореализации учащихся.

      Педагогическое наблюдение за работой коллег показывает, что и у начинающих педагогов Детских музыкальных школ, и у педагогов с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации внеучебной работы с детьми. Возникает противоречие между современными требованиями и существующей практикой музыкального воспитания, так как организация внеучебной работы отстает от современных требований педагогической и социокультурной сферы.

      Необходимость разрешения обозначенных противоречий указывает на актуальность разработки механизмов проектирования развивающей среды внеучебной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования художественно-эстетического направления как условия ее дальнейшего развития и качественного обновления на новом уровне.

      Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы проектирования развивающей среды, необходим поиск научно обоснованных средств и методов, которые будут использоваться в этой сложной сфере работы Детских музыкальных школ. Прежде всего, это определение комплекса организационно-педагогических условий эффективности проектирования развивающей среды внеучебной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

      Исследование, проведенное нами на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, позволяет нам утверждать, что проектирование развивающей среды внеучебной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования художественно – эстетической направленности будет эффективным, если:

1) в его основе будет лежать понимание необходимости личностной ориентированности процесса

проектирования развивающей среды внеучебной деятельности обучающихся;

2) будут согласованы установки всех субъектов проектирования в отношении предполагаемых результатов развивающей внеучебной деятельности и путей их достижения;

3) процесс образовательного взаимодействия будет ориентирован на возрастание роли самого обучающегося в проектировании развивающей среды внеучебной деятельности;

4) будут обеспечены открытость и усложнение структуры развивающей среды внеучебной деятельности обучающегося в ходе ее проектирования;

5) будет реализован комплексный подход педагогов дополнительного образования к проектированию развивающей среды внеучебной деятельности обучающихся художественно-эстетического направления.

      Внедрение в практику деятельности ОДО обозначенных условий способно вывести результативность их деятельности на качественно новый уровень.

                                                                                         Список литературы

1. Александрова Е.Н. Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibraryru/itemasp?id=13059808

2. Виноградов В.Л. Сущность и основания личностно-ориентированного образования / В.Л. Виноградов, И.А. Талышева, Х.Р. Пегова // Педагогический вестник. – 2021. – Вып. 18. – C. 15–16.

3. Демина Е.В. Информационная интерактивная среда школы как средство обеспечения качественных образовательных услуг: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Демина Евгения Викторовна. – Томск, 2015. – 23 с.


Поделиться: