Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Цифровая компетентность педагога
С внедрением цифровых технологий изменяется повседневная жизнь человека, трансформируется экономика и образование. Цифровые технологии – это не только инструмент, но и среда существования современного человека, которая требует от педагогов иного подхода к организации образовательного процесса, получения новых умений и навыков для работы в цифровом образовательном пространстве. В статье рассматривается тема цифровой компетентности педагога. Статья раскрывает содержание понятия цифровая грамотность и компоненты ее составляющие. В современных условиях важной формой является дистанционное обучение, что влечет за собой ряд требований к педагогам. В данной статье рассматриваются основные цифровые компетентности современного педагога. Обосновывается мысль о том, что в современном мире каждый учитель должен стремиться к непрерывному обучению. Наш мир стремительно развивается и перемены в нем неизбежны. Информационные системы уверенно вошли во все сферы жизни. И это вполне оправдано. Развитие цифровых технологий открывает море возможностей, способствует прогрессу во всех отраслях науки и промышленности. Цифровые технологии позволяют реализовать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно их быстродействие и универсальность сделали IT-технологии столь востребованными. Не обошли цифровые технологии и образование. Они развиваются с огромной скоростью. Развитие цифровых технологий в образовании требует развития цифровых компетенций педагогов. Цифровые компетенции – это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Совсем недавно над развитием навыков работы в интернете и освоением современных программ каждый учитель трудился по мере своих сил, интересов, возможностей, но сложившаяся в стране ситуация с пандемией и дистанционным обучением показала, что цифровые навыки являются обязательными для каждого педагога. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Цифровая грамотность – это базовые знания, навыки и установки, необходимые для жизни в цифровом обществе. Сегодня важным критерием для трудоустройства является уровень цифровой грамотности, в том числе и педагога. Цифровая грамотность – это фундамент развития профессиональных ИКТ-компетенций. В свою очередь, ИКТ-компетенции педагога – это знания, навыки и установки, позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах – от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость. [1] Все педагоги осознают преимущества, которые дает умелое использование ИКТ в сфере образования: совершенствование процессов обучения, повышение образовательных результатов школьников и их учебной мотивации, улучшение взаимодействия родителей и школы, общение в школьной сети и выполнение совместных проектов, совершенствование организации и управления образовательным процессом. По данным Google и Ipsos, 65% россиян используют интернет каждый день. Если речь идет о молодежи, то процент возрастает до 98. Пользователи от 13 до 24 лет становится первым цифровым поколением, чье взросление происходит в непосредственной тесной связи с цифровыми технологиями. [3] Это означает, что современная школа должна создать необходимые условия для таких учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. Цифровая грамотность складывается из следующих компонентов: 1. Информационная грамотность 2. Компьютерная грамотность 3. Медиа-грамотность 4. Коммуникативная грамотность 5. Отношение к инновациям Информационная грамотность – это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации. Навыки информационной грамотности подразумевают умение искать и находить информацию на разных ресурсах, а также понимать пользу и вред информации. Компьютерная грамотность обеспечивает легкость в использовании цифровых устройств вне зависимости от платформы / интерфейса. Медиа-грамотность позволяет искать новости в разных источниках, проверять их полноту и достоверность, критически относится к информационным сообщениям, новостям. Коммуникативная грамотность – это умение использовать современные средства коммуникации (социальные сети, мессенджеры), осознание наличия особой этики и норм общения в цифровой среде. Отношение к технологическим инновациям – это готовность работать с новыми и современными технологиями (приложениями, гаджетами), понимание пользы технологических инноваций как для развития общества, так и себя лично. Педагогам необходимо понимать, что цифровые компетенции связаны с переходом в принципиально новую, цифровую среду. Для цифровой среды характерны совершенно другие принципы взаимодействия. На сегодняшний день особую актуальность получило дистанционное обучение, для которого характерны два формата: синхронный и асинхронный. Синхронный формат – это общение с детьми в режиме реального времени (онлайн-уроки). Асинхронный формат обеспечивает взаимодействие педагога с детьми помимо онлайн-уроков (записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое). Это обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет каждому учащемуся выбирать свой собственный темп и время работы. Можно выделить основные цифровые компетенции, которыми должен овладеть каждый современный учитель: 1. Поиск и работа с информацией. На данный момент времени большинство педагогов сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако, как показала практика, у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы в данной области. 2. Управление информацией и данными. Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения. 3. Организация обучения в цифровой среде. Часть учителей уже давно использует цифровые ресурсы, однако введение дистанционного обучения показало, что онлайн-образование – это совершенно новый формат работы, которому надо учиться. 4. Кооперация и коммуникация в цифровой среде. Коллективная работа в цифровой среде – один из залогов эффективного обучения. Возможность использования нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации или использование нескольких сервисов – основа успешного взаимодействия. 5. Саморазвитие. Каждый человек должен постоянно развиваться, проходить курсы, повышать свою квалификацию, осваивать новые навыки и компетенции. Сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последнего года показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в повседневную работу все эффективные форматы обучения. Для повышения уровня цифровой грамотности педагогам необходимо самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения, инновационных устройств (гаджетов и приложений), менять и развивать установки в отношении восприятия пользы современных технологичных устройств. Каждый педагог должен лично стремиться к развитию, обмену опытом, все большему внедрению современных технологических достижений в образовательную деятельность. Повышение уровня осведомленности об инновациях, получение опыта использования новых цифровых технологий и инструментов, вовлечение школьников в практику применения цифровых технологий в учебном процессе, обмен опытом с коллегами позволит повысить личный уровень цифровой компетентности каждого педагога. Непрерывное обучение – это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей – это обязательное условие современного общества, которое обеспечит воспитание нового образованного и эрудированного поколения.
Список использованной литературы 1. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. 2. Википедия https://ru.wikipedia.org/ 3. Блог GETGOODRANK http://blog.getgoodrank.ru/cifrovaya-molodezh-onlajn-privychki-i-povedenie/ 4. Учительская газета. Современный учитель и его цифровые компетенции. https://ug.ru/
Поделиться: |