Поиск по сайту

Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет на логоритмических занятиях.


Авторcтво: Губина Ольга Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №117 Выборгского района Санкт-Петербурга


     Результаты логопедического обследования детей 2-3 лет в ГБДОУ д/с №117 выявили более 40 % воспитанников с ЗРР. Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»). После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно). Именно возраст 2-3 года считается пограничным. 

Основные причины задержки развития речи.

Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов.

Симптомы задержки речевого развития

·         Отличное от принятых норм протекание доречевого периода (ребенок мало издает звуков, мало лепечет и гулит).

·         Дети до 1 года не реагируют на общение близкого им человека, они не улыбаются.

·         Первое слово появилось только после 1 года.

·         Эхолалия в возрасте 1,5 лет.

·         Ребенок в возрасте двух лет не понимает элементарных просьб, может не реагировать на своем имя.

·         Невозможность соединения слов в простые фразы (2,5-3 года).

·         В 3 года у ребенка отсутствует собственная речь, т.е. он может говорить, но то, что он произносит – это заученные фразы, которые он услышал из мультфильма или сказки.

·         Использование мимики и жестов как основных средств коммуникации. Ребенок не говорит, а показывает, что ему нужно и т.д.

Один из путей преодоления ЗРР- Логоритмика.

Из истории возникновения логопедической ритмики

     Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений. Формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

     С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством В.А. Гиляровского в 1929 году была разработана особая система занятий, которые проводила В.А. Гринер. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение. Затем В.А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. Карл Орф, немецкий композитор и педагог, пропагандист идей Далькроза, разработал систему синтетического подхода (единство слова-музыки-движения), способствующую развитию активности детей через музыкально-сценическую игру и танец.

     Благодаря существенному вкладу Галины Анатольевны Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений.

Цель занятий логоритмики - преодолеть ЗРР .

Задачи:

Развитие памяти — зрительной, слуховой и двигательной. Необходимо запомнить положение пальцев, последовательность движений, а также стихи;

Развитие внимания — ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;

Развитие восприятия — развивается слуховое восприятие, так как движения должны совпадать с музыкой и словесными инструкциями, которые получает малыш;

Развитие крупной и мелкой моторики — пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. А это способствует развитию мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. И в конце концов после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма;

Развитие умения ориентироваться в пространстве — все предметы в пространстве ребенок воспринимает с учетом положения своего тела. Это и служит исходной точкой для создания и контроля разнообразных пространственных образов. Упражнения воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, а также учат общению со сверстниками.

Основа занятий разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источ­ники, сюжетные и дидактические игры.

     Психомоторная и речевая нагрузки в ходе занятия осуществляется учетом возрастных особенностей детей. Равномерность распределения материала достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни­мания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала. Все задания, которые даются, может выполнить любой ребёнок, не имеющий специальной подготовки.

     Упражнения основаны на подражании. Специалист показывает, а ребенок повторяет. Речевой материал специально заучивать не нужно. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально-ритмические движения выполняют расслабляющую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Таким образом, логоритмика – это наиболее эффективная методика преодоления ЗРР у детей 2-3 лет.

 




Поделиться: