Авторcтво: Василек Елена Юрьевна, учитель-логопед, Демьянова Ольга Борисовна, воспитатель, Кочурина Анна Павловна, воспитатель ГБДОУ детский сад№99 Санкт-Петербурга |
В основе национальной культуры – национальная память народа, то, что делает особенным этот народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства.
Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм отдаётся тем из них, которые имеют многофункциональный характер и способствуют развитию у детей познавательной активности.
Мы работаем в ГБДОУ №99 Выборгского района и ведём активную работу по знакомству детей с культурой народов России. Наш детский сад посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому основной нашей задачей является коррекция речевых нарушений. Работа с детьми с речевыми нарушениями будет более успешной и эффективной, если уделять большое внимание вопросам взаимосвязи воспитателей, специалистов и семьи.
Самой результативной формой совместной деятельности детей и взрослых являются проекты. Участвуя в проекте, дети и взрослые учатся общаться, понимать друг друга, включаться в сотрудничество, прислушиваться к предложениям партнёров и радоваться общим результатам. Для наших детей особенно нужна поддержка и помощь не только педагогов, но и семьи. Участие в проекте разных специалистов помогает привлечь родителей к более активному сотрудничеству. Поэтому у нас во всех проектах участвуют родители. В проекте «В гостях у сказки» родители принимали участие в театральных постановках, играх – драматизациях вместе с детьми и педагогами. В проекте «Национальная кухня» участвовали папы, которые делились секретами приготовления разных блюд. В проекте «Национальные костюмы» родители изготавливали совместно с детьми кукол. В проекте «Новый год шагает по России» дети и родители рассказывали, как празднуют праздник в разных уголках России.
При проведении тематических бесед мы не только рассказываем о культуре народов России, но и предлагаем детям рассказать о традициях своей семьи, любимых сказках, праздниках, путешествиях по России и прогулках с семьёй. Помогая при затруднениях вопросами. В своей работе используем информационно-компьютерные технологии. Показываем презентации, видеофильмы о жизни разных народов России, мультфильмы по народным сказкам, мимио проекты.
В группе создана предметно – развивающая среда, соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека различных книг со сказками, потешками, загадками, пословицами, поговорками народов России. При выборе литературного материала для разучивания учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, способность произнести предложенный речевой материал. Мы советуем родителям книги для прочтения. Родители вместе с детьми посещают библиотеки и у них появилась традиция семейного чтения. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своей семье, своему народу, обычаям и традициям.
Рассказываем родителям детей об интересных выставках картин, которые проходят в музеях Санкт-Петербурга. Посещение музеев способствует укреплению семейных отношений. Дети знакомятся с картинами художников России. В группе рассматривают иллюстрации в книгах, журналах.
В совместной деятельности с детьми мы используем много дидактических, настольно – печатных игр, ребусы, кроссворды. Знакомим с предметами народного быта (игры «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку и найди картинку с ответом», «Выбери из предметов быта те, которыми не пользовались раньше на Руси»), с русскими народными ремёслами (игры «Ремёсла на Руси», «Кому что нужно для работы»), с национальными костюмами народов России (игры «Назови костюм, деталь костюма», «Чем отличаются костюмы?». «Одень куклу», «Разрезные картинки», «Подбери пару», «Кто где живёт»), с народными сказками (игры «Назови и расскажи», «Из какой сказки предмет», «Назови героя сказки»). Проводятся сюжетно-ролевые игры «Семья», «Весёлая ярмарка» и другие. В результате проведения этих игр, у детей и родителей появилась творческая активность, фантазия и увлечённость.
С музыкальным руководителем слушаем и поём народные песни, танцуем народные танцы, знакомимся с народными музыкальными инструментами. В этом нам помогают и родители. Это положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народов России, в них заключены традиции прошлого и настоящего. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт. Игры учат быть смелыми, ловкими, находчивыми, вызывают желание красиво двигаться, стремиться к победе. Мы широко используем знакомство с народными играми в совместной образовательной деятельности, на прогулке, в ходе праздников, развлечений и т.д. У нас проходят театрализованные представления по произведениям народов России. Проводятся игры-драматизации по сказкам. Сказки мы стараемся подбирать такие, которые ребёнок может пересказать и обыграть. Организуем мастер-классы для родителей. Родителям показываем и рассказываем, как сделать театры по сказкам, национальные костюмы для кукол и т.п. После мастер-классов родители с детьми участвуют в различных тематических выставках семейного творчества «Народные игрушки», «Символы России», «Сказки своими руками», «Мой любимый сказочный герой» и другие. Родителям предлагается «Маршрут выходного дня». Мы рассказываем, какие музеи, экскурсии, выставки, театральные постановки можно посетить. Знакомясь с родным городом, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Родители вместе с детьми и педагогами проводят опытно – исследовательскую работу этнографической направленности, которую оформляют в виде альбомов («Народы России», «Любимый город», «Любимые места в России», «Словарь устаревших слов», «Рецепты народной кухни»). Вместе с родителями дети пробуют себя в роли сказочников и с помощью родителей изготавливают книжки – малышки со своими сказками, а также рассказами о семейных путешествиях, любимых героях былин и сказок. В родительском уголке оформляем стенды, коллажи, фотогазеты по нравственно-патриотическому воспитанию. Вместе с родителями и детьми создали мини-музеи «Игрушки народов России», «Куклы в национальных костюмах», «Музей сказки».
В нашем детском саду проводятся открытые мероприятия с участием специалистов и родителей. С инструктором по физической культуре дети, родители и педагоги путешествуют по России. Тематические досуги, театрализованные праздники проводятся с музыкальным руководителем. Учитель – логопед, совместно с музыкальным руководителем, проводит логопедическую ритмику по сказкам народов России. Используется много народных игр с речью (хороводные игры, на координацию речи и движения, пальчиковая гимнастика), народные песни, танцы.
Мы пришли к выводу, что выработка системы взаимодействия педагогов, родителей и детей обеспечивает целостность педагогического процесса и позволяет решать многие важные задачи. Приобщение детей к культуре народов России помогает воспитывать любовь к Родине и семье, уважение к людям других национальностей, обогащает эмоциональную сферу ребёнка, формирует духовно-нравственную и патриотическую личность.
Литература
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, - М.: ЦГЛ, 2004 г.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры дошкольников. Издательство «Детство – пресс», 2004 г.
3. Кокуева Л. В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие – М. Издательство АРКТИ, 2005 г.
4. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников, - М.: Сфера, 2010 г.
5. Новицкая М. Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду, - М.: Линка – Пресс, 2003 г.
Поделиться: