Авторcтво: Манаенко Инна Владимировна, заместитель директора по инновационной работе ГБОУ гимназии №622 Санкт-Петербурга |
Социально-образовательный проект «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!» разработан с учётом идей и основных требований, заложенных в Целевой модели наставничества и Программе наставничества ГБОУ гимназия № 622, и представляет собой систему работы наставников и наставляемых по форме взаимодействия «ученик-ученик». По результатам мониторинга «на входе» мы выявили область интересов и поле затруднений у учащихся 5-10 классов и обратили внимание, что обучающиеся 8-10 классов испытывают определенные сложности в проектной и исследовательской деятельности, а обучающиеся 5-7 классов имеют определенный интерес к научным знаниям и исследованиям, поэтому хотели бы научиться создавать собственные проекты и презентовать их.
Проанализировав данную ситуацию, мы убедились в том, что существуют проблемы, которые необходимо решать: как организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к такому виду деятельности, каким образом организовать совместную работу обучающихся. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Для этого была определена цель: в основе проекта лежит система сопровождения проектной и исследовательской деятельности учащихся 5-10 классов, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, развитие лидерских качеств через участие в Программе наставничества.
Была организована работа в наставнических парах и группах «равный - равному», «старший - младшему».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- сформировать базу наставников из числа обучающихся, которые имеют определенные навыки исследовательской и проектной деятельности, а также заинтересованы в участии в просветительстве науки и научных знаний;
- сформировать базы наставляемых;
- сформировать наставнические пары и группы по форме взаимодействия «ученик – ученик»;
- выбрать методы и формы работы наставнических пар и групп: «равный-равному», «старший - младшему»;
- приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации исследовательских работ;
- развивать творческие способности и лидерские качества учащихся не просто через привлечение к проектной, исследовательской и просветительской деятельности, но через социальные пробы в роли наставника и наставляемого.
2. Алгоритм реализации проекта
сформировали 6 наставнических пар («равный - равному») и 3 наставнические группы («старший - младшему»);
определили наставников;
получили согласие от родителей (законных представителей) на участие несовершеннолетних обучающихся в Программе;
каждая наставническая пара и группа выбрала для себя удобный формат взаимодействия, сформулировала конечную цель и планируемый результат совместной работы;
проведение коуч-сессий для наставников и наставляемых (темы: «Как преодолеть трудности взаимопонимания с наставником (наставляемым)», «Не получается «отпустить» текучку и сосредоточиться на «Главном» или как эффективно использовать время», «Насколько я готова принимать помощь» и т.д.);
каждая наставническая пара и группа приняла участие в проведении итогового отчетного мероприятия;
итогом проведенной работы стало сообщество обучающихся – «Научное общество учащихся гимназии».
Необходимо отметить, что наставниками стали не только старшеклассники, которые обладают сформированным комплексом предметных и личностных компетенций, достаточным уровнем освоения программного материала и способностью к творчеству, но и учащиеся, у которых были явно выражены лидерские и организаторские способности, они менее успешны в обучении, хотя имеют высокие результаты в спорте. Также к участию в проекте мы привлекали помощников из наставляемых для консультирования вновь прибывших обучающихся.
В ходе совместной работы
ученик-наставник:
- помогает наставляемым в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует процесс реализации проекта или идеи;
- поощряет развитие творческого потенциала наставляемых, вдохновляя их на создание и развитие идей;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом, идеей.
В ходе совместной работы
ученик - наставляемый приобретает:
- навыки комплексного планирования реализации проекта или идеи с технической, проектной и коммуникативной позиций;
- умение выстраивать коммуникацию внутри проекта и вне его;
- необходимые знания по предметам.
В процессе работы наставнических пар и наставнических групп были
реализованы следующие проекты:
-проведены образовательно-познавательные уроки для учащихся 5-6 классов «Наука без скуки»;
- организована выставка проектных работ учащихся 5 классов «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»;
- проведена научная игра «Что? Где? Когда?» для обучающихся 7-8 классов;
- оформлена выставка научных коллажей «Великие научные открытия, которые изменили мир»;
-организованы систематические консультации наставников по вопросам подготовки индивидуальных проектов для 9 классов;
- сняты видеоролики на научные темы и размещены на канале;
Итоговым (отчетным) мероприятием стала
Неделя научных знаний, которую организовали и провели участники Программы наставничества. Главным результатом успешной реализации данной формы взаимодействия в рамках Программы наставничества можно считать предложение учеников – наставников и наставляемых - создать в гимназии Научное общество учащихся, куда смогут войти и наставники, и наставляемые, а также все желающие познавать мир и учиться его моделировать.
Научное общество учащихся - это добровольное творческое общественное объединение учащихся, стремящихся к познанию достижений науки и техники, к освоению основ исследовательской и проектной культуры, к развитию креативного мышления, к интеллектуальным инициативам, развитию лидерских качеств и учебным достижениям.
Предложение было вынесено на повестку заседания Совета Гимназистов в конце мая 2021 года и получило одобрение. На сегодняшний день НОУ активно функционирует в гимназии, имеет Положение, оргкомитет, в который вошли ученики-наставники, а также Дорожную карту мероприятий на 2021-2022 учебный год. Так появился социально-образовательный проект
«Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!».
3. Результаты реализации проекта
Успешным результатом реализации данной формы взаимодействия можно также считать следующие показатели (по результатам мониторинга на «выходе»): Реализация проекта «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!», который возник в результате участия обучающихся разных возрастных групп в Программе наставничества, позволил достичь прежде всего положительных образовательных и воспитательных эффектов, среди которых наиболее значимыми являются:
эффективная интеграция образовательного и воспитательного пространства гимназии;
внедрение новых форм сотрудничества между учащимися (например, «равный - равному»);
формирование устойчивого сообщества обучающихся, готовых реализовывать себя в рамках деятельности научного общества учащихся;
создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения; возрождение традиций шефской помощи;
помощь в реализации лидерского потенциала;
улучшение образовательных и творческих результатов;
развитие гибких навыков и метакомпетенций:
социализация обучаемых как вхождение в социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
развитие познавательных мотивов;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности
Поделиться: