Поиск по сайту

Из опыта работы куратора программы наставничества в учреждении дополнительного образования


Авторcтво: Белова Наталья Александровна, методист ГБУ ДО ДДТ «Современник», Санкт-Петербург


       В ГБУ ДО ДДТ «Современник» с сентября 2021 г., как и во многих ОУ, началась реализация Целевой модели наставничества (далее - ЦМН). По приказу директора нашего учреждения я была назначена ответственной за управление процессом внедрения и организационно-методическое сопровождение реализации программы наставничества (далее - ПН). В ходе реализации были апробированы 3 формы наставничества – «педагог-педагог», «работодатель-студент» и «ученик-ученик». Команда административных работников осуществляла контроль и управление процессом.

       В настоящее время, на начало 2023-24 учебного года, в ДДТ введены в практику новые формы обучающих занятий: практикумы, круглые столы, Клуб наставников. Разработаны различные методические материалы, которые будут полезны в том числе и педагогам, пока не охваченным ПН.

       Проделанная работа позволила сделать вывод: успешная реализация ЦМН возможна только при системном подходе, то есть четко выверенной структуре управления процессом и налаженном эффективном взаимодействии всех компонентов этой системы.

       Например, стало очевидным, что для качественной организации взаимодействия с участниками ПН необходимо разделение кураторских обязанностей, то есть управление процессом и организацию мероприятий ПН целесообразно поручить двум кураторам, из которых один отвечал бы за работу с педагогами-тьюторами (сопровождающими процесс детского наставничества), а второй организовывал и сопровождал бы работу педагогических тандемов.

       При внедрении ЦМН мы во многом опирались на опыт участников пилотного проекта наставничества – ДДЮТ Выборгского района, их методические разработки, которые с благодарностью применяли в своей практике. Однако отметим, что каждое образовательное учреждение обладает неповторимостью, уникальностью, которая проявляется и в сложившихся взаимоотношениях в коллективе, и в сформировавшемся укладе. Поэтому опыт других организаций может быть трансформирован и взят на вооружение лишь с учетом специфики учреждения.

       Реализация программы наставничества позволяет увидеть происходящие изменения: люди стали смотреть друг на друга как на потенциальный источник недостающих знаний и умений, а также более критически оценивать собственные компетенции. А критический взгляд на себя – это уже шаг к профессиональному росту.

       Методическое описание работы куратора программы наставничества составлено в формате «живого разговора» с читателем и направлено на описание целей и задач куратора при организации работы по внедрению Целевой модели наставничества. 

Этапы реализации программы наставничества

 Уважаемый коллега! Впереди непростой путь, он потребует много усилий, но вы не один на этом пути. Есть сообщество коллег, уже прошедших его и готовых «протянуть руку помощи», поддержать и направить. Эти методические рекомендации – один из вариантов помощи начинающему специалисту.

    На первом этапе – подготовке условий для запуска ПН – роль куратора особенно важна. Для него это большая ответственность, так как куратор вносит немалый вклад в создание особого уклада ОУ: его атмосферы, системы взаимодействия его структурных элементов, отношений между людьми. Куратор владеет достаточно большим спектром методических инструментов и управленческих рычагов, он может и должен стать человеком, связующим и скрепляющим все те «кирпичики», из которых строится большое общее дело.

С чего начать работу куратору?

1.                  Приготовиться к тому, что на первых этапах нужно будет много общаться, причём с самыми разными людьми: руководителями ОУ всех уровней, методистами, педагогами-организаторами, педагогами, родителями… Объяснять, договариваться, разъяснять, убеждать, доказывать, мотивировать, поддерживать, вдохновлять…

ЦЕЛИ:

-                    поиск единомышленников в коллективе для организации новой деятельности;

-                    создание рабочей группы по внедрению ЦМН из людей, которым доверяют и которые могут повести за собой.

ВАЖНО

При разговоре с людьми делать акцент на все те положительные моменты (даже самые незначительные), которые можно найти в наставничестве. Информируя, убеждать в позитивности перемен. Активно использовать наглядность: презентации, информационные листки, видеоролики, рекламную продукцию.

2.                  Изучить опыт работы вашего ОУ

Наставничество – самый древний инструмент для передачи знаний, умений, ценностно-смысловых установок, основанный на возможности подходить к предмету освоения не со стороны теории, а с практики, личного взаимодействия. Чтобы интегрировать наставничество в воспитательно-образовательный процесс, куратор должен изучить, какие практики передачи опыта есть и успешно реализуются в учреждении. Ведь зачастую, внося изменения, особенно радикальные, мы разрушаем сложившуюся структуру. А сложится ли новая, и окажется ли она жизнеспособной – ещё вопрос.

ЦЕЛЬ: выявление и извлечение того, что затронет душу каждого потенциального участника ПН, в качестве основы (система отношений, система событий, воспитательное пространство и пр.).

ВАЖНО:

Изучить уклад своего учреждения, а также эффективные практики взаимодействия в отделах, опыт работы отдельных коллективов. Необходимо бережно относиться к уже созданному укладу, сохранить лучшее как основу для чего-то нового. Главное правило – «не навреди»!

3.                  Определить структуру управления реализацией ЦМН, интегрировать её в структуру ОУ

Куратор совместно с директором и/или ответственным администратором распределяет обязанности по управлению процессом наставничества и его контролю, разделяя ответственность с другими участниками структуры.

ЦЕЛЬ: создание структуры управления для реализации ЦМН.

ВАЖНО

Не брать на себя всё! Во-первых, надо дать и другим возможность проявить себя, внести конструктивные замечания по управлению процессом. А во-вторых, один человек не может за всем уследить и всё организовать. К тому же чувство сопричастности к происходящему создаёт ощущение общности, единства.

Ещё важный момент – заранее обсудить с администрацией систему поощрения наставников (материальное или нематериальное, баллы в картах эффективности и т.п.).

Для реализации описанного выше мы создали систему управления программой наставничества. Руководители (каждый на своем уровне) контролируют ход событий, при необходимости подключая административный ресурс для организации или координации процесса, методисты разрабатывают необходимые методические материалы, участвуют в проведении обучающих занятий, педагоги-организаторы готовят и проводят стартовую и итоговую встречу для детей.


Рис. 1. – Система управления программой наставничества в ДДТ «Современник»

Рис. 2. – Инструменты и материалы первого этапа

Этап 2. Запись в ПН, формирование наставнических пар/групп, обучение наставников

ЦМН представлена в регламентирующих документах Министерства просвещения как технология, поэтому в процессе её реализации соблюдение сроков имеет наиважнейшее значение. Куратор непосредственно следит за регламентом и несет ответственность за выполнение всех мероприятий точно в срок. Регламентируется по срокам запись в ПН (подача заявок на участие), анкетирование и анализ данных опросов, сбор необходимых документов для участия в ПН (согласия от родителей/законных представителей обучающихся на участие детей в ПН, согласия на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы). Куратор на этом этапе – контролёр и аналитик.

      Анкетирование педагогов удобнее проводить при помощи Google-форм/Яндекс-форм, анкетирование обучающихся - по объединениям на бумажных носителях. На основе анализа анкет определяются формы наставничества и формируется план мероприятий, программа неформального обучения, разрабатывается план работы с участниками по каждой форме наставничества, а также материалы для стартовых мероприятий. Отправной точкой являются стартовые встречи: для учащихся – например, в форме командной игры, для тьюторов и педагогов-наставников – в форме интерактивных занятий.

Для куратора очень важно создать инструменты информирования и планирования, определить каналы обратной связи, доступные для всех участников ПН.

      Практика показала, что удобным для всех каналом передачи информации является группа в ВК «Наставничество в ДДТ» https://vk.com/club208238794, в которой размещается информация о предстоящих событиях, а также план мероприятий на месяц/год. Учитывая большую загруженность педагогов, куратору необходимо следить за тем, чтобы каждый участник ПН вовремя получал напоминание. Для этого можно создать группу «Наставничество» в WhatsApp для оперативного оповещения обо всех изменениях в плане деятельности, а также о выложенных в группе ВК материалах для ознакомления. Люди, включившиеся в новую для них деятельность, должны понимать, что и когда будет происходить, и иметь возможность заранее распределять свое время.

ЦЕЛЬ: обеспечение своевременной записи в ПН и сбор необходимых документов, подготовка методических материалов, проведение первичного обучения наставников.

ВАЖНО

Соблюдать временные рамки - это организует людей.

Планировать мероприятия заранее, создать алгоритмы участия в ПН, для того чтобы у педагогов было представление о будущей деятельности.


Рис. 3. – Инструменты и материалы второго этапа

                                                                                                            Этап 3. Сопровождение работы наставнических пар/групп и работы тьюторов

      На данном этапе сформированные тандемы/группы начинают самостоятельную работу по спланированному маршруту. Работа куратора снова предполагает активное общение. Надо иметь в виду, что среди участников ПН могут оказаться педагоги, записавшиеся «за компанию», или ещё хуже – неосознанно, услышав предложение заведующих. Как следствие, мы получаем недостаточную готовность к продуктивной работе. Значит, опять придётся входить в положение, утешать, подбадривать, сочувствовать, радоваться даже крошечным достижениям, подсказывать, обсуждать, вдохновлять, успокаивать, продвигать, предлагать… Также понадобится умение делить путь к успешному результату на шаги и помогать педагогам анализировать работу на каждом таком временном отрезке.

Главная задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для активного взаимодействия педагогов-участников ПН.

     Положение о наставничестве регламентирует встречи наставника и наставляемого. Наиболее оптимальная частота, с нашей точки зрения, - не реже 2 раз в месяц. Было решено 1 раз в месяц проводить обучающие занятия с условием их обязательного посещения наставниками вместе с наставляемыми, чтобы организовать для них общее компетентностное поле. Конечно, на такие занятия (большинство из них – практикумы, предполагающие формы групповой работы и работы в парах) приглашаются все заинтересованные педагоги ДДТ, но для участников ПН эти встречи являются обязательными. Темы занятий определяются заранее. Традиционно в начале года методическая служба ДДТ проводит анонимный опрос педагогов для выявления дефицита профессиональных компетенций. На основании анализа анкет определяется круг тем, составляется план обучающих занятий с педагогами. В процессе интерактивных занятий наставники и наставляемые имеют возможность сообща принимать участие в решении различных педагогических задач, лучше узнают о сильных и слабых сторонах друг друга. Присутствие на каждой встрече фиксируется в сводной таблице и служит основанием для начисления баллов в каждом полугодии по картам эффективности.

     На заключительном занятии педагоги знакомятся с форматом подведения итогов наставничества, формами анализа работы тандема, Положением об итоговом мероприятии.

Контроль документации тандемов осуществляется куратором очно (путем проверки рабочих тетрадей, планов) и дистанционно (контроль заполнения маршрутного листа по предоставленным ссылкам), а также при посещении занятий. Таким образом, мониторинг деятельности тандемов и ее анализ ведется непрерывно, и куратор имеет возможность при необходимости корректировать работу каждой пары.

ЦЕЛИ:

-                    поддержание интереса к совместной деятельности у участников ПН;

-                    мотивация продолжать совместную работу.

ВАЖНО

Опираться, в первую очередь, на педагогов, которые заинтересованы в результате, так как их позитивный настрой может стать источником вдохновения.

Выстроить систему занятий. Сделать так, чтобы они проходили в определённый день недели, в одно и то же время и в одном и том же месте. Это создаст ощущение стабильности: мы занимаемся, «как всегда». 


Рис. 4. – Инструменты и материалы третьего этапа

                                                                                                                                                         Этап 4. Завершение наставничества

        Куратор проводит завершающие встречи по группам, на которых представляет объём проделанной работы и включает педагогов в анализ деятельности не только их тандема (или деятельности тьютора), но и всего учреждения в целом. Анализ можно проводить по следующим реперным точкам: как была организована работа по реализации ЦМН? Какова роль каждого участника (куратора, педагога, тьютора, заведующих, методистов, педагогов-организаторов)? Чего не хватало для эффективной работы? Что можно было бы улучшить в будущем? Какие выбрать темы для совместного обсуждения? Какие формы занятий опробовать? Достаточна ли методическая составляющая? Что не получилось (минусы организации и сопровождения)? Что получилось (позитивные моменты этого года)?

        Участники ПН заполняют формы для подведения итогов совместной работы, а также анкеты для мониторинга влияния программы наставничества на участников, анализа и оценки ее эффективности.

В качестве итоговых мероприятий можно предложить следующие:

·         конференция для педагогов (представление опыта взаимодействия в тандеме);

·         итоговая встреча-игра для учащихся с презентацией результатов наставничества;

·         круглый стол для тьюторов.

ЦЕЛИ:

-        анализ результатов наставничества;

-        поддержание отношений внутри тандемов и их мотивация на продолжение совместной работы.

ВАЖНО

Заранее подготовить варианты/шаблоны для анализа деятельности педагогов и тьюторов, лучше несколько – на выбор.

Подумать об установлении наставнических отношений с другими объединениями, а может, и учреждениями – о выходе за пределы своей «зоны комфорта». Невозможно развиваться, постоянно используя ресурсы только своей организации.


Рис. 5. – Инструменты и материалы четвертого этапа

                                                                                                                                                                               Заключение

        Первостепенная цель работы куратора – создать систему управления процессом наставничества, способную развиваться. Куратор становится той невидимой нитью, которая связывает всех участников программы. Одна из его главных задач – контроль за тем, чтобы каждое звено системы устойчиво функционировало и стремилось к развитию. Практика показывает, что, преодолев первые трудности, педагоги активно включаются в процесс и сами начинают проявлять инициативу, «креативить», предлагая для решения той или иной проблемы нестандартные решения; участвуют в проектировании группового образовательного маршрута, когда понимают, о чем они ещё хотят узнать на занятиях и какие ситуации разобрать на практике.

        Куратор выступает в роли своеобразного камертона. С одной стороны, он чутко реагирует на малейшие изменения в системе: сомнения, колебания, намерения, пожелания… А с другой стороны, он сам настраивает эту систему, всеми силами содействует раскрытию потенциала каждого её участника.

        Поэтому куратор сам должен быть увлеченным теми идеями, которые он несет педагогам. Люди «загораются» только от того, кто сам «горит».

Не бойтесь предлагать педагогам новое. Всегда найдется тот, кто заинтересуется и пойдет за вами. Главное – начать!


Поделиться: