Поиск по сайту

Формирование учебной мотивации у обучающихся при использовании мультимедийного сопровождения на уроках в начальной школе


Авторcтво: Власова Евгения Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №63» г. Рязань


     Современные мультимедийные технологии, в настоящее время актуальны, так как открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, которые помогают в первую очередь повысить качество обучения в общеобразовательных учреждениях.

     У современных школьников часто снижена познавательная активность, снижены показатели обученности и воспитанности, ослаблен нравственный аспект (век информационных технологий), наблюдается высокий уровень психоэмоционального напряжения, потому сегодня так важно привлечь школьников к учебной деятельности.

     Значительное количество современных исследований по школьной психологии, методике и педагогике посвящено вопросам мотивации школьника, ее влияние на результативность обучения, и одним из центральных вопросов здесь является вопрос о необходимости целенаправленной работы по формированию мотивации в целях повышения эффективности учебного процесса. Так, наиболее известны работы в этой области Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Л.С. Крутецкого, А.К. Марковой, Т.А. Орлова, Л.С. Славиной, Н.Ю. Синягиной и других известных психологов и педагогов. Среди зарубежных авторов, занимавшихся разработкой вопроса мотивации, нужно упомянуть фамилии таких ученых, как У. Макдауголл, М. Маслоу, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен и других.

     Усиление эффективности обучения – вот задача, ничуть не утратившая своей актуальности, которая стоит перед нынешним школьным образованием. С каждым годом школьная программа вбирает в себя все больший объем информации, который должен быть усвоен школьниками в процессе обучения.

     Закономерно возникающие при этом сложности в первую очередь отражаются на эффективности обучения. Чтобы решить эту проблему, необходимо задействовать внутренний потенциал обучающегося, с тем, чтоб усвоение знаний трансформировалось из простого запоминания в осмысленный, эмоционально окрашенный процесс. И для этой цели, педагогу необходимо, прежде всего, найти и в последующем планомерно применять соответствующие способы и средства [3].

     Один из вариантов, на который современный педагоги возлагают большие надежды, заключается именно в отведении ведущей роли мотивации школьника младших классов. Мотивация здесь исполняет роль того фундамента, на котором должен выстраиваться непосредственно процесс обучения. Непременные составляющие любого вида деятельности это:

   - потребности;

   - мотивы;

   - концентрация внимания;

   - принятие решения.

Соблюдение и реализация данной последовательности – гарант положительного конечного результата. Соответственно, эта закономерность в полной мере применима и к учебной деятельности. Учебная деятельность является, прежде всего, одним из видов активности, цель которого- познание ребенком окружающей действительности.

     Таким образом, для осуществления эффективной организации учебного процесса педагогу следует в достаточной степени разбираться в особенностях учебной мотивации и формировании ее в процессе обучения.

     Проведенный анализ литературы и исследований, посвященных проблеме мотивации школьников, раскрывает перед нами значительное разнообразие мотивов, влияющих на эффективность учебно- воспитательного процесса, которые варьируются в зависимости от сложности учебной деятельности, уровня ее организации, возрастных особенностей школьника и всей системы его взаимоотношений с окружающей средой.

     Известно, что мотивационная сфера в детском и подростковом возрасте характеризуется в первую очередь как динамическое, изменяющееся и поддающееся формирующему воздействию явление. Именно поэтому она дает широкие возможности для направленного воздействия учителя, с помощью которого можно формировать, а впоследствии и развивать вполне конкретные мотивы, требуемые для повышения результативности учебного процесса.

     Развитая мотивация может принимать на себя функцию частичной компенсации для продуктивности обучения, в том случае если у обучающегося недостает требуемых умений, знаний или навыков. И на самом деле, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут утратить свою эффективность, как это зачастую случается там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Мотивационная составляющая имеет перспективы в виде больших возможностей. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная и интеллектуальная, и ее изменения бывают весьма стремительными [1].

     Учебная мотивация, как и другие ее виды, обладает полным рядом специфических для этой деятельности факторов. На сегодняшний день образование немыслимо без акцента на таком вопросе, как формирование мотивации учения. Мотивация – многокомпонентное явление, и составляющие ее факторы (цели, интересы, смысл учения и т. д.) беспрестанно изменяются и образуют новые взаимосвязи между собой. В силу этого обстоятельства, исследование процесса формирования мотивации представляется нереальным для «ученика вообще», без учета его возраста и его специфических психологических характеристик [4].

     Мотив – это то, что склоняет деятельность (является формой проявления потребности). Для понимания специфики мотива требуется соотнести его с возрастом. Таким образом, готовность обучающихся следовать указаниям взрослых спадает уже к концу 3-го класса, что свидетельствует об уменьшении роли внешней и повышение внутренней мотивации. Правда, этот факт не столь часто учитывается и родителями, и учителями.

     Необходимо отдельно остановиться на мотивации учебной деятельности школьника по возрасту [5]. Грамотно организованный процесс обучения способствует развитию положительного восприятия и интереса вначале к учителю, впоследствии позитивное отношение распространяется и на преподаваемый им предмет, и наконец, охватывает изучаемую область знаний [2].

     Информационно-технические средства с каждым годом все шире внедряются во все сферы жизни, в том числе и образовательную. Высокими темпами растет информатизация различных процессов в социальной и производственной деятельности, и в числе первых – образовательного процесса. Как и все обновления, они требуют новых знаний и навыков. Для педагога это означает владение новыми педагогическими технологиями, соответствующими требованиям современности.

     Принципиальное отличие мультимедийных компьютерных программ от дидактических материалов предыдущих поколений заключается в большем разнообразии способов, которыми информация может быть представлена обучающимися. Благодаря мультимедийному сопровождению, в одном источнике сочетаются сразу графика, аудио и видео – для взаимодополняющей и максимально исчерпывающей передачи содержания. Как известно, «содержание – это определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление» (ИЯ. Лернер, В.С. Леднев, М.И. Махмутов).

     Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных навыков, навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа также является этической составляющей-компьютерные технологии никогда не заменят общение между обучающимися.

     Применительно к мультимедиа, если вести речь об информационных средствах, в частности, трансляции посредством экрана, понятие содержания может быть несколько откорректировано. В этом случае, содержание будет подразумевать тот же учебный материал, но, в соответствии со спецификой данных средств, преобразованный и адаптированный для аудиовизуального представления.

     Поскольку весь учебный материал в принципе не может быть однородным, соответственно он группируется по каким – либо признакам. Одна из группировок, например, базируется на особенностях его содержания, а еще точнее – его фиксации и применения.

Учебный материал может иметь такие формы наглядной фиксации, как

  1. Иллюстрации (фотографии, документальная видеосъемка). Они имеют большое сходство с объективной реальностью.

  2. Логические изображения (диаграммы, графики, схемы). Основаны на схематичности и ментальных образах, возникающих при изучении изображения. Наглядность здесь позволяет упрощенно воспринимать представлять конкретные сложные структуры.

  3. Изобразительные аналогии. Они не изображают именно объекты или факты, но служат их аналогиями, и это способствует лучшему усвоению сложных компонентов учебного материала.

    Также стоит отметить, что использование мультимедийных технологий в начальной школе, на уроках различных дисциплин актуально поскольку способствует эффективному усвоению учебного материала за счет воздействия на три канала восприятия человека: слуховой, зрительный и кинестетический. Это позволяет решать различные задачи современного урока увеличивать объем материала за счет экономии времени, расширять возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществлять междисциплинарную коммуникацию.

    В сочетании с традиционными формами учебного процесса с использованием мультимедийных технологий позволяет: развивать творческие способности обучающихся, формировать в школе умение работать с информацией развивать коммуникативные способности, развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, создать благоприятный психологический климат на уроках.

    При использовании компьютера вкупе с проектором, отпадает необходимость сразу в целом ряде техсредств обучения. Телевизор, DVD-проигрыватель, доска, печатные издания, иллюстративные материалы в виде макетов, плакатов, портретов, аудиозаписи – все это автоматически упраздняется. Если презентация применяется на обычном уроке в качестве вспомогательного средства, то ее использование будет весьма эффективным для демонстрации иллюстраций, выведения на экран текстовых фрагментов; компьютер с проектором также понадобятся для воспроизведения связанного с темой урока музыкального или представленного в видеоформате материала. Тем не менее, несмотря на множество плюсов, которые предоставляют для учебного процесса ИКТ, существуют также определенные минусы их применения.

Вот наиболее часто встречающиеся недостатки, с которыми приходится иметь дело учителям в ходе осуществления процесса обучения:

  1. Недостаточная техническая оснащенность, а именно – наличие всего одного компьютера в классе, в силу чего индивидуальный подход в процессе обучения сталкивается с проблемой для полноценной его реализации.

  2. Отсутствие в классе подключения к Интернету, в силу чего возникают проблемы с доступом к информации непосредственно в классе, когда это необходимо.

  3. Отсутствие ПК у некоторых обучающихся дома, что обнаруживается не самым лучшим образом на самостоятельной работе детей. Ответственные обучающиеся в таком случае вынуждены работать за компьютером в школе или обращаться за помощью к друзьям, что диктует больше времени.

  4. Учителю не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с использованием ИКТ, особенно при большой нагрузке.

  5. В некоторых случаях, компьютерной грамотности учителя начальных классов может быть недостаточно для работы с ИКТ.

  6. Подготовка презентаций занимает много времени. Не всегда возможно полностью заимствовать презентации у коллег или в Интернете. поскольку они не всегда полностью соответствуют целям и задачам этого урока образовательным возможностям конкретного класса.

    Урок –как прямой инструмент для реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует самого тщательного проектирования. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которая показывает эффективность той или другой разработки. Он одновременно н заканчивает это результатом, и последний этап его обработки, это реализация идей, заложенных разработчиками, он сам тех или иных технологий. Такие уроки эффективны не только для обучающихся‚ но и для учителей, проводящих такие занятия. Результаты работы с мультимедийной поддержкой уроков для учителей дают:

  1) умение систематизировать материал и представить его в четкой и структурированной форме;

  2) возможность организации различных занятий в классе;

  3) сокращение времени перехода от одного этапа урока к другому;

  4) возможность организации работы с видео и музыкальными фрагментами;

  5) организация работы всего класса с литературным текстом и критическими статьями. Большим знанием в этом случае является привлечение обучающихся к проведению таких уроков, так как это приводит к совместному творческому поиску учителя и обучающегося (найдите и подготовьтесь к прослушиванию записи толосов поэтов, автора, читающего произведения искусства, фрагменты художественный текст. критические статьи, оформить содержание соответственно файлу).

Несомненными преимуществами такой работы в режиме мультимедийных программ для обучающихся являются:

  - активация интеллектуальной деятельности обучающихся;

  - активация умения систематизировать материал, выбрать основной и дополнительный;

  - развитие навыков работы с интернет-ресурсом и электронными средствами обучения (автоматизированными системами обучения) в процессе подготовки к уроку;

  - развитие интереса к предмету (повышение уровня интереса обучающихся к занятиям);

  - возможность принимать активное участие в подготовке, организации и проведении уроков самими обучающимися;

  - активация образного мышления и зрительной памяти;

    В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что мотивация – это система стимулов, побуждающих человека х выполнению действий. С помощью нетрадиционных приемов работы c текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Такой развивающей средой в нашей работе выступает сопровождение уроков мультимедийной технологией, которая являются важным средством формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности.

                                                                                                       Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 2006. – 201 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 508 с.

3. Леонтьев А.Н. Учебная мотивация младших школьников. – М., 2014. – 101 с.

4. Ломов Б.Ф. Мотивация деятельности. – М.: Знание, 2011. – 412 с.

5. Якобсон П.М. Формирование учебной мотивации. – М.: Знание, 2012. – 153 с.


Поделиться: