Поиск по сайту

Функциональная грамотность школьника средствами краеведения


Авторcтво: Беткова Ольга Игоревна, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района, учитель, педагог дополнительного образования ГБОУ №97


           Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

           Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

           Миссия предмета История и культура Санкт-Петербурга (краеведение) – духовно-нравственная и практическая ориентация учащихся в городском пространстве, как нельзя подчеркивает направленность на формирование функциональной грамотности.

           К.Д. Ушинский утверждал: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это решаемо, если развивать функциональную грамотность школьника. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением обновления системы образования.

           В обычной жизни в любом тексте нужно уметь читать между строк (находить неявную информацию). Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается информация о дате и времени спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, анализируем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя, как добраться, на чем поехать – это уже неявная для читателя информация. В данном контексте работа с театральным или музейным билетом – это целый набор практических навыков, которые развиваются у школьника. Педагогу, только нужно подтолкнуть ребенка к исследованию.

          Эффективно можно организовать работу с туристическим путеводителем, в котором есть различная информация это   обычный текст, графики, схемы, таблицы

. Можно читать её просто как набор фактов, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь для себя конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения, выходных дней, времени работы и прокладывание собственного маршрута исходя из информации.

          Важным в преподавании краеведения для формирования функциональной грамотности – работа в городском и музейном пространстве - образовательные путешествия, учебные прогулки, музейное ориентирование – где учащиеся действуют в роли активных участников образовательного процесса – прокладывают маршрут, формируют бюджет, работают с картами, анализируют экспонаты музея и объекты городской среды считывают явную информацию и ищут неявную. Общеизвестно, что школьник прочно усваивает только те знания, которые прошли через самостоятельную деятельность, атмосферу научного поиска и исследования. Как показывает практика работы – использование местного материала на уроках не только не вызывает перегрузки, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории и ОДНКНР и делает знания более глубокими.

         Приемы и формы работы, которые используются при изучении краеведения, развивают мотивацию у школьников к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды. Использование исследовательского метода обучения, который применяется при изучении краеведения, позволяет учащимся проводить наблюдения, фиксировать даты, сравнивать их, квалифицировать, обобщать, работать над исследовательскими проектами.

         Краеведческие программы обучения формируют чувства причастности ко всем процессам, проходящим в родном крае и активную жизненную позицию. В рамках курса внеурочной деятельности «Пешком по Петербургу» работа направлена на развитие у детей умения работать с информацией, учит выделять главное, развивает внимательность, память, умение взаимодействовать, стимулирует интерес к творчеству. Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных умений обучающихся, личностных и социальных ценностей ведет к формированию функционально грамотной личности - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

         Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Преподавание краеведения с использованием регионального и субрегионального компонента повышает активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности. Постоянное усложнение заданий, вырабатывает у учащихся способность к анализу, синтезу, обобщению, тем самым формируя у учащихся функциональную грамотность.

Приложение 

Задание №1: Маршрут для внеаудиторного занятия «Сумей разговорить памятник»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

(А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Идея маршрута — это сохранение памяти. Монумент (лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») — значительный по размерам памятник искусственного происхождения, отождествляющий собой какое-либо значимое событие своей эпохи и времени и соответствующий социально-общественному восприятию действительности отождествляемого события.

К основным видам памятников можно отнести: статуи, триумфальные арки, обелиски, трофеи, памятные знаки, памятные доски, абстрактные композиции, технические памятники, мемориальные комплексы.

Обязательно делайте фотографии и видео по ходу маршрута.

Ваш первый объект исследования - дом № 44 по нечетной стороне проспекта, названного в честь французского государственного деятеля, руководителя коммунистического движения во Франции. Определите, как добраться туда от нашей школы? Вперёд! Не забывайте о безопасном поведении на дороге.

Вы подошли к зданию Подумайте, к какому типу постройки оно относится? Почему вы так считаете?

Можете ли вы сказать, примерное время постройки здания? Если да, то поясните свой ответ. Какие характерные черты постройки позволили вам сделать такой вывод?

Узнайте, что сейчас располагается в нем?

Обратите внимание на мемориальную доску, расположенную недалеко от главного входа в здание.

Кому она посвящена? Каким родом деятельности занимался этот человек? Конкретизируйте.

Как он связан с этим местом?

Ваш следующий объект памятник. Памятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов. Он непосредственно находится около этого здания. Он пристально рассматривает мимо проходящих людей. Предположите о чем же он может рассказать?

Назовите объект по виду скульптуры.

Кому он посвящен? Как вы думаете кем был этот человек? Попробуйте догадаться, исходя из тематики вашего путешествия. Если не догадались, cпросите у google. 

Представьте, наш памятник ожил…

Что интересного может он вам сообщить?

Ваш маршрут закончился. Подведем итоги.

Назовите тему, которая связывает все три объекта исследования (здание, мемориальная доска, памятник)

Подумайте, нужно ли увековечивать в камне память об этих деятелях? Аргументируйте свою позицию.

Придумайте название маршрута. Подготовьте электронную презентацию и выступления для своих одноклассников по теме. (Прорекламируйте маршрут. Привлеките внимание к сохранению памяти).

Это последний объект вашего сегодняшнего маршрута -  ваше ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - вы в бизнес-центре, расположенном на Выборгской стороне. Оно хорошо просматривается со стороны крейсера «Аврора».  Это - современное здание круглой формы. Название связано с именем основателя нашего города. Напишите название бизнес-центра -  _______________________________________, напишите адрес, по которому находится здание__________________________. (средствами связи пользоваться нельзя, с участниками олимпиады переговариваться нельзя.  В вашем распоряжении сам объект культурного наследия мемориальные таблички, информация на стендах и прохожие, которых можно расспросить).

Вопрос 1. Говоря словами архитектора вы попали в многосветное пространство общественного здания, освещаемое через световой фонарь или стеклянную крышу. Как в архитектуре называется такое сооружение_____________________. Рассмотрите его убранство. Опишите что представляет собой эта достопримечательность?

Вопрос 2.

Какое «сооружение» расположено в его центре? Как оно называется и какие функции выполняет? Найдите на каком предприятии, кем и когда изготовлено?

Вопрос 3. Рассмотрите детали сооружения. Какие архитектурные и декоративные элементы раскрывают сущность названия объекта? Найдите не менее 3-х деталей.

Выясните, к какой юбилейной дате было создано это сооружение? Какие декоративные элементы подчеркивают время его создания? Найдите не менее 3-х деталей.

Вопрос 4.

Что, на ваш взгляд, может символизировать данное сооружение, и почему оно установлено в здании подобного назначения? Свою точку зрения аргументируйте.

Задание №2 Фрагмент маршрута для участников районного этапа региональной   краеведческой олимпиады. Работа с объектом культурного наследия миниисследование.

Ваше исследование подходит к концу. Проанализируйте все объекты, встреченные на пути, попробуйте объединить их неким смыслом или идеей и ответьте на главный вопрос «Какой образ города у вас сложился в ходе сегодняшнего путешествия? (Образ города - Это, прежде всего, его облик: природная среда, здания, улицы, памятники и другие объекты; это люди – создававшие город, и люди, сегодня живущие в нем. Это личное впечатление человека, побывавшего в городском пространстве, увидевшего и почувствовавшего его.  Образ создаётся как мозаика, складывается как пазл из «кусочков-впечатлений».  У каждого человека – свой образ города, свой Петербург).

Задание №3 Точка удивления к уроку по ОДНКНР курс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» для 5 класса по теме «Санкт-Петербург – город приезжих».

Задание по формированию математической грамотности на примере краеведческого компонента. Предложите учащимся в начале урока работу по анализу численности населения посредством решения математических задач на основании этой имеющейся информации. Составленные задачи отвечают требованиям математической подготовки учащихся 5 класса на момент проведения урока. Некоторые цифры округлены для удобства подсчета. Картина численности населения не искажена.

Проследите изменение численности населения Санкт-Петербурга

с 1703 по 2018 годы, решив мои задачи…

1.      Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете, сколько примерно человек сегодня проживает в самом крупном городе Европы - Москве, во втором по численности - Лондоне и в третьем – Санкт-Петербурге.

а) 9 000 000               б)12 000 000              в) 5 000 000

2.      Город основан в 1703 году, и первоначальное его население составляли работные люди. К 1725 году их насчитывалось 40 000 человек. Но уже к 100-летию Петербурга население выросло примерно в 5 раз. Сколько жителей было в Петербурге к 1803 году?

3.      Вскоре Петербург закрепился как столичный город, в котором хотели жить все больше людей. К 200-летию население увеличилось примерно в 6 раз. Сколько жителей стало жить в Петербурге к 1903 году?

4.      К 300-летию Санкт-Петербурга население мегаполиса выросло до 4 666 000 человек. Узнайте, на сколько больше жителей живет сейчас в нашем городе?

Проверьте с ребятами результаты решения задач и продемонстрируйте учащимся график динамики изменения численности населения Санкт-Петербурга.

Динамика изменения численности населения Санкт-Петербурга


Задание №4 к уроку по ОДНКНР курс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» для 5 класса по теме «Санкт-Петербург – город приезжих» - работу с информационными кейсами по созданию загадок про знаменитых Петербуржцев.

Подведите учащихся к работе с кейсом следующими вопросами;

За счет чего увеличивалось население нашего города? Петербуржцы - откуда они появились? Зачем, с какой целью приезжали? Чем привлекал приезжих наш город? Какими возможностями? Чем сегодня привлекает приезжих город?  Приезжих в Петербурге много. Иногда можно услышать из уст коренных жителей раздраженное: «Понаехали!»

 Как вы думаете, почему петербуржцы не всегда рады приезжим?

 А знаете ли вы, что многими достижениями наш город обязан именно приезжим? Приезжие много сделали для города! Они составили его славу, став знаменитыми людьми.

Далее организуйте работу с информационными кейсами по созданию загадок про знаменитых Петербуржцев.

Первую загадку о знаменитом петербуржце расскажите ребятам сами. Например, про Петра I, Ивана Кулибина или Александра Пушкина.

Материал для учителя

Иван Петрович Кулибин

          

Выдающийся русский механик, изобретатель-самоучка  родился в 1735 году в слободе Подновье Нижегородского уезда в семье торговца мукой.

В юношеском возрасте Иван Кулибин обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764-1767 годах им были созданы по привезенным из Москвы образцам микроскоп, электрическая машина, телескоп и подзорная труба, начата работа над карманными часами, представлявшими собой сложное механическое устройство. В ходе посещения Нижнего Новгорода Екатериной II в мае 1767 года механик был представлен императрице, его работы произвели на нее большое впечатление. Кулибин был приглашен в Санкт-Петербург, где в 1769 году преподнес Екатерине II уникальные карманные часы собственной конструкции (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).

      В 1770-1787 годах И. П. Кулибин руководил механическими мастерскими Санкт-Петербургской Академии наук. Под его руководством изготовлялись астрономические оптические трубы, электростатические устройства, навигационные приборы, в конструировании которых участвовали ученые Академии наук.

      Он создал множество часовых механизмов – «планетные» карманные часы, которые показывали месяцы, дни недели, времена года и фазы луны, миниатюрные «часы в перстне» и т.д. В 1770-х годах им был спроектирован деревянный одноарочный мост через Неву с беспрецедентной для того времени длиной пролета - 298 метров. В 1779 году И. П. Кулибин сконструировал фонарь (прожектор), дававший мощный свет при слабом источнике и применявшийся для освещения мастерских, судов, маяков и пр.

В 1791 году он изготовил педальную повозку-самокатку, в которой применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения. Также им была разработана конструкция «механических ног» (протезов). В 1793 году И. П. Кулибин построил лифт, поднимавший кабину с помощью винтовых механизмов. В 1794 году он создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстоянии.

В 1801 году И. П. Кулибин окончил службу в Академии наук и вернулся в Нижний Новгород, где занимался преимущественно проектами машинных судов.

В 1813 году пожар лишил И. П. Кулибина почти всего имущества. Последние годы жизни изобретатель прожил в бедности. И. П. Кулибин скончался в Нижнем Новгороде в 1818 году.

В России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Память о Иване Кулибине сохранилась в Санкт-Петербурге в названии площади – площадь Кулибина, расположенная в Адмиралтейском районе.

Прочитайте очерк о жизни и деятельности Ивана Кулибина. Проанализируйте информацию. Составьте загадку для своих одноклассников по следующим критериям: Чем прославился ваш герой? Что он привнес в город? Как сохранена память об этом знаменитом петербуржце в Санкт-Петербурге (в топонимах, памятниках, музеях).

Вариант загадки:

Я рассказу вам загадку про одного знаменитого Петербуржца. Если догадались. Остановите меня и предположите кто он.

Мой герой родился в 1735 году в слободе Подновье Нижегородского уезда в семье торговца мукой. В юношеском возрасте он обучился слесарному, токарному и часовому делу и создал микроскоп, электрическую машину, телескоп и подзорную трубу. Ну как вы догадались кто мой герой? Нет. Идем дальше.

Однажды Екатерина II посетила Нижний Новгород, и мой герой был представлен императрице, его работы произвели на нее большое впечатление. Императрица пригласила моего героя в Санкт-Петербург. В подарок он преподнес Екатерине II уникальные карманные часы собственной конструкции. Сейчас они хранятся в Государственном Эрмитаже. Ну как вы догадались кто мой герой? Нет. Идем дальше.

В 70-80 годах XIX века мой герой руководил механическими мастерскими Санкт-Петербургской Академии наук. Под его руководством изготовлялись астрономические оптические трубы, электростатические устройства, навигационные приборы. Он создал множество часовых механизмов – «планетные» карманные часы, которые показывали месяцы, дни недели, времена года и фазы луны, миниатюрные «часы в перстне» и т.д. В 1770-х годах им был спроектирован деревянный одноарочный мост через Неву с беспрецедентной для того времени длиной пролета - 298 метров. В 1779 году мой герой сконструировал фонарь- прожектор, дававший мощный свет при слабом источнике и применявшийся для освещения мастерских, судов, маяков. Ну как вы догадались кто мой герой? Нет. Идем дальше.

Мой герой выдающийся русский механик, изобретатель-самоучка.  В 1791 году он изготовил педальную повозку-самокатку, в которой применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения, также он разработал конструкцию «механических ног» - протезов. В 1793 году мой герой построил лифт, поднимавший кабину с помощью винтовых механизмов. В 1794 году он создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстоянии. Ну как вы догадались кто мой герой? Нет. Идем дальше.

В начале XIX века мой герой окончил службу в Академии наук и вернулся в Нижний Новгород, где занимался преимущественно проектами машинных судов. Сильный пожар лишил моего героя почти всего имущества. Последние годы жизни он прожил в бедности и скончался в Нижнем Новгороде в 1818 году. Ну как вы догадались кто мой герой? Нет. Идем дальше.

В России фамилия моего героя стала именем нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Память о моем герое сохранилась в Санкт-Петербурге в названии площади расположенной в Адмиралтейском районе. Ну как вы догадались кто мой герой? Это Выдающийся русский механик, изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин.

Работу учащихся по созданию загадок о знаменитых петербуржцах организуйте по следующему алгоритму:

Кейс №2 работа учащихся по составлению загадок о знаменитых Петербуржцах

Алгоритм составления загадки о знаменитом Петербуржце

  1. Прочитайте очерк о жизни и деятельности знаменитого петербуржца
  2. Проанализируйте информацию
  3. Составьте загадку для своих одноклассников по следующим критериям: Чем прославился ваш герой? Что он привнес в город? Как сохранена память об этом знаменитом петербуржце в Санкт-Петербурге (в топонимах, памятниках, музеях)?

Возможна организация работы учащихся с сайтом «ЭТНОПЕТЕРБУРГ» в рубрике «Знаменитые Петербуржцы», там ребята сами смогут выбрать персону и подготовить загадки. Работая с сайтом, они смогут составить более полное впечатление о том, что, Санкт-Петербург город гениев. Петербург совсем не даром носит гордое имя культурной столицы России, он подарил миру множество талантливых выдающихся личностей. Это великие ученые, музыканты, поэты, писатели, художники, артисты, медики, инженеры — люди, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. Работу можно организовать по плану:

1.«Они были первыми» – петербуржцы строили и создавали облик города, на примере биографий таких знаменитых петербуржцев как Петр I, Доменико Трезини, Александр Меньшиков, Михаил Ломоносов…

Для работы по составлению загадки предложите детям информацию о Доменико Трезини.

Прочитайте очерк о жизни и деятельности Доменико Трезини. Проанализируйте информацию. Составьте загадку для своих одноклассников по следующим критериям: Чем прославился ваш герой? Что он привнес в город? Как сохранена память об этом знаменитом петербуржце в Санкт-Петербурге (в топонимах, памятниках, музеях).

Доменико Трезини


       Архитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко. Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик.

       Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

      С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I. В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры — симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой.

      Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Этот проект был утверждён указом Петра I в январе 1716 года. На острове предполагалось построить правительственный и торговый центр города. Планировалось прорыть длинный канал, пересекающий его с востока на запад 62 поперечных канала-линии и несколько бассейнов, где могли бы разворачиваться суда.

      План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике. В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» — городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города. Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини — Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

      Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.

 2.«Имперская столица» - петербуржцы создавали культурный имидж города, дворянскую культуру, на примере биографий таких знаменитых петербуржцев как Александр Пушкин, Михаил Кутузов, Александр Суворов, Екатерина II…  

Для работы по составлению загадки предложите детям информацию о Александре Васильевиче Суворове.

Прочитайте очерк о жизни и деятельности Александра Суворова. Проанализируйте информацию. Составьте загадку для своих одноклассников по следующим критериям: Чем прославился ваш герой? Что он привнес в город? Как сохранена память об этом знаменитом петербуржце в Санкт-Петербурге (в топонимах, памятниках, музеях).

Александр Васильевич Суворов


        Великий русский полководец, генералиссимус — участвовал в семи крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл. Один из самых известных полководцев в мире. Александр Васильевич Суворов родился в Москве в 1730 году в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I. Несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники сомневались в возможности для него служить, но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генералиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756–1762 годах, первой и второй Русско-турецких войнах, Польских походах 1768–1772 и 1794 годов, войнах с Францией. Суворов, почти полвека преданно служил Отечеству. Завершил свою карьеру Суворов при Павле I генералиссимусом, получив этот чин в 1799 году после Итальянского и Швейцарского походов. Прославленный полководец принял участие и в подавлении пугачевского бунта, конвоируя Емельяна Пугачева в Симбирск. Умер Суворов в Санкт-Петербурге 6 мая 1800 года. На его могиле в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге лежит плита с краткой надписью, которую он сам завещал сделать: «Здесь лежит Суворов». Свой взгляд на военное искусство Суворов изложил в книге с ясным названием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстановку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места. Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении — легко на походе!» — не раз повторял он. Правила военной науки Суворов излагал порой образными поговорками. Например, «Бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «Пуля — дура, штык — молодец». Выросший среди громких российских побед, он имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он. Или вот еще суворовские слова: «Мы, русские, всё одолеем!». «Доброе имя должно быть у каждого честного человека; лично я видел это доброе имя в славе своего отечества». Суворов - первый человек, в честь которого в России был основан мемориальный музей. В годы Великой отечественной войны учрежден орден Суворова, открыты Суворовские училища. В Санкт-Петербурге есть площадь и проспект, названные именем полководца. На Суворовской площади напротив Марсова поля установлен памятник полководцу в 1801 году.

3.«Научный центр» - петербуржцы способствовали прорыву в науке, на примере биографий таких знаменитых петербуржцев как Дмитрий Менделеев. В данном кейсе можно организовать работу с интернет статьей газеты «Аргументы и Факты» «Город гениев. 12 лауреатов нобелевской премии, связанных с Петербургом». Работая с ресурсом, ребята составят представление о нобелевских лауреатах-петербуржцах, и смогут составить загадки об известных ученых Петербурга.

Для работы по составлению загадки предложите детям информацию о Дмитрии Ивановиче Менделееве. Прочитайте очерк о жизни и деятельности Дмитрия Менделеева. Проанализируйте информацию. Составьте загадку для своих одноклассников по следующим критериям: Чем прославился ваш герой? Что он привнес в город? Как сохранена память об этом знаменитом петербуржце в Санкт-Петербурге (в топонимах, памятниках, музеях).

Дмитрий Иванович Менделеев


      Русский ученый-энциклопедист. В 1869 году открыл периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. Родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье семнадцатым ребёнком. В 1841-1849 гг. учился в Тобольской гимназии. Высшее образование получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. В 1864-1866 гг. Д.И. Менделеев был профессором Петербургского технологического института. Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г., когда он составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области. В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества. В 1890 г. Менделеев, будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он в 1892 г. блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. от воспаления легких. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Библиотека Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, приобретена Петербургским университетом и хранится в особом помещении, когда-то составлявшем часть его квартиры. (в настоящее время музей-квартира Менделеева). Памятник Менделееву был установлен 2 февраля 1932 года на Московском проспекте недалеко от Технологического института. Три года спустя к нему присоединилось мозаичное панно, изображающее всю периодическую систему химических элементов. Ее разместили прямо на стене дома, что, напротив.

Персоналии могут быть другие - по выбору учителя.

Выслушайте полученные загадки. Подведите итог работы в группах. Сделайте вывод, что все эти люди прославили город.

Петербуржец не просто проживающий в городе, а продвигающий его вперед! Продвигать можно по-разному, не обязательно делать какие-то великие открытия и дела. Достаточно честно трудиться, учиться, заботится о своем дворе и т.д.





Поделиться: