Поиск по сайту

Достижение функциональной грамотности посредством внедрения краеведческого компонента в содержание школьного образования


Авторcтво: Алексеева Юлия Леонидовна, директор ГБОУ школы №97, учитель, Новикова Ирина Львовна, заместитель директора по УВР ГБОУ школы №97, учитель


     Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей.

     Функциональная грамотность (ФГ) − способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

     Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

     Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную, информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

·               Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

·               Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

·               Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

·               Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

·               Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

·               Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

·               Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

В Распоряжении КО Правительство Санкт-Петербурга от 15.09.2021 №2598-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год» выделены шесть направлений формирования функциональной грамотности, обучающихся 8-9 классов в 2021-2022 учебном году:

- читательская грамотность

- математическая грамотность

-естественнонаучная грамотность

- финансовая грамотность

- глобальные компетенции

- критическое мышление

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

Почему «функциональная грамотность»? Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России.

PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment);

– это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки 15-ти летних школьников разных стран мира. Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является Федеральный институт оценки качества образования.

Мониторинг проводится с 2000 года с периодичностью раз в три года. Последний мониторинг прошел в 2018 году. В разные годы в нем принимали участие более 60 стран мира.

Итак, целью мониторинга PISA является оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это и является «функциональной грамотностью».

Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Структура мониторинга.

Мониторинг проводится по 3 направлениям (в каждом цикле одному из них уделяется основное внимание):

- читательская грамотность

- естественнонаучная грамотность

- математическая грамотность

В исследовании PISA-2018 основным направлением стала читательская грамотность.

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:

PISA-2012 – финансовая грамотность

PISA-2015 – решение проблем

PISA-2018 – глобальные компетенции

Новый цикл исследования PISA должен был пройти в 2021 году, основное внимание в нем уделяется математической грамотности, а в качестве дополнительного направления впервые будет исследоваться креативность мышления учащихся.

Что известно о PISA-2022?

     В рамках PISA-2022, по официальным данным, будет тщательно анализироваться в качестве основополагающего направления математическая грамотность. А дополнительной областью станет креативное мышление. Будет выясняться, насколько эффективно в разных государствах учеников готовят к активному использованию математики в главных аспектах: общественном, профессиональном и личном. В математической грамотности в 2022-ом году выделяется ключевой компонент – математическое рассуждение. И оно должно предполагать умения оценивать, правильно интерпретировать, рационально применять и грамотно формулировать знания. Причём навыки должны использоваться в четырёх жизненных контекстах: научном, личном, профессиональном и общественном. Математическое содержание в рамках рассматриваемой концепции делится на четыре категории:

·                неопределённость и данные;

·                количества;

·                формы с пространствами;

·                зависимости, изменение.

     В математическую концепцию добавляются навыки, особенно необходимые в 21-ом веке. Это креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, а также коммуникация.

Основные шаги по формированию функциональной грамотности

    В рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где в качестве одной из приоритетных целей развития нашей страны на ближайшие годы названо вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, была разработана методология и критерии оценки качества общего образования на основе практики международных исследований.

    Анализ региональной диагностической работы по функциональной грамотности обучающихся 6-ых классов образовательных организаций Санкт-Петербурга в 2020-2021 учебном году выявил следующие проблемы:

– при недостаточных предметных знаниях и умениях школьники испытывают затруднения в применении их в ситуациях, близких к реальной жизни, а также при работе с информацией, представленной в формате, не характерном для большинства отечественных учебников и учебных пособий. Эти тенденции подтверждаются международными и всероссийскими исследованиями качества отечественного образования. Очевидны недоработки и в формировании метапредметных результатов освоения ООП, в первую очередь, связанные со смысловым чтением.

Данные выводы подтверждают и результаты РДР по функциональной грамотности обучающихся 6-ых классов ГБОУ школы №97 Выборгского района Санкт-Петербурга 18-19 февраля 2021 г. (компьютерное тестирование).

6 «А» класс-23 человека

Отметка (уровень функциональной грамотности)

Количество

высокий

0

средний

8

низкий

14

Ниже порогового

1

6 «Б» класс-21 человек

Отметка (уровень функциональной грамотности)

Количество

высокий

0

средний

12

низкий

9

Ниже порогового

0

6 «А» и 6 «Б» классы-44 человека

Отметка (уровень функциональной грамотности)

Количество

высокий

0

средний

20

низкий

23

Ниже порогового

1


Результаты РДР по оценке функциональной грамотности обучающихся 6 классов образовательных организаций Санкт-Петербурга демонстрируют необходимость создания специальной программы курсов повышения квалификации и проведения ряда семинаров для повышения профессиональной и методической компетентности педагогов в сфере формирования и оценки функциональной грамотности учащихся, обновлению содержания образования. Выявленные проблемы еще раз подтверждает важность исследований качества образования в области развития функциональной грамотности учащихся для сохранения поступательного развития петербургской системы образования.

     Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

     Одной из составляющих развития функциональной грамотности является использование краеведческого материала. Краеведение является важным элементом содержания образовательного процесса. В основе реализации программы по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО, ООО, СОО и помогает ребёнку в освоении различных видов универсальных учебных действий.

    Нельзя не согласиться со словами академика Д.С. Лихачёва, который говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. По его словам, «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

    Школа - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Краеведческая работа в нашей школе носит системный характер. Начиная с первого класса, дети знакомятся с программой внеурочной деятельности.

Классы

Название программы внеурочной деятельности

Количество часов в год/неделю

1-4

 

Пешком по Санкт-Петербургу

34/1

5-7

 

Пешком по Санкт-Петербургу

34/1

8

Санкт-Петербург. Выборгская сторона-хранитель духовных традиций народов России.

34/1

9

 

Петербуржец-хранитель духовных традиций народов России.

34/1

10

 

Я-гражданин России

34/1

11

 

Роль личности в истории. Технология создания исторического текста.

34/1

     Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в школе

- формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения - поисково-исследовательская, проектная деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских проектах.

Очень важно научить их наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и привить желание находить на них ответы. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Термин же «краеведение» имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

     Мы учим детей осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

     При отборе краеведческих сведений для урока и внеурочной деятельности необходимо придерживаться следующих правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для нашего края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-либо теме или знакомому объекту, например, улице, где находится школа, дом;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Таким образом, у школьников формируется ряд ключевых компетенций:

· умение применять свои знания в решении практических задач;

· умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность;

· познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

     История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую мы доносим через разнообразие форм и методов в изучении краеведения, воспитывая Человека, Гражданина, Патриота.

В ГБОУ школе №97 Выборгского района Санкт-Петербурга уже предприняты следующие шаги:

1.      Внесены изменения в ООП НОО, ООО, СОО в части планируемых личностных, метапредметных результатов освоения обучающимися программ, системе оценки достижений планируемых личностных и метапредметных результатов освоения программ.

2.      Внесены изменения в рабочие программы по всем предметам. По современным требованиям, все рабочие программы должны предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности. В особенности это касается русского языка, литературного чтения, английского языка, математики, и окружающего мира в начальной школе; русского языка, литературы, английского языка, математики, географии, биологии, физики, химии, обществознания в основной и средней школе.

3.      Внесены изменения в программу воспитания и социализации, формирование функциональной грамотности обозначено как приоритетная задача.

4.      Внесены изменения в положение о внутришкольной системе оценки качества образования (ВСОКО).

5.      Обучение педагогов. Системное использование на уроках и во внеурочное время всеми педагогами школы форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

 

 

 


Поделиться: